Порой медали покрываются пылью, а поражения становятся культовыми.
Давайте сразу разберемся с главным. Если вы не смотрите или того хуже – бойкотируете Олимпиаду в Париже, потому что там нет наших, то просто не любите спорт. Дальше можете не читать. Да, национальная скрепа – это отличная струна, за которую можно тянуть и борьба «наших» с «не нашими» гарантированный хайп. Но помимо ора с пивным бокалом у телевизора, на Играх всегда полно невероятных сюжетов, которые достойны экранизаций, а не студий Андрея Малахова.
Олимпиада проводится один раз в четыре года и для всех атлетов (кроме футболистов и теннисистов) – это пик карьеры. Витрина демонстрации всего того, на что они положили всю жизнь. Но очень часто бывает так, что блеск золота меркнет на фоне историй. На Олимпиадах не бывает «чемпионов сердец», но это порой куда круче. За что мы любим Олимпийские игры? За непредсказуемые сюжеты и драмы. Больше никогда и нигде всего один старт или финиш может сломать человеку жизнь или возвести его в ранг бессмертных.
Афины-2004. Алексей Немов
На Играх в Греции живой легенде российской гимнастики было уже (!) 28. Да, для любого вида спорта – это самый расцвет, но Алексей пел лебединую песню. К тому моменту в его активе было уже 4 золота Игр, и он просто хотел красиво попрощаться с большим спортом. Любимым снарядом Немова всегда была перекладина. Это были полторы минуты гениального представления, в которые он вложил все: гениальные перелеты Ковача, амплитуда, подача, соскок, пауза и зал взревел. Лучшее выступление вечера и заявка на золото. Но тут возникает непонятная заминка. Судьи бледнеют, суетятся, совещаются и выставляют Немову оценки только на промежуточное третье место.
В зале шок, переходящий в беспорядки. На трибунах мало российских болельщиков, но зато полно тех, кто видит несправедливость. Слово «позор» раздается на всех языках мира и атмосфера близка к критической. Судьи, которые пару минут назад считали себя вершителями судеб, вдруг сжались и задрожали. Разъяренные болельщики махали кулаками в сторону столика и матерились. В итоге пришлось пересмотреть оценки, но «подачка» выглядела не лучше – Немов все равно оставался на третьем месте. Соревнования остановились на 20 минут, люди понимали, что их обманывают.
Немов вполне мог сесть на гребень этой волны и довести ситуацию до крайности, но чемпион встал и начал успокаивать зал. Он словно говорил болельщикам: «Спасибо, дорогие, спасибо! Я вас слышу, вы молодцы, но решения принимают судьи». В эти минуты зал был готов идти за спортсменом до конца, но он стал живым щитом, спасшим всю гимнастику от позора. В итоге великий чемпион в тот вечер стал лишь пятым, хотя сейчас никто не назовет четырех атлетов, кто были по итогу выше него.
Где музыка?
Синхронное плавание – это тот вид спорта, где наши никому, никогда и нигде не отдавали золото. Всем понятно, что соперничают наши девушки только с вечностью. Готовы они всегда круче любой группы десантников, а внешне – все с обложки. Проблемы могли возникнуть только извне.
Произвольная программа сборной России – это даже не высший пилотаж, а космос. Восемь девушек выстраиваются на бортике, начинают представление «на суше», но вырубается музыка! Приходится начинать заново! План сбивается, подступают нервы. Вторая попытка начинается идеально, фигуры в воде хоть линейкой вымеряй. Поддержки, руки, ноги, волны – блеск. Но в момент кульминации музыка снова вырубается! Здесь уже никаких нервов не хватит. Тренеры смотрят за диджейский пульт, судьи не знают, как это оценивать – придется начинать в третий раз! Но тут включается зал, который воспринимает это как шанс насладиться космическим уровнем в третий раз подряд. Зрители поддерживают наших девушек аплодисментами всю программу и те исполняют ее без сбоев – золото.
17 лет спустя на Играх в Токио такой же сбой с музыкой у нашего золотого дуэта Ромашина – Колесниченко. Опять вторая попытка – и все идеально. Знаете что? За пультом спустя 17 лет сидел тот же самый диджей.
Обыграли непобедимых
Мюнхен-1972
В истории Олимпиад Игры в Мюнхене 1972-го останутся как кровавые из-за жуткого теракта в деревне спортсменов, но для всего отечественного баскетбола – это великая победа. Команда СССР доминировала в Европе, но сборная США никогда в истории не проигрывала на Олимпиадах. Та игра вписана в историю отечественного спорта золотыми буквами. Это была боевая игра, где каждый баскетболист выдал свой максимум. В равном матче все решалось в самой концовке и американцы за три секунды до сирены вели в одно очко. Однако судья-хронометрист нажимал кнопке на пульте как ребенок клавиши на синтезаторе – в итоге сборная СССР не смогла провести последнюю атаку. Американцы высыпали на паркет и начали праздновать, но наша делегация подала протест. В этот момент на табло вообще горели 50 секунд.
После некоторых разбирательств сборная СССР получила право провести атаку за 3 секунды до конца. При этом мяч вводился из-под своего кольца. А дальше было чудо. Иван Едешко одним пасом закинул мяч на Александра Белова, а дальше уже история. Великан поймал его в окружении всех американцев мира, попутно растолкав их, и положил в кольцо левой рукой. Истрия, бессмертие, фильм.
Барселона-1992. Посторонний на дорожке
Британский спринтер Дерек Редмонд ехал в Барселону как один из основных фаворитов на дистанции 400 метров. Атлет пропустил весь прошлый сезон из-за травмы, но к Олимпиаде был в прекрасной форме. Предварительный забег он выиграл в одну кассу. В четвертьфинале без труда решил задачу по выходу в полуфинал. До месты оставался один шаг. Полуфинальный забег Редмонд начал в своем темпе, но через 150 метров арену заглушил страшный крик – Дерек порвал заднюю поверхность бедра и рухнул на дорожку.
К нему тут же подбежали врачи, а сам бегун разрыдался сидя на коленях. В этот момент все уже финишировали, но Редмонд встал и расталкивая врачей поскакал к финишу на одной ноге! Вытирая слезы, он ковылял к мечте. За 100 метров до финиша с трибуны к нему рванул грузный мужчина. Стюарды и судьи пытались остановить человека, но он был очень напорист. Это отец Дерека бежал к своему сыну.
Папа и отец обнялись на дорожке, не обращая внимания ни на кого вокруг. Редмонд-младший разревелся на плече отца.
– Тебе не обязательно делать это, – сказал он сыну.
– Нет, папа! Я должен!
– Ну тогда, сынок, мы сделаем это вместе!
Они начали этот путь вдвоем, вдвоем же и закончили. 65-тысячная арена стояла на ногах и плакала. Под овации отец с сыном дошли до финиша. На победителей забега всем было плевать. В протоколе написали «не закончил забег», потому что он финишировал с посторонней помощью, но все понимали, что Редмонд настоящий чемпион. Чемпион сердец.
Автор материала: Артур Еникеев