Жан-Поль Сартр — французский драматург, сценарист, политический деятель, литературный критик и один из ведущих философов, последователей философии экзистенциализма: философии, которая утверждает, что люди рождаются с чистого листа и свободны определять свою собственную идентичность, поведение и цели.
Сартр родился в Париже в начале двадцатого века и, когда ему было около шестидесяти лет, он был удостоен Нобелевской премии по литературе в 1964 году. Однако он отказался от премии, так как, по его словам, это затронет его независимость. Он заявил, что «писатель никогда не должен позволять себе становиться институцией». Сартр написал множество художественных и научно-популярных книг, эссе и читал лекции по экзистенциализму. Некоторые из его известных работ: «Тошнота», «Бытие и ничто», «Экзистенциализм — это гуманизм» и «Выхода нет». Одной из ключевых концепций Сартра, которая обсуждается или преобладает почти во всех его экзистенциалистских работах, является понятие «недобросовестности», которое он использует для описания и критики того, как большинство людей склонны отрицать свою собственную свободу.
Давайте же разберем его основные идеи.
Осмелитесь действовать
Философия Сартра экзистенциализма является противоположностью эссенциализма. Эссенциалист верит в наличие у человека определенной сущности. Вместо этого экзистенциалист считает, что мы рождаемся без сущности. Сначала мы существуем, а потом становимся теми, кто мы есть. В жизни нет предопределенного смысла или причины, нет авторитетной фигуры, проектирующей нас или нашу жизнь, и нет нет никакой сущности в нашем существовании до нашего существования, а скорее жизнь существует для себя и за пределами себя. Другими словами, через наше существование только через выбор, который мы делаем, и действия, которые мы совершаем в жизни, мы можем создать то, кем мы являемся и то, что означает жизнь. Сартр называет эту способность определять себя «силой субъективности». Большинству объектов в мире не хватает этой силы. Разница между теми, у кого он есть, и теми, у кого его нет, есть разница между «объектом в себе» и «объектом для себя». Объект в себе — это нечто, что просто есть то, что есть, без возможности измениться. Например, стул или камень. С другой стороны, объект для себя не имеет определенной сущности. Об этом объекте нельзя сказать, что он есть что-либо, поскольку он обладает силой создавать или изменять свое собственное существо. Единственными объектами для себя являются люди. Таким образом, вы становитесь тем, кто вы есть, только когда действуете. Поскольку, по мнению Сартра, не существует фиксированной «человеческой природы», смысла или цели, человек должен сам делать выбор в отношении того, как действовать. Однако большинство из нас живут реактивно, реагируя только на то, что с нами происходит. Мы действуем тогда, когда от нас этого ожидают или когда этого требует ситуация. Например, сотрудник, который просто выполняет все данные ему приказы, никогда не будет таким же искренним сотрудником, как тот, кто проявляет инициативу. Итак, если вы думаете, что не добиваетесь большого прогресса в жизни или разочарованы отсутствием духа, это, вероятно, потому, что вы видите и относитесь к себе как к объекту в себе, а не как к объекту для себя. Наш отказ действовать мешает нам стать уникальными и свободными людьми, способными влиять на нашу собственную жизнь или даже на мир. Если вы хотите быть уникальным и изменить ситуацию к лучшему, вам следует действовать так, чтобы вас об этом не просили и не ожидали. Это означает, что вы должны предлагать свои собственные идеи и проявлять инициативу. Когда вы делаете то, что считаете правильным, а не то, что говорят вам другие, вы будете расти как личность и добьетесь успеха. Только так мы сможем по-настоящему стать теми, кто мы есть. Мы должны выйти за рамки правил и ожиданий других и осмелиться действовать.
Возьмите на себя ответственность
Сартр говорит нам: «Человек, приговоренный к свободе, несет на своих плечах всю тяжесть этого мира. Он несет ответственность за мир и за себя как способ бытия». По Сартру, ваши действия выражают то, кем вы являетесь, они выражают ваши ценности. Например, если вы помогаете раненой птице, это может подтвердить определенные ваши убеждения о том, что животные священны и невинны, и поэтому своими действиями вы выражаете свои ценности. Иногда наши действия выражают нежелательные ценности, которые мы не хотим отражать, кто мы есть. Поэтому всякий раз, когда мы делаем что-то «плохое», мы часто хотим обвинить что-то другое — например, нашу человеческую природу, других людей, Бога, отсутствие вариантов вместо того, чтобы взять на себя какую-либо ответственность.
