Найти в Дзене
Внук Эзопа

Государственное школьное образование: от социального контроля до развития когнитивных способностей

Введение обязательного государственного школьного образования часто рассматривается как признак прогресса и развития, которое предоставило всем людям равные возможности получить образование, развить свои когнитивные способности и улучшить своё положение в жизни.

Однако этот оптимистичный взгляд разделяют не все. Многие, кто изучал историю государственного образования, пришли к выводу, что его основная роль с самого начала была не в том, чтобы возвышать и просвещать, а в том, чтобы действовать как форма социального контроля.

Великий американский писатель Х. Л. Менкен сформулировал эту точку зрения: «Самое ошибочное предположение состоит в том, что целью государственного образования является наполнение молодёжи знаниями и пробуждение их интеллекта… Ничто не может быть дальше от истины. Цель государственного образования вовсе не в распространении просвещения; это просто свести как можно больше людей к одному и тому же безопасному уровню, вырастить и обучить стандартизированных граждан, подавить инакомыслие и оригинальность. Это его цель в Соединённых Штатах, каковы бы ни были претензии политиков… и это его цель везде». (Х. Л. Менкен)

Корни обязательного образования уходят в Древнюю Грецию, где спартанских детей забирали у родителей и помещали в военные училища в соответствии с идеалом воспитания полного повиновения спартанскому государству. Однако более современная форма обязательного государственного школьного образования возникла в XVI веке.

Современная форма обязательного государственного школьного образования возникла в XVI веке
Современная форма обязательного государственного школьного образования возникла в XVI веке

В 1524 году Мартин Лютер, ключевая фигура протестантской революции, которая привела к отказу от Римско-католической церкви в пользу Библии как единственного источника истины, написал письмо немецким лидерам того времени, призывая их ввести обязательную систему школьного образования. В письме Лютера говорится:

«Я утверждаю, что гражданские власти обязаны принуждать людей отправлять своих детей в школу. Если правительство может заставить граждан, пригодных к военной службе, носить копья и ружья и выполнять другие боевые обязанности во время войны, насколько больше оно имеет прав заставлять людей отправлять своих детей в школу? Ведь в этом случае мы воюем с дьяволом, целью которого является тайно лишить наши города и княжества сильных мужчин».

Лютер понимал, что обязательное школьное образование может быть использовано для идеологической обработки молодых умов в лютеранской церкви, и стремился использовать государственную власть для достижения этой цели. В результате его ходатайств во многих немецких государствах были созданы первые современные государственные школы.

Во многих отношениях можно считать, что Мартин Лютер ознаменовал рождение современной системы школьного образования. Он не только был первым сторонником обязательного школьного образования, но и его убеждённость в том, что государство должно использовать свою власть для внушения своим гражданам определённого мировоззрения, способствовала созданию в Германии атмосферы растущего подчинения государству.

Великий историк Лорд Эктон писал о Мартине Лютере, что он «привил своей партии характер политической зависимости и привычку пассивно подчиняться государству».

Ещё один важный шаг в развитии современного государственного школьного образования был сделан при короле Пруссии Вильгельме I, который правил с 1713 по 1740 год. Национальная система обязательного школьного образования, установленная им в 1717 году, стала неотъемлемой частью поддержания мощи прусской армии. Эта система стала первой в своём роде в Европе и послужила основой для последующих реформ школьного образования в XVIII веке. Эти реформы проложили путь к развитию того, что стало известно как фабричная модель школьного образования.

Фабричная модель школьного образования делает упор на стандартизацию преподавания
Фабричная модель школьного образования делает упор на стандартизацию преподавания

В своей книге «Воспитывая школу» Рена Упитис, бывший декан по образованию Королевского университета в Канаде, объяснила некоторые особенности фабричной модели школьного образования, которая сегодня продолжает оставаться доминирующей моделью государственного школьного образования на Западе:

«В фабричных школах преподавание, как и здания, имеет тенденцию быть коробчатым и линейным. Доминирует трансмиссионное обучение: стоя перед классом, учитель передаёт знания ученикам. Этот вид обучения работает лучше всего, когда учитель может видеть всех сразу, и поэтому классные комнаты создаются в виде ряда боксов. Наиболее распространённым примером является класс с двойной загрузкой в одном длинном коридоре».

Фабричная модель школьного образования делает упор на стандартизацию преподавания, тестирования и темпов обучения, уважение авторитета в исследовании истины, единообразие и ортодоксальность к инновациям и прогрессу.

Эта модель школьного образования, разработанная в Пруссии, была настолько эффективна в привитии своим гражданам мировоззрения, которое приносило пользу прусскому государству, что в XIX веке реформаторы образования в Соединённых Штатах обратили на неё внимание и быстро попытались внедрить её в своей стране.

✅ И Кэлвин Стоу, один из ведущих американских профессиональных педагогов XIX века, и Гораций Манн, которого историки окрестили «Отцом американской системы государственных школ», отправились в Пруссию, чтобы лично изучить их систему школьного образования. По возвращении оба активно и успешно лоббировали внедрение школ фабричного образца в Соединённых Штатах.

Тему продолжаем в следующей статье, следите за выпусками.

Следуйте своему счастью

Внук Эзопа