История подделок насчитывает не одну тысячу лет и начинается ровно тогда, когда человека поглощает страстное желание владеть вещью: сакральной, ценной, красивой. А как только становится понятно, что богач готов втридорога заплатить за обладание оригиналом, зарождается огромный и не поддающийся контролю мир фальшивок и копий.
Напишем широкими мазками историю рынка подделок искусства – самого крупного и маржинального на сегодняшний день. Торговля фальшивками – дело весьма прибыльное, конечно, при условии, что в него вовлечены знающие и аккуратные люди. Рынок работает просто: подделывают того, на кого есть спрос. Так было с Микеланджело и Рембрандтом, Иваном Айвазовским и Константином Коровиным, Морисом де Вламинком и Андре Дереном, Энди Уорхоллом и Джексоном Поллоком.
Но для начала разграничим термины. Не все копии – это подделки. Иногда это просто копии, картины, написанные в учебных целях или специально, чтобы, скажем, каждый мог позволить себе повесить в гостиной «Подсолнухи» Ван Гога. Но вот когда копии выдают за оригинал и ставят на них соответствующие цены, мы сталкиваемся с подлогом. Однако и невинные копии современников, попадающие в руки махинаторов от искусства, могут стать предметом настоящего преступления. Так было, например, с известной картиной Ильи Репина «Лев Николаевич Толстой босой». Ее упорно выдавали за оригинал, и химический анализ это неоднократно подтверждал, пока не было выявлено, что под подписью автора скрывается реальная подпись: «с И.Репина, копировал А.Мещеряков».
Где появились подделки?
Вернемся же к истокам. В Древнем Риме снимались копии со статуй божеств, которые затем выдавались за оригиналы самым богатым слоям населения. Те с готовностью платили, а фальсификаторы оттачивали искусство копирования. Варвары, пришедшие на смену, не только уничтожали храмы и предметы искусства, но и накладывали вето на изображение человека как такового.
В Средние века все рукотворные произведения носили сакральный, религиозный смысл, и с VI по XIV века фальшивки от искусства практически не появляются. Но вот «божественные» артефакты и мощи святых – другое дело. Самый громкий подлог того времени – знаменитая Туринская плащеница, которая долгое время считалась не чем иным, как полотном, в которое был завернут Иисус после того, как его бездыханное тело было снято с креста.
С расцветом светского искусства появляются и подделки. В эпоху Возрождения спрос на произведения искусства растет в геометрической прогрессии, появляются меценаты, спонсоры и покровители искусства. Восхищение античными идеалами красоты – черта того времени, а копирование древних мастеров – неотъемлемая часть обучения молодых художников и скульпторов. Даже такие великие мастера как Донателло, Микеланджело, Верроккью копировали древних, и часто преподносили эти «фальшивки» в дар.
Например, Микеланджело, выполняя заказ одного аристократа, изваял статую, которую затем захотел продать заказчику, но тот не оценил ее и покупать отказался. Художник решил поступить хитро: он закопал изваяние в почву с высокой кислотностью, чтобы состарить ее. Через время артефакт был обнаружен и объявлен подлинной античной вещью. Однако вскоре подлог был раскрыт, а тысячелетняя история оказалась враньем. Несмотря на обман, Микеланджело был объявлен молодым гением, способным так тонко копировать древних.
А еще был в среде художников такой фокус: многие развлекались копированием друг друга: Рафаэль писал Перуджино, позже Ван Дейк копировал Рубенса, а еще позже Делакруа – Веласкеса. Это нормальная практика, но она оставляет следы в истории, и копии в один момент могут превращаться в «подлинники».
Век копий
Новое время – новые идеалы. И в XIX веке индустрия подделок достигает приличного размаха. Коллекционирование предметов искусства перестает быть привилегией аристократических кругов, а мода на путешествия формирует у среднего класса подобие «насмотренности». Приехав в какой-нибудь живописный уголок Италии, будучи очарованным его красотой и аутентичностью, так хочется с собой забрать кусочек этого великолепия, повесить его у себя в столовой и еще долго с теплотой вспоминать те деньки. Так, турист и честный работяга становится мишенью мошенников. В Италии появляются целые артели, штампующие «шедевры».
Было в это время и несколько громких эпизодов. Например, Лувр купил в 1890-х годах для своего собрания поддельную античную тиару за миллион франков. Оказалось, что братья Хохманы продали музею творение Израиля Рухомовского, который и знать не знал, в каких целях будет использоваться его работа. Чтобы доказать авторство, художника пригласили в Париж, где на глазах у комиссии он воспроизвел фрагмент тиары.