„Человек осужден быть свободным; потому что однажды брошенный в мир, он несет ответственность за все, что он делает.“
Одним из побочных эффектов абсолютной свободы является абсолютная ответственность. Отказавшись принять этот факт, вы вернетесь к недобросовестной жизни. Люди часто бывают двуличными: их поступки не всегда отражают их убеждения. Тот, кто поддерживает экологию, иногда может мусорить из-за лени или из-за отсутствия мусорных контейнеров поблизости. Человек, стоящий за определенной политической позицией, может иногда проголосовать за партию, противоположную его убеждениям, в угоду другим обстоятельствам. Каждый раз, когда мы делаем что-то, соответствующее нашим ценностям или нашему представлению о том, кем мы стремимся быть, мы желаем, чтобы нас считали свободными и ответственными за свои поступки. Однако всякий раз, когда мы делаем что-то, что не соответствует нашим ценностям или образу того, кем мы хотим быть, мы не хотим, чтобы нас считали ответственными. Именно в такие моменты мы придумываем оправдания, например, «нет выбора», потому что, к примеру, вам приказал начальник и так далее. Это недобросовестность. Поэтому, какие бы действия вы не совершали, обязательно подумайте о том, какие ценности это может выражать, что определяет, кто вы есть и за что вы выступаете. За каждое отдельное действие вы несете ответственность, и отрицание этой ответственности в любом случае фактически не освобождает вас от вашей ответственности.
Сартр утверждает, что любые попытки оправдания наших поступков не имеют под собой реальной основы. Он напоминает о том, что мы всегда обладаем свободой воли и способны реагировать на события по собственному желанию. Даже когда кто-то навязывает нам своё мнение, выбор остаётся за нами – мы сами решаем, следует ли нам доверять ему. В каждом нашем действии мы имеем возможность выбрать другой путь. В заключение Сартр подчёркивает, что за каждый сделанный выбор мы несём ответственность.
Обретите свободу
Представьте себе заключенного, которого осудили на всю жизнь. Он не свободен поступать так, как ему заблагорассудится, или идти туда, куда он захочет, поэтому мы можем подумать, что этот человек несвободен. Однако Сартр с этим не согласен. Даже когда обстоятельства вынуждают нас попадать в определенные ситуации, мы по-прежнему свободны выбирать, как реагировать на эту ситуацию. Ничего не делать или отрицать наличие у вас каких-либо возможностей или свободы — это то, что Сартр называет «недобросовестной жизнью». Жить недобросовестно означает отрицать свою полную свободу, обманывать себя, думая, что вам не обязательно делать выбор. Но Сартр говорит, что даже пассивно жить и позволять себе верить, что у вас нет свободы действий, — это ваш свободный выбор. Все, что вы добьетесь, живя недобросовестно, — это откажете себе в какой-либо власти над тем, кто вы есть. Это чувство отсутствия контроля над своей жизнью и самим собой можно разумно рассматривать как ключ к несчастью.
Большинство людей живут «недобросовестно». Люди часто лгут себе и создают ощущение, что у них есть некая «сущность». Таким образом, мы живем в тюрьмах, созданных нами самими. Когда мы слишком глубоко отождествляем себя со своей работой, статусом, функцией или ролью, мы позволяем ей контролировать нашу жизнь. Мы изменяем свое поведение в соответствии с тем, как, по нашему мнению, должен действовать человек с таким титулом, вместо того, чтобы действовать аутентично. Мы не думаем о том, чтобы перейти на другую работу, переехать или оставить абьюзивного партнера, потому что считаем, что это выдаст ложную идентичность, которой мы живем. Мы ведем себя так, как, по нашему мнению, следует, а не так, как нам хочется. И даже в ситуациях, когда мы думаем, что на самом деле неспособны сделать свой собственный выбор, например, находясь в настоящей тюрьме, мы можем, по мнению Сатра, по-прежнему жить недобросовестно либо же противиться этому. Заключенный может выбирать, как вести себя в тюрьме, как относиться к собственному приговору, как рассказывать о своем опыте и как общаться с другими заключенными. Любой заключенный, который считает, что его полностью лишили свободы, не будет сознательно обдумывать и выбирать свое отношение и поведение. Они слепы к своим собственным возможностям и свободе. По словам Сартра, мы — сознательные люди, свободные действовать и брать под контроль свою жизнь и то, кем мы являемся.
Проще говоря: никогда не ловите себя на том, что говорите: «У меня не было выбора». Реагируйте искренне на ситуации, в которых вы оказались, и анализируйте, что ваши действия и реакции говорят о вас как о личности. Только тогда вы сможете действовать свободно.
Примите свои страхи
Сартр говорит о свободе, предстающей перед нами как мука. Страдание — это наша естественная реакция на осознание и признание правды о нашей полной свободе. Например, идя по скале, вы можете почувствовать боль, зная, что у вас есть свобода броситься навстречу неминуемой смерти. Мука — это наше недоверие к собственным решениям и способностям, страх ошибиться или оказаться неспособным. Люди бегут от тоски. Мы перестаем действовать просто потому, что слишком напуганы. Например, человек может захотеть начать собственный бизнес мечты. Он знает, что может это сделать, но также понимает, что это будет большим риском. Хотя он и осознает, что технически способен на это, он все еще сомневается, что сможет справиться с давлением и ответственностью. Он также боится неудачи и поэтому никогда не осмеливается открыть этот бизнес.
Мы хотим знать наверняка, правильное ли решение, можем ли мы доверять себе, чтобы довести дело до конца, получится что-то или нет. Всякий раз, когда у нас нет такой уверенности, мы отказываемся действовать. Мы рассматриваем нашу боль как угрозу или причину не делать что-то. Однако чувствовать боль – это нормально. Нам всегда придется решать самим, брать на себя полную ответственность за свои решения, и, естественно, мы всегда будем чувствовать при этом боль. Другими словами: страх неизбежен, если вы хотите действовать. Страдание — это условие любой деятельности, заключает Сартр.
Не позволяйте другим определять вас
Мы позволяем другим определять нас, застревая в определениях или ярлыках, которые вам дают другие. Это то, что Сартр называет «адом». Представьте, что кто-то изучает вас, пока вы идете по улице. В таком случае даже ходить и сохранять нормальную осанку может быть затруднительно. Вы внезапно начинаете осознавать, с кем вы можете столкнуться. Наше желание быть принятым окружающими или же сверстниками настолько сильно, что мы иногда забываем, чего хотим или о чем думаем, и что мы вольны поступать так, как нам заблагорассудится. Обычно нам кажется, что мы не можем одеваться так, как нам нравится, если окружающие нас люди с этим не согласны. Если ваши родители всегда представляют вас как «доктор», вы можете почувствовать, что не можете сменить карьеру или меньше работать, чтобы сосредоточиться на других сферах жизни. По правде говоря, мы можем делать все это и при этом определять себя. Нам просто нужно научиться не позволять другим определять нас. Чтобы вернуть себе свободу, пришло время осознать, что никто не может помешать вам действовать так, как вы желаете.
Секрет в том, что нужно иметь отношения с другими, не рассматривая их суждения как объективный факт. Наши отношения с другими не должны диктовать нашу личность. Всегда помните о том, что вы — объект для себя, а это означает, что вы не определенное существо, а скорее существо, полное потенциала. Всегда признавайте и уважайте свободу и потенциал, которыми вы обладаете в полной мере. Если вам не нравится ваша работа — уходите. Если вы хотите путешествовать — вам следует это сделать. Вы вольны делать все, что захотите. Только ваши действия определяют вас – мнения других могут и будут меняться вместе с вами, если вы позволите себе измениться. Так что оставайтесь верными себе, несмотря на то, как на вас смотрят другие.
***
Как вы можете видеть, мы лишь поверхностно ознакомились с философией Жан-Поля Сартра. Надеюсь, этот краткий обзор его основных идей послужит отправной точкой для дальнейшего изучения его работ.
Однако следует отметить, что это лишь малая часть его философии. О взглядах и концепциях Сартра еще многое предстоит рассказать. Возможно, в будущем появится еще одна статья, продолжающая рассматривать эту тему.