Найти тему
Белый клевер

Алтай. Лето 2024. День белоголовника. Восьмой.

Это утро не могло быть недобрым. Ведь это было утро моего 47 (сорок седьмого) дня рождения.

И я проспала.

Накануне легли поздно, возможно, звук был уменьшен на телефоне, но вместо 5:45 по будильнику, я сама проснулась в 6:03.

Хорошо, что не в 7:03. Но и это спорно.

Отступление: второй год я мечтала о Каракольских озёрах. Это цепь из шести или семи озёр в горах, на высоте примерно 2000 метров. Слышала, что красивые, малодоступные. В прошлом году почти собралась, но что-то там не срослось.

Поэтому в этом году точно планировала. Но не знала когда поехать: сразу или в конце поездки. А тут ещё и день рождения.. Почему бы не устроить себе такой подарок?

Устроила!! Не буду писать никаких контактов и от имён воздержусь, просто расскажу как прошла поездка.

Я нашла сайт организации, которая занимается экскурсиями к озёрам. В наше-то время! Не просто страница в соц. сети или упоминание о них на другом сайте, а именно сайт, где всё подробно расписано:

Какие варианты поездок есть, на чём, каким составом и за сколько денег. Что увидим, как подготовиться к поездке и вся остальная необходимая информация.

И когда всё-таки решила ехать, обратилась к ним. После согласования даты, количества человек, варианта поездки (выбрали групповую поездку на ГАЗ-66) и внесения предоплаты, мне прислали подробную памятку о поездке и месте сбора. Хороший подход, подумала я.

Кратко: сбор в 7:00, к озеру должны приехать в 11:30-12:00, гуляем по озёрам четыре часа и дорога обратно. То есть в общей сложности 12 часов. Вернёмся часов в 8, подумала я, нормально. Заезжаем в два кафе по пути туда и обратно, возьмите наличку.

-2

Проспали не критично, разве что, завтракать пришлось быстро, до точки сбора - кафе Манас в Элекмонаре, нам пешком 7-10 минут, успеваем. Подошли ровно к семи. Здесь нас встретила женщина, мы внесли остальную оплату. Подъезжали ещё люди, всех распределяли кого куда. Нас и ещё пару молодых ребят на паркетнике повезли куда-то дальше, как мы предположили к «шишиге». Проехали все домики Элекмонара и за последним, практически на лужайке, нас высадили. Причём водитель позвонил женщине, что принимала оплату и сказал, что газика нет в условленном месте. Та, сказала, что скоро приедет.

-3

Остальная часть группы тоже подъехала.

И все стали ждать. Возникали даже мысли, а не кинули ли нас?) Но это как-то слишком мудрено получалось.

-4

Наконец спустя полчаса приехал наш ГАЗ! и та же женщина, что была у кафе. С ней были ещё несколько человек из группы, всего нас оказалось 17 человек и гид. И тут женщина говорит: сегодня у вас эксклюзивный тур!

Вместо прогулки по озёрам вы посмотрите на озёра с высоты птичьего полёта (перевала), увидите сразу пять Каракольских озер!

Что?? Посыпались вопросы..

А к озёрам-то мы подойдём, водичку потрогаем? А в одном даже искупаться можно, как говорили, мы что, без этого останемся?

Она смутилась напору вопросов и сказала, что до первого кафе есть время подумать, если кто-то надумает всё-таки пойти вокруг озер, то сказать гиду, пересадят в другую машину, но подняться на перевал это здорово и к двум озёрам вы обязательно подойдёте! К первому кафе уже все решили пойти на перевал. Гид очаровал.

И был ещё один момент. Ребята, которые ехали с нами в одной машине подошли и спросили у нас, а вы вот на этом оплачивали поездку (показывают на шишигу), а то у нас должен быть джип-тур. Я сказала, что джип-тур дороже в два раза, сколько вы платили, подойдите к женщине. Они переговорили с женщиной и поехали с нами, оказалось их ввели в заблуждение.