Вот еще любопытный факт. Поэт пейзажа, французский художник эпохи романтизма Жан Батист Камиль Коро (1796-1875) безоговорочно считается самым подделываемым художником в мире. Более того, мастер сам частенько собирал у себя в мастерской подражателей и устраивал для них открытые уроки, на которых учил писать свои же собственные картины. Ходили слухи, будто он и подписи свои собственноручно ставил на чужие полотна. Сегодня в профессиональных кругах ходит шутка: «За свою жизнь Коро написал около 3000 произведений, из которых 7500 были проданы в США». Какие картины Коро настоящие, а какие – фальшивки, написанные его современниками, остается только гадать.
Еще больше копий!
Итальянец Альчео Доссена (1878-1936) великолепно копировал античные статуи. Настолько правдоподобно, что торговец, скупавший практически за бесценок его работы, сумел наладить торговлю ими в США под видом подлинников, за что получал заоблачные суммы. Одну вещь он даже сумел продать бостонскому музею. Бизнес накрылся из-за жадности торговца, не пожелавшего поддержать художника в тяжелой жизненной ситуации, и тот в отместку явил миру неоспоримые доказательства того, что именно его руки лепили все эти шедевры.
В XIX веке копии были очень популярны, во всех художественных галереях и музеях Центральной Европы работали профессиональные художники-копиисты, которые воспроизводили музейные шедевры. Настолько, что в ряде случаев вводились некоторые ограничения. Например, картина-двойник должна была быть меньше по размеру, чем оригинал. Все эти процессы подготовили почву для принятия законов об авторских правах художников.
Ван Гог и все-все-все
Первая мировая война внесла смуту в привычный уклад жизни, и именно в это время увеличивается активность художников-фальсификаторов. Коро, барбизонцы, импрессионисты и постимпрессионисты штампуются десятками и сотнями. Бедственное положение подталкивает многих живописцев к изготовлению подлогов. Даже Морис де Вламинк в начале своей карьеры промышлял копированием Сезанна и Коро, чтобы как-то сводить концы с концами.
Клод Эмиль Шуффенекер (1851-1934), талантливый махинатор начала XX века, создавал подделки Ван Гога. Известно, что самый известный постимпрессионист не был популярен при жизни, но все-таки успел продать 5 или 6 своих картин. Коммерческий же успех пришел спустя несколько лет после смерти гениального художника, что породило интерес недобросовестных торговцев произведениями искусства, ведь наследие художника было плохо изучено.
Клод Эмиль Шуффенекер был известен как первоклассный копиист, изначально он помогал реставрировать поврежденные полотна и рисунки Ван Гога, доставшиеся в наследство жене Тео Ван Гога (брат Винсента) после его смерти. Спустя время, осознав интерес к выставлявшимся произведениям Ван Гога, Шуффенекер якобы выкупил все оставшиеся работы, и стал единственным их владельцем. Однако это было правдой лишь отчасти. Идеально овладев манерой письма Ван Гога, он научился создавать восхитительные копии. Коллекционеры с удовольствием покупали все, что он продавал от имени Ван Гога – и подлинники, фальшивки. И до сих пор не все картины можно со 100% уверенностью атрибутировать самому художнику… или его копиисту.
Вермеер XX века
С конца 1920-х годов назревает настоящий криминальный бум в сфере искусства. Хан Ван Меегерен (1889-1947) – один из самых известных фальсификаторов в мире, его “специализацией” были подделки картин соотечественника Яна Вермеера. Удивительно то, что, несмотря на сомнительную карьеру, его собственные работы ценятся коллекционерами очень высоко, и за них готовы отдавать весьма крупные суммы.
На момент, когда хитроумный план начал зреть в голове у художника, было известно, что в мире могут быть ранее не обнаруженные картины Вермеера, предположительно с религиозным сюжетом. Хан Ван Меегерен «находил» эти самые картины великого мастера и дорого продавал их. Он держал в строгом секрете свои технологии, позволявшие старить полотна максимально естественно. Всего им было создано 14 полотен, высококачественных подделок под Вермеера и Питера де Хоха. Что особенно важно, он никогда не писал копии, но создавал полностью самостоятельные произведения, которые действительно могли бы быть написаны его знаменитыми соотечественниками.
После войны
Вторая Мировая война перетасовала в этом мире все, что только можно было. Многие произведения искусства были утрачены, украдены, вывезены, другие – национализированы, частные коллекции разорены, документация утеряна. И, конечно, криминальные элементы не прочь были воспользоваться ситуацией. Ведь в это время создать новый провенанс можно было практически любому произведению искусства.
FAKE! FAKE! FAKE!
