Поговорим сегодня о боге Дионисии и том, как его образ перерабатывали художники на протяжении веков.
Дионис – сын Зевса и смертной женщины Семелы – в греческой мифологии бог, олицетворяющий вечную молодость, бог плодоносящих сил земли, виноделия, растительности. В Риме Диониса почитали под именем Вакха – отсюда вакханалии и вакханки. Имя Диониса или Вакха ассоциируется с весельем, радостью, счастьем.
В шествии Диониса, носившем экстатический характер, участвовали вакханки, сатиры, менады с тирсами (жезлами), увитыми плющом. Дионис славится как Лиэй («освободитель»), он освобождает людей от мирских забот, снимает с них путы размеренного быта, рвет оковы, которыми пытаются опутать его враги, и сокрушает стены. Из религиозно-культовых обрядов, посвященных Дионису, возникла древнегреческая трагедия. На праздниках в честь Вакха стали впервые разыгрываться пьесы; эти праздники устраивались во время виноградного сбора: сборщики винограда, сидя на повозках и окрасив себе лицо виноградным соком, произносили веселые и остроумные монологи или диалоги. Вскоре повозки заменились театральным зданием, а сборщики винограда – актерами.
Образ Диониса - Вакха прошел сложный путь развития. Изначально произведения греческого искусства представляли Диониса в облике божества неопределенного пола. В период архаики и классики сформировался его иконографический образ. Бог представлен в двух ипостасях с характерными функциями. В первой он – статусный муж: величавый, грозный и могущественный. Как правило, тело бога в таких случаях не обнажено, напротив — он не просто облачен в хитон, но также одет и в гиматион — плащ со множеством складок. В его руках тирс, символ человеческого начала, и виноградная лоза, символ плодородия. На голове венок из тех же виноградных листьев, который можно прочитать как аллегорию триумфа по аналогии с лавровым венком.
Первые изменения в его трактовке наблюдаются в краснофигурной вазописи. Диониса изображают юным юношей с женственными чертами лица, в венке из плюща, держащим тирс в руке. Именно таким он и «входит» в эпоху Возрождения, когда к образу Диониса обращаются Леонардо да Винчи, Тинторетто, Микеланджело, Тициан, по-своему переосмысляя этот образ.
Да Винчи следует канону, который задает скульптура эллинистической эпохи: его «Вакх» — это юноша в самом рассвете сил, стройный, сливающийся с природой.
Рядом с богом представлены все его атрибуты: лоза, стелющаяся по камням, венок, тирс, шкура леопарда на бедрах и олень, лежащий поодаль. При этом картина напоминает другую работу Да Винчи – «Иоанн Креститель». Можно продолжить аналогию и найти общие черты между двумя героями: и Дионис, и Иоанн мучительно погибли, их тела оскверняли, разделяли на части (Диониса в образе быка съели по частям титаны, а Иоанну отрубили голову). Однако оба воскресли: Дионис известен как бог, рожденный дважды, Иоанн же воскрес, потому был способен творить чудеса (Евангелие от Матфея, глава 14, стих 2).
Совсем не каноничен Вакх на картине Тициана «Браво».
Художник выбирает сюжет мифа о царе Пинфее и его борьбе с культом Вакха. Он запечатлевает момент ареста Диониса. Акцент на картине – на выражении лица бога. Оно вопросительно спокойное, сдержанное – в противовес сжатому в кулаке кинжалу конвоира. Мы не видим лица того, кто уводит Вакха, нам оно и не важно. Он обезличен и символизирует всех врагов Вакха.
В дальнейшем образ Диониса - Вакха все больше ассоциируется с аллегорией эстетизированного праздничного мироощущения, ставшей главной чертой Нового времени.
У Караваджо есть две знаковые картины о Дионисе. Возьмем «Больного Вакха».
Кожа Диониса имеет зеленоватый мертвенный оттенок, на ее фоне выделяются посиневшие губы и отеки под глазами. Кисть руки, напротив, более темного цвета. Глаза и волосы глубокого черного цвета, сливаются с таким же монохромным фоном. В руках он держит кисть винограда – выглядит как последняя попытка уцепиться за уходящую силу жизни. Мы видим здесь трагический дуализм земного и божественного начал.
У Рубенса Вакх – бьющий через край полнотой жизни, воспринимающийся как радостный гимн во славу всего земного.
А у Веласкеса Вакх предстает в образе земного, равного с простыми людьми божества.
В XVIII веке Вакх был практически не востребован. В редких вакхических сюжетах воссоздается классический образ бога виноделия. Перелом XIX и XX века в российской и европейской культуре был периодом интенсивных исследований древности. Возник новый взгляд на античность, благодаря которому дионисийский мотив „освободился от оков векового архетипа”, „склоняясь” с той поры к более существенным, чем пьяное упоение, антропологическим смыслам. Мифы о Дионисе оказали огромное влияние на творчество Фридриха Ницше, где открывается особое представление дионисийского начала, Дионису посвятил свои труды Вячеслав Иванов, признававший греческого бога префигурацией Христа. Дионисийский миф в интерпретации Иванова стал базовой основой в творчестве таких знаменитых писателей как Михаил Бердяев, Андрей Белый, Фёдор Сологуб, Георгий Чулков, Виктор Гофман.
К культу Диониса обращались и композиторы 19-20 веков - А.С. Даргомыжский "Торжество Вакха", К. Дебюсси "Триумф Вакха" и опера "Дионис", опера Ж. Масне "Вакх" и др.