То есть к моменту начала поездки вышло три косячка с организацией: Опоздание на полчаса водителя, практически замена программы и неразбериха с ребятами.

-5

Тент водитель убрал, погода прекрасная, расселись по местам. Мы сначала в конце хотели сесть, а потом увидели свободные места в первом ряду)) и пошли туда. Сиденья стоят как в пазике. По левому борту, за водителем. (С этой стороны оказалась выхлопная труба, я дышала всю дорогу газами, имейте в виду, если решитесь поехать таким способом, садитесь по правому борту)

Выехали в 7:50. До нас, дорогой чуть выше, прошли ещё три или четыре подобные машины. Наша машина ушла на маршрут последней.

Впереди были 30 километров бездорожья.

-6

До первого кафе мы ехали час. Среди леса петляла каменистая дорога. Мы проезжали много раз речку или прямо по воде или по мостам без ограждений. Сердце замирало, так как сидишь высоко, в открытом кузове, страшновато.. были подъёмы в основном.

В кафе можно купить чай, кофе, пирожки. И здесь последний раз есть связь. Дальше мобильной связи нет.

-7

И здесь своеобразная точка пересечения машин, которые едут к озёрам. Здесь гид ещё раз спросил кто на перевал, кто к озёрам, и все дружно ответили, что мы на перевал!

Нам сказали, что стоянка 15 минут. В итоге она была больше получаса, водитель пил кофе, делал запас воды для радиатора.

-8

Поехали дальше. Машину трясёт, порой ветки хлещут по кузову, только успевай лицо убирать, не до съёмок. Но природа вокруг живописная.

-9

Еще через час мы доехали до второго кафе, группа останавливаться не хотела, но водитель сказал: техническая остановка.

Это кафе, наверное, не так давно открылось, оно гораздо скромнее (фото будет на обратном пути). Открылись на угодьях деда, раньше здесь была пасека, летнее пастбище скота, теперь заброшенные два домика без электричества, дальше есть пара домиков охотников и всё. Мы снова постояли минут 20.

И здесь я нашла белоголовник для чая. Сорвала несколько веточек, в кафе попросила пакетик, чтобы сложить. На перевале чай, может быть, заварим.

Настроение прекрасное, хороший день!

-10

Отъехали от кафе метров триста, заехали в какую-то колею, из которой я думала мы не выедем, и раздался хлопок.

-11

Это пробило колесо. Наскочили на камень. Колеса были старые, я сравнила их перед поездкой со слоновьей шкурой местами, жаль не сфотографировала.

Не знаю, повлияло ли это дополнительно или и с новым могло случиться подобное на таких дорогах, но ситуация произошла, мы высадились из машины.

И тут шофёр сказал: вот сорвали болиголов и получили себе на голову.

Что?? В очередной раз подумала я..

Вслух сказала, что сорвала я белоголовник, если встречу, сорву ещё и не надо меня винить в ситуации, к которой не имею никакого отношения практически.

Сказать сказала, но было неприятно. Группе тоже оказалось проще считать, что я разозлила духов Алтая, поэтому колесо пробили, а не потому что водитель на не очень хорошей резине, возможно, пытается нагнать время и не очень тщательно выбирает путь.

В течение всей остальной поездки я ещё несколько раз слышала упоминание болиголовника за который почему-то приняли мой белоголовник и меня, . Это два абсолютно разных растения вообще-то.

-12

Здесь мы провели ещё не меньше часа. Потому что домкрат слабенький, опору под него еле нашли, выковыривали камень из земли, подкладывали доски, которые здесь почему-то были вокруг. Все мужчины помогали шофёру, без их поддержки, времени бы ушло гораздо больше.

фотография не передаёт размеры колеи. Они иногда почти метр в ширину и глубиной мне гораздо выше колена.

-13

А после этого места дорога пошла такая, которую я никогда до этого не видела и никогда бы не поверила, что по ней может проехать автомобиль. Позже отдельно видео добавлю. Дорога на ретранслятор практически асфальт, там свои сложности, конечно, но эта хуже кратно.

-14

Но по ней ехали. И не только мы. Вот эти смелые люди приехали из Екатеринбурга.

-15

Порой глубина дороги была такой, что вот этот гриб я могла сорвать рукой спокойно, практически не наклоняясь с борта, просто протянув руку. А в этом, скажем, коридоре, огромные валуны, острые камни и все время вверх надо ехать. Иногда машина глохла, иногда водитель останавливался сам чтобы остудить двигатель.

-16

Не передают фотографии всего этого сумасшествия, по которому мы ехали. Порой гид давал команды навалиться на тот или иной борт в противовес, так как крен машины составлял больше 45 градусов.

На фото на одной из микро-остановок я сделала фото вниз. Зелёное - борт, ниже камни дороги.

-17

И вот один более менее спокойный участок, был поворот и успела сделать фотографию. Держать телефон за бортом опасно.

Ближе к озеру были таблички с названием этой дороги: матерное слово, обозначающее провал полный.

Солнце всю дорогу светило, от постоянной тряски клонило в сон. И за все часы так устали люди, что дремали даже в таких условиях. В группе были и дети: три мальчика 9-11 лет.

-18

И вот, наконец, в 13:40 вместо заявленных 12:00 мы приехали к пятому озеру. Это дорога, может случиться всякое, но почему водитель так не подготовлен к подобным ситуациям? Хорошо, что было колесо, да)

И тут гид говорит шоферу: мы на перевал и обратно.

А как же шестое озеро (нам же обещали подойти к двум озёрам)?? Ну, долго ехали..

А мы при чем? Почему из-за дороги сокращают программу?

Ладно, пообещали шестое озеро.

-19

У этого, пятого озера, есть возможность пополнить запасы воды в ручье.

-20

А вот и само озеро. В некоторых местах вокруг него организованы стоянки. Люди приезжают на день-два, в как раз здесь можно искупаться, но это горные озёра, вода холодная. Глубина 5-8 метров (по словам гида, проверять их буду позже в сети).

-21

Мы обогнули озеро справа от стоянки (там и домики есть) и пошли на перевал Багаташ - каменная лягушка. Тут выяснилось, что некоторые люди слабо себе представляли что такое сходить на перевал. Через 800 метров подъема не такого уж и крутого, по лесу, но на высоте около 2000 метров над уровнем моря, одна из женщин решила вернуться к озеру, а её взрослая уже дочь пошла с нами дальше.

На обратном пути от озёр в Элекмонар мы больше общались между собой, рассказывали кто где был и откуда приехал. Эта женщина с дочерью приехали туром из Москвы. Остановились в Турсиб, большая гостиница с аквапарком. И там им предлагали экскурсии разные. А коллега в Москве ей очень советовала озера (потом уже я подумала, может быть, речь шла о всё же о Телецком?), вот она и поехала. Её не предупредили ни о чём. Она была в условно шелковом брючном костюме, налегке, думала ехать будем в микроавтобусе, была в шоке от всего. Вторая их экскурсия будет на Алтайский Марс, потому что экскурсовод сказал, что без него Алтай не Алтай.. Одним днём до Марса и обратно, это порядка 700 км в общей сложности. Вот так отдых.

Ладно, возвращаемся на тропу)

-22

Растительность типичная для этой высоты и всего Горного Алтая. Дорога всё время вверх. мы шли замыкающими, так как зачем-то в разговоре рассказали гиду, что ходили на Куектанарские озера (он о них ничего не знает), он нас, как условно сильных, поставил в конец, чтоб подбадривали и не бросали людей. Конечно, можно было отказаться. И очень хотелось отказаться. И я тогда ещё раз поняла, что групповые экскурсии не моё вообще. Мы могли подняться несколько быстрее на этот перевал, чем группа, которая останавливались через каждые 100 метров и, что меня поразило, начинала доставать провиант и перекусывать вместо того чтобы отдышаться и восстановить силы. То одни, то другие. Это тоже недоработка и неопытность гида.

-23

Ещё в походе к Куектанарским озёрам мы заприметили какой-то невысокий кустарник, по нему часто была проложена тропа, высотой он чуть выше колена , листья жёсткие, напоминали мне крыжовник.

Оказывается, это карликовая берёза! Я не знала) Гид рассказал. Я размяла листочек, точно берёза..

-24

Практически на самой вершине перевала в одном месте снежник ещё сохранился.

Оставался последний рывок, тут уже мы пошли вперёд, гид был не против. Не только мы пошли, конечно, треть группы.

В голове возникали вопросы к женщине, которая объявила об эксклюзивности поездки. Почему не рассказала сколько идти, куда идти или не дала слово гиду, чтобы каждый человек оценил свои возможности и силы.

-25

Дошли до вершины. Люди построили каменный город.. здесь такая порода камней, что так и просятся сложить их в пирамидку :)

-26

Это мой «дом» на первом плане, невысокий, кривенький, торопливый, но все же дом, на фоне практически архитектурного шедевра! Огромной арки в человеческий рост. Пройти под ней, если не страшно, можно почти не сгибаясь.

-27

До конечной точки маршрута надо было пройти ещё немного.

Где-то внизу озёра.. а пока видно только снежник в цирке.

Гид рассказал что цирк- это котловина в горах в виде амфитеатра, замыкающая верхний конец ледниковой долины. Но увидеть его можно в полной мере можно только снизу.

-28

Изумрудная капелька - Первое озеро. От него вниз тропа ко второму и третьему озеру.

-29

Отсюда, с перевала мы увидели пять Каракольских озёр. На фото почти параллельно друг другу второе и третье, дальше четвёртое и пятое. Второе и третье не соединяются между собой, остальные соединяются перекатами и ручейками. Шестое тоже, кажется, независимое.

-30

Первое маленькое, чуть в стороне, все вместе не удалось взять в кадр. Озера питаются водой с ледников и снежников, из пятого озера вытекает единственная река Тура, которая затем соединяется ещё с одной и образует Каракол, Каракол с ещё одной образуют Элекмонар, он впадает в Катунь, Катунь и Бия образуют Обь. И получается, что я, когда приезжаю на родину и трогаю обскую воду, трогаю частичку Каракольских озёр.

-31

На вершине было время для привала, фотографий, размышлений и наслаждения природой и простором..

Все выдохнули и забыли тяготы дороги.

Я в том числе. Успокоилась, порадовалась, что оказалась в день рождения в этих местах, светит солнце, жизнь прекрасна.

-32

В начале пятого начали спуск вниз. Вниз шли бодрее, конечно. И быстрее. Погода слегка портилась. Примерно на середине пути есть ещё одна возможность пополнить запас воды.

-33

Вот уже и пятое озеро показалось среди деревьев.

Оно красивое, но не впечатлило меня так, как Куектанарские озёра. В сравнении с доступным вполне вторым Куектанарским это пятое Каракольское проигрывает в моём рейтинге и ощущениях. Может быть, если бы дорога до этих мест была проще, воспринимала бы по-другому.

-34

Я шла впереди, успевала срывать дикую горьковатую жимолость

-35

и чернику.

-36

Внизу группа разделилась. Кто-то пошёл к пятому озеру, к машине, а часть, в том числе и мы, к шестому.

-37

Было начало шестого, громыхал гром, мы торопились. Особенно, когда вспоминали о тех огромных валунах, что ждали нас на пути. В дождь совсем не хотелось попасть на них.

Шестое озеро небольшое, берега в поросли травы, на противоположном берегу стояночные места, там мостки сделаны.

-38

А мы буквально ноги ополоснули и пошли обратно.

-39

В пятом озере несколько человек из группы искупались. Я не стала, хоть и купальник был, переживала, что вдруг задержу группу с переодеваниями и будут снова вспоминать белоголовник

-40

В 18:20 мы выехали в обратный путь. Остальные группы уехали в районе 16 часов, как рассказала женщина, что вернулась с половины пути. Вот там всё чётко прошло.

-41

Фото из трясущегося кузова. Весельчаки установили дорожные знаки.

-42