В 1960-х годах развернулась одна из самых масштабных афер в мире искусства. Элмир де Хори (1906-1976), выходец из венгерской семьи у себя на родине жил под разными вымышленными именами, ведя весьма сомнительный образ жизни. Но это не должно умалять его таланта повторять работы великих художников. В юности, в Париже он пересекался с молодыми Пикассо, Матиссом и другими выдающимися современниками, что позволяло дополнять подделки вполне достоверными историями. Он мастерски подделывал Пикассо, Модильяни, Ренуара, Дерена, Дюфи и сбывал своё искусство по всему миру. Когда на американском континенте поняли, что имеют дело с мошенником, де Хори бежал обратно в Европу, на Ибицу. Где продолжил заниматься любимым делом с помощью французских агентов.
Фальшивки де Хори были настолько популярны, что на рынке начали появляться подделки под него. Удивительно, как этот, в общем-то, отрицательный персонаж, приобрел громкую славу и даже стал героем книги Клифорда Ирвинга «Фальшивка!» («Fake!»).
Яркие 1970-е, благодатные 1980-е
В 1970-е годы работа аферистов достигает невероятного размаха. Связано это с огромным интересом к искусству, а также с тем, что настоящие, способные отличить подделку от подлинника, эксперты оставались в Европе, в то время как основная покупательская сила была сосредоточена в США. Неопытные, но богатые американцы скупали картины пачками, при этом часто пренебрегали элементарными правилами осторожности при совершении подобных сделок. И становились лакомым кусочком для фальсификаторов, готовых штамповать все новые и новые «подлинники» и буквально от руки выписывать «сертификаты» соответствия. В фаворе в то время были импрессионисты и постимпрессионисты, модернисты.
В советское время на рынок США и Европы хлынули подделки конструктивистов, супрематистов и других представителей русского авангарда, который очень ценился на Западе. Орудовала разветвленная преступная сеть, которая поставляла ценителям работы Марка Шагала, Эля Лисицкого, Натальи Гончаровой, Казимира Малевича, Любови Поповой и других.
Конечно, не только американцы страдали от обилия фальшивок. В 1980-е годы на рынке искусства работал таинственный махинатор, которому быстро присвоили прозвище «Факсимиле». Он умел обмануть даже самых серьезных экспертов, воспроизводя натюрморты XVII века. Прекрасно разбираясь в пигментах того времени и имея глубокие знания о манере письма и особенностях сюжетов, он создавал высококлассные копии на старых холстах. Сам Факсимиле изначально выдавал свои творения за копии, но ему не верили. Да-да. Дилеры начали скупать его картины и перепродавать в галереи и коллекционерам под видом натюрмортов голландских и французских живописцев. На пике своего успеха из осторожности он уехал в Париж, и больше не делал фальшивок.
Громкие подделки русского классического искусства в XXI веке
Сразу после развала СССР, во второй половине 1990-х годов, взлетает спрос на картины русских художников XIX века. Интерес растет, как на дрожжах, а цены подбираются к невиданным ранее отметкам. Еще в конце 1980-х годов Sotheby's открыли русский отдел и на постоянной основе проводили так называемые «русские торги».
Классическая русская живопись ценилась невероятно, что породило создание целых артелей по «русификации» западноевропейского искусства. Как действовали мошенники? Скупали на европейских аукционах картины неизвестных художников. При этом они великолепно владели знаниями о жизни русских авторов, где и когда те бывали, жили, творили, то есть подбирали полотна, которым можно было составить достоверный провенанс. Затем везли их в Россию, где редактировали, «перелицовывали». Так, вид Швейцарских Альп, купленный за условные 1000€, превращался в вид гор Кавказа за 300 000€. Огромная маржинальность.
Самыми подделываемыми представителями нашей школы стали Иван Шишкин, Илья Репин, Иван Айвазовский, Константин Коровин, Юлий Клевер и многие другие - те, кто учился в Европе и часто там бывал. В середине 2000-х вскрылась разветвленная сеть, поставлявшая на мировой рынок подделки первоклассного качества. Техническое и технологическое оснащение их лабораторий даже не снилось сотрудникам официальной экспертизы. На фоне этого разгорелся скандал в Третьяковской галерее, где подлинность части картин была поставлена под сомнение. Интереснейший эпизод в истории подделок, достойный отдельного рассказа.
Пока одни люди продают искусство, а другие покупают, третьи будут его подделывать, находя все новые способы обвести вокруг пальца состоятельного и страстного коллекционера. У каждого преступника при этом будут свои мотивы: кто-то не реализовался как художник под своим именем и желает получить хоть кусочек своей славы. Ведь копирование и мимикрия под других, это тоже, согласитесь, талант. Другими движет желание разбогатеть. А кто-то делает подделки «смеха ради». Одно точно. На этом поприще часто трудятся очень образованные и одаренные люди.
Оригинал статьи https://smartcollection.art/stati/vsemirnaya-istoriya-poddelok/#more-3280