Найти тему
Italianissima

История одного итальянского дневника

Козрое Дузи (Cosroe Dusi)
Козрое Дузи (Cosroe Dusi)

Во время своего путешествия по Италии в 1838 году великий князь Александр Николаевич (будущий император Александр II) познакомился с популярным тогда в Венеции художником Козрое Дузи (Cosroe Dusi) и пригласил его приехать в Россию, которая уже для многих итальянцев стала вторым домом.

Удивительно, но Дузи, недолго думая, спешно собрался и, попрощавшись с супругой и детьми, отправился в дальний путь.
Конечно, в начале все было непросто, но уже через год он нашел поддержку императора Николая I, получил звание академика Императорской Академии художеств (1842) за картину «Сократ упрекает Алкивиада, застав его в обществе гетер» и звание профессора Академии (1851) за картину «Положение во гроб», которая потом станет украшением Исаакиевского собора.

"Сократ упрекает Алкивиада, застав его в обществе гетер" (1838)
"Сократ упрекает Алкивиада, застав его в обществе гетер" (1838)

Несколько раз Козрое возвращался в Италию навестить семью и в надежде быть назначенным профессором живописи в Венецианской Академии изящных искусств. Однако Венеция осталась глуха к его молитвам, и каждый раз он уезжал в Россию, где в общей сложности прожил почти 20 лет. Здесь его обожала аристократия, а друзьями его были настоящие знаменитости, такие как Огюст Монферран и Карло Росси.

Но однажды Италия больше не отпустила его. Это случилось в октябре 1859 года в маленьком городке Маростике...

После смерти мастера были найдены его дневники, в которых он подробно рассказывает о своей жизни. Из них сразу видно, что Дузи старался жить экономно. За год он меняет квартиры четыре раза, перемещаясь с дорогого Невского проспекта в угловой дом по Гороховой и Малой Морской, и наконец останавливается на Васильевском, где попроще. Если своего первого слугу в Петербурге он в спешке нашел за 50 руб. в месяц, то, переехав на Васильевский остров, взял камердинера за 10 руб. Удалось найти и более удачный вариант с цирюльником - за 7 рублей в месяц.
Работоспособность его удивительна. Художник каждый день пишет портреты русских аристократов: Орловых, Энгельгарда, Бутурлиной, Бенкендорфа, Лаваль, Голицына, Сухозанета, Калиновской и многих других, а редкое свободное время посвящает поиску новых заказов.

Портрет графини  О. А. Орловой с сыном (1840)
Портрет графини О. А. Орловой с сыном (1840)

Но иногда в дневнике появляются лаконичные зарисовки посещений итальянской оперы. Слушая прекрасные голоса Джудитты Паста или Полины Виардо, любуясь танцем Марии Тальони, он погружается в воспоминания о доме и о близких. Однажды он побывал на выступлении гениального поэта-импровизатора Джустиниани. И конечно же, он не мог пропустить приезд в Санкт-Петербург величайшего пианиста XIX века Ференца Листа.

Кстати, если, находясь в зале Мариинского театра, поднять глаза ввысь, то можно увидеть великолепную роспись плафона «Часы с амурами». Это творение создано по эскизам нашего героя.

Роспись плафона Мариинского театра
Роспись плафона Мариинского театра

Предлагаем несколько отрывков из его дневника:

«20 апреля. В четыре часа дня въехал в Петербург. Очень устал, все кости ломило; я выглядел ужасно после столь долгого путешествия, когда то пекло солнце, то дул ветер. Остановился в гостинице Демута на Невском.
Хотел снять частную квартиру, но так ничего и не нашел, поэтому остался в гостинице; заплатил 123 рубля за месяц вперед.

В России Праздник Пасхи. Сегодня в толкучке у меня украли портмоне, где было много важных для меня бумаг и банкнот на 50 рублей.
Получил приглашение от графини Орловой. Она сказала, что говорила обо мне при дворе, и тут же направила меня к генералу Чичерину. Он расскажет обо мне Великому князю Михаилу. Надеюсь написать их портреты.
Я заплатил слуге и парикмахеру и оплатил жилье до сегодняшнего дня: на это ушло 125 рублей. Сегодня ко мне приходил некий г-н Давыдов и купил небольшой рисунок (Амур с Психеей), который я делал для графини Орловой; он заплатил мне 100 рублей.

30 мая. Сегодня утром начал портрет графини Жозефины Калиновской: в полный рост, в натуральную величину; цена — 1500 рублей.

Портрет графини Калиновской (1840)
Портрет графини Калиновской (1840)

Первый чудный летний день в Петербурге: теплое солнце, ни ветерка, ни облачка.
Сегодня был на обеде у графини Орловой в ее прелестном загородном доме: это готический замок поразительной красоты, как с точки зрения архитектуры, так и убранства. Все сделано с отменным вкусом, и местоположение прекрасное.

Сегодня получил от семьи Браницких 2500 рублей за портрет двух их дочерей (на одной картине). В тот же день получил от графини Браницкой лестное предложение поселиться и работать в их дворце.
Я писал жене, что буду присылать ей по 300 франков в месяц: этого должно хватить на содержание семьи, если жить без излишеств».

"Водопад Иматра" (1844)
"Водопад Иматра" (1844)

Удивительна история перевода этих дневников. Весной 2004 года переводчик Наталья Колесова в составе русской делегацией оказалась в небольшом итальянском городке Маростика (область Венето). Во время фуршета на приеме в мэрии к ней подошел мужчина, представившийся как Маурицио Моттин, и передал ей дневники его предка, картины которого, как он знал, украшают Эрмитаж и Юсуповский дворец. Пройдет еще 6 лет - и Наталья осуществит перевод дневников, о существовании которых в Санкт-Петербурге до этого момента даже не догадывались.

Онлайн-школа "Italianissima". Открывайте Италию и учите итальянский с нами!