Фестиваль проходит в Москве с 15 июня по 15 сентября 2024 года.
Я посетила 2 экскурсии, 3 особняка и одну лекцию на «Городской даче».
Сначала была экскурсия в усадьбу Тургеневых – Боткиных в Петроверигском переулке.
Усадьба была построена в XVIII веке. С 2019 года в главном здании располагается Музейно-выставочный центр «РОСИЗО».
В эту усадьбу я шла, чтобы посмотреть на лепнину, люстры и чугунную лестницу, а попала на выставку, посвящённую столетию со дня рождения Татьяны Лиозновой.
Как-то странно смотрится лепнина и люстры на фоне советских плакатов.
Чугунную лестницу показали только на картинке. Вживую можно увидеть старинные печи и заслонки на них.
В каждом зале представлена экспозиция, посвящённая какому-то фильму Лиозновой.
Зал, посвящённый фильму «Три тополя на Плющихе»
В зале фильма «Карнавал» в трубке телефона-автомата можно послушать песню «Позвони мне, позвони»
В зале фильма «Семнадцать мгновений весны» на стене висит большой разбитый готический витраж, который отсылает с одной стороны к атеистической идеологии, с другой стороны к разрушенным кафедральным соборам Берлина и Дрездена.
Больше всего мне понравился документальный фильм с воспоминаниями актёров о Татьяне Лиозновой и работе с ней, который крутили в одном из залов.
Потом была ботанико-историческая экскурсия по парку Останкино.
Ботанико-исторической я назвала эту экскурсию, потому что гидом много внимания было уделено растениям. Нам рассказали, почему каштан называют «конский» и историю появления в Москве голубых елей. Было занятно. По версии ведущей каштан называется «конским», потому что, когда лист опадает, в том месте, где черешок был прикреплен к ветке, остается рубец, напоминающий след лошадиной подковы.
Жаль, что усадьба Шереметевых уже очень долго находится на реставрации, и не ясно, когда её откроют. Ориентировочно заявлен 2028 год.
Следующей была экскурсия в дом Николая Стахеева. Пока считаю этот особняк самым интересным из всех, которые я посетила во время фестиваля «Усадьбы Москвы». Писала о нём здесь
Далее была экскурсия в усадьбу Струйских в Токмаковом переулке.
В настоящее время в усадьбе находится Музей императора Николая II. В музее собрано много подлинных фотографий. Их очень интересно рассматривать.
«Портрет Николая II» художника Николая Шабунина
Мне как человеку, воспитанному на советских учебниках истории и недавно прочитавшему книгу Николая Телешова «Записки писателя», было интересно, как сейчас интерпретируют события той эпохи.
Николай Телешов родился в 1867 году, а Николай II в 1868 году. И многие события, происходившие на рубеже XIX – XX веков писатель Телешов видел своими глазами и участвовал в них.
С другой стороны, книгу «Записки писателя» Телешов написал в 1940-е годы, и это тоже могло наложить определённый отпечаток на его трактовку событий.
Например, по поводу событий на Ходынском поле в 1896 году в день коронации Телешов пишет так:
Устроители допустили преступную небрежность: они не обеспечили правильного регулирования людского потока, не позаботились об охране жизни людей, кроме того, линию входа они обнесли тесовым забором, проделав в нем большое количество отверстий, с широким началом и узким концом — вроде верши, так что хлынувшая толпа попадала в эти многочисленные воронки, как в западню, входили сотнями, а выходить могли только по одному человеку. Сзади напирали, прижимали людей к стенам, сплющивали их, душили
На экскурсии нам рассказали, что давка случилась из-за того, что нехорошие люди накануне празднования пустили слух, что подарков мало, и на всех может не хватить. И около ларьков произошла давка.
Кружки и тарелки – подарки гостям в честь коронации
Телешов:
Здесь с утра задавлено было насмерть и изувечено около двух тысяч человек.
По словам экскурсовода, получившим увечья в тот день, была назначена пожизненная пенсия, которую большевики, придя к власти, отменили.
Коронацию и празднования решили не переносить, так как приехало много гостей.
Конечно, я согласна с тем, что в давке были виноваты организаторы мероприятия, а не царь.
Но возмущение народа вызвала не только давка, а последовавшие за ней балы, и то, что не был объявлен траур.
Вот как описывает это Николай Телешов:
По программе торжеств в этот же вечер злополучного числа был назначен парадный бал в иностранном посольстве… Москва была уверена, что в такой страшный день бал будет отменен. Но нет, — пышный бал состоялся, и царь Николай с царицей принимали в нем участие. Подробности о танцах и угощениях были напечатаны наутро в газетах. Это произвело удручающее впечатление на весь народ, даже на самых смирных и покорных:
«Не предвещает все это ничего доброго. Царствование началось бедой».
Примерно так меня и учили в советской школе.
Про события 9 января 1905 года на экскурсии ничего не было сказано.
В бюстах, находящихся на второй полке этого стеклянного шкафа был налит шустовский коньяк.
Такого коньяка было продано всего 100 экземпляров. Когда осознали, что, чтобы выпить коньяку нужно отсечь голову императору и императрице, его сняли с производства.
Больше всего жаль детей.
В музее представлены их подлинные вещи:
блокнотик Анастасии с буковкой «А» внизу
Несессер Татьяны, с которым она ходила на балы
Тельняшка и папаха цесаревича Алексея
Во время осмотра экспозиции всё время было больно за то, что всё так получилось.
Перед входом в усадьбу сохранилась старинная ограда.
Во дворе усадьбы уютно, много разных построек, в которых раньше располагались конюшня, баня, каретный сарай, флигели для дворовых людей.
Также во дворе есть площадка с мангалом, столами и скамейками.
Экскурсовод сообщил, что лиственница, растущая во дворе является самым старым деревом в Москве
Но экскурсанты стали спорить и вспоминать деревья и постарше. Я тоже вспомнила дуб в Коломенском, под которым ещё Пётр I учился грамоте. Но более старую именно лиственницу так никто и не вспомнил. Поэтому пусть это дерево будет самой старой в Москве лиственницей.
На прошлой неделе я побывала на лекции в усадьбе Измайлово. Лекция называлась «Искусство как образ жизни».
Вела лекцию искусствовед, коллекционер современного искусства Наталья Лавренова. Она очень интересно рассказывала о Павле Третьякове, Сальвадоре Дали, Фриде Кало, Сергее Дягилеве. И вместе мы искали ответ на вопрос: «Чей бренд сильнее?»
Лекция проходила в специально оборудованном пространстве «Городская дача».
Кроме лекций на «Городской даче» можно посетить мастер-класс по вязанию крючком, примерить одежду XIX века
Платья
Зонтики, веера, шляпки
Сфотографироваться в костюмах в специально оборудованной фотозоне
Покачаться в большом гамаке или почитать книгу в удобном плетёном кресле.
А развлекут вас старинными играми на свежем воздухе
Такие «Городские дачи» разместились в Коломенском, Царицыно и в Городке имени Баумана на Измайловском острове.
29 июля откроется регистрация на новые мероприятия и в новые усадьбы на первую половину августа. Обычно регистрация открывается в 9 утра.
Из заявленных на август усадеб я бы с удовольствием посетила усадьбу Муравьевых-Апостолов и усадьбу Васильчиковой — С. А. Оболенского — Н. Ф. фон Мекк.
Но, к сожалению, в это время я буду не в Москве.
С усадьбой Муравьёвых-Апостолов в прошлом году произошёл конфуз.
Экскурсия была заявлена как бесплатная, но когда люди пришли, им сказали, что экскурсия-то бесплатная. А вход в усадьбу платный. И он стоил достаточно дорого, 800 рублей с человека. Многие отказались. С тех пор стали писать: экскурсия бесплатная – вход на площадку проведения платный. Так было в Кусково, Валуево и в усадьбе Муравьёвых-Апостолов. Сейчас на август снова заявлена экскурсия в эту усадьбу. Но приписки о входе нет. Надеюсь, что организаторы договорились с представителями площадки и вход в усадьбу Муравьёвых-Апостолов будет бесплатный, как и заявлено в описании экскурсии.
О первой экскурсии в этом году и экскурсиях прошлого года писала в этой статье: