Найти тему

Полная вакханалия: как изображали Диониса в разные эпохи?

Поговорим сегодня о боге Дионисии и том, как его образ перерабатывали художники на протяжении веков.

Дионис – сын Зевса и смертной женщины Семелы – в греческой мифологии бог, олицетворяющий вечную молодость, бог плодоносящих сил земли, виноделия, растительности. В Риме Диониса почитали под именем Вакха – отсюда вакханалии и вакханки. Имя Диониса или Вакха ассоциируется с весельем, радостью, счастьем.

В шествии Диониса, носившем экстатический характер, участвовали вакханки, сатиры, менады с тирсами (жезлами), увитыми плющом. Дионис славится как Лиэй («освободитель»), он освобождает людей от мирских забот, снимает с них путы размеренного быта, рвет оковы, которыми пытаются опутать его враги, и сокрушает стены. Из религиозно-культовых обрядов, посвященных Дионису, возникла древнегреческая трагедия. На праздниках в честь Вакха стали впервые разыгрываться пьесы; эти праздники устраивались во время виноградного сбора: сборщики винограда, сидя на повозках и окрасив себе лицо виноградным соком, произносили веселые и остроумные монологи или диалоги. Вскоре повозки заменились театральным зданием, а сборщики винограда – актерами.

-2

Образ Диониса - Вакха прошел сложный путь развития. Изначально произведения греческого искусства представляли Диониса в облике божества неопределенного пола. В период архаики и классики сформировался его иконографический образ. Бог представлен в двух ипостасях с характерными функциями. В первой он – статусный муж: величавый, грозный и могущественный. Как правило, тело бога в таких случаях не обнажено, напротив — он не просто облачен в хитон, но также одет и в гиматион — плащ со множеством складок. В его руках тирс, символ человеческого начала, и виноградная лоза, символ плодородия. На голове венок из тех же виноградных листьев, который можно прочитать как аллегорию триумфа по аналогии с лавровым венком.

Первые изменения в его трактовке наблюдаются в краснофигурной вазописи. Диониса изображают юным юношей с женственными чертами лица, в венке из плюща, держащим тирс в руке. Именно таким он и «входит» в эпоху Возрождения, когда к образу Диониса обращаются Леонардо да Винчи, Тинторетто, Микеланджело, Тициан, по-своему переосмысляя этот образ.

Да Винчи следует канону, который задает скульптура эллинистической эпохи: его «Вакх» — это юноша в самом рассвете сил, стройный, сливающийся с природой.

-3

Рядом с богом представлены все его атрибуты: лоза, стелющаяся по камням, венок, тирс, шкура леопарда на бедрах и олень, лежащий поодаль. При этом картина напоминает другую работу Да Винчи – «Иоанн Креститель». Можно продолжить аналогию и найти общие черты между двумя героями: и Дионис, и Иоанн мучительно погибли, их тела оскверняли, разделяли на части (Диониса в образе быка съели по частям титаны, а Иоанну отрубили голову). Однако оба воскресли: Дионис известен как бог, рожденный дважды, Иоанн же воскрес, потому был способен творить чудеса (Евангелие от Матфея, глава 14, стих 2).

Совсем не каноничен Вакх на картине Тициана «Браво».

-4

Художник выбирает сюжет мифа о царе Пинфее и его борьбе с культом Вакха. Он запечатлевает момент ареста Диониса. Акцент на картине – на выражении лица бога. Оно вопросительно спокойное, сдержанное – в противовес сжатому в кулаке кинжалу конвоира. Мы не видим лица того, кто уводит Вакха, нам оно и не важно. Он обезличен и символизирует всех врагов Вакха.

В дальнейшем образ Диониса - Вакха все больше ассоциируется с аллегорией эстетизированного праздничного мироощущения, ставшей главной чертой Нового времени.

У Караваджо есть две знаковые картины о Дионисе. Возьмем «Больного Вакха».

-5

Кожа Диониса имеет зеленоватый мертвенный оттенок, на ее фоне выделяются посиневшие губы и отеки под глазами. Кисть руки, напротив, более темного цвета. Глаза и волосы глубокого черного цвета, сливаются с таким же монохромным фоном. В руках он держит кисть винограда – выглядит как последняя попытка уцепиться за уходящую силу жизни. Мы видим здесь трагический дуализм земного и божественного начал.

У Рубенса Вакх – бьющий через край полнотой жизни, воспринимающийся как радостный гимн во славу всего земного.

-6

А у Веласкеса Вакх предстает в образе земного, равного с простыми людьми божества.

-7

В XVIII веке Вакх был практически не востребован. В редких вакхических сюжетах воссоздается классический образ бога виноделия. Перелом XIX и XX века в российской и европейской культуре был периодом интенсивных исследований древности. Возник новый взгляд на античность, благодаря которому дионисийский мотив „освободился от оков векового архетипа”, „склоняясь” с той поры к более существенным, чем пьяное упоение, антропологическим смыслам. Мифы о Дионисе оказали огромное влияние на творчество Фридриха Ницше, где открывается особое представление дионисийского начала, Дионису посвятил свои труды Вячеслав Иванов, признававший греческого бога префигурацией Христа. Дионисийский миф в интерпретации Иванова стал базовой основой в творчестве таких знаменитых писателей как Михаил Бердяев, Андрей Белый, Фёдор Сологуб, Георгий Чулков, Виктор Гофман.

К культу Диониса обращались и композиторы 19-20 веков - А.С. Даргомыжский "Торжество Вакха", К. Дебюсси "Триумф Вакха" и опера "Дионис", опера Ж. Масне "Вакх" и др.