Найти тему
Зачем рыбе зонтик?

Почему «Восточный экспресс» так знаменит?

Само упоминание «Восточного экспресса» вызывает ассоциации с роскошью и богатством. Эра пассажирских поездов дальнего следования только начиналась и «Восточный экспресс» был одним из первых. Но каким! Поезд, связавший Париж и Стамбул, ставший местом, где Пуаро раскрыл самое известное свое дело, откуда исчезла дама Альфреда Хичкока и где Джеймс Бонд (в исполнении Шона Конери) разрушил купе в фильме «Из России с любовью». Но каким был настоящий «Восточный экспресс», как он впервые обрел ауру таинственности и интриги и какова была окончательная судьба знаменитого поезда?

Поезд был создан инженером из Бельгии Жоржем Нагельмакерсом, который после поездки по просторам Америки, оценив шикарные спальные вагоны Джорджа Пульмана, решил создать в Европе поезд, пересекавший континент. Журналисты окрестили его «Восточный экспресс», Нагельмакерс был не против. После нескольких неудачных попыток 4 октября 1883 года поезд впервые покинул парижский вокзал с несколькими богатыми пассажирами и журналистами на борту. Стоимость 80-часового переезда стоила почти четверть годового дохода обычного француза, поэтому бедных пассажиров на поезде не было. Кроме того, до Стамбула первые поезда не доходили, потому что там не было протянуто железнодорожное полотно. Пассажиров пересаживали на другие виды транспорта, так они и добирались до османской столицы.

Нагельмакерс был перфекционистом, поэтому все в его поезде было идеальным и высшего класса. На борту поезда восхищенные пассажиры чувствовали себя так, словно они вошли в один из лучших отелей Европы; они восхищались замысловатой деревянной обшивкой, роскошными кожаными креслами, шелковыми простынями и шерстяными одеялами на кроватях.

-2

Уже в первые годы своего существования слава «Восточного экспресса» сделала его поездом богатых особ, включая членов королевских семей, и …. шпионов. Британце Роберт Баден-Пауэлл разъезжал на поезде, рисуя бабочек, в чьих крыльях были зашифрованы схемы укреплений врага. Мата Хари путешествовала на борту «Восточного экспресса» с секретной миссией. А во время холодной войны поезд стал местом встреч тайных агентов обеих сторон железного занавеса.

Первая и вторая мировые войны приостановили обслуживание, которое восстанавливалось после каждой из войн. Один вагон играл в обоих случаях символическую роль. 11 ноября 1918 года немцы подписали акт о капитуляции в вагоне Wagons-Lits командующего союзниками, который он использовал в качестве передвижного конференц-зала. Французы с гордостью выставляли вагон в Париже до июня 1940 года, когда Гитлер приказал отвезти туда, где 22 года назад немцы подписали унизительный акт; там он продиктовал условия капитуляции Франции. Четыре года спустя, когда стало ясно, что война проиграна, Гитлер приказал взорвать вагон, чтобы он «снова не стал трофеем союзников».

Последний рейс «Восточного экспресса» был в 1977 году.

В 1982 году легенда Venice Simplon-Orient-Express возродилась, когда поезд, состоящий из отреставрированных вагонов старого Восточного экспресса, совершил свой первый рейс из Лондона в Венецию. Этот поезд существует до сих пор.

Больше фактов, викторины и статьи на телеграм-канале Семнадцатый.

Было интересно? Жми 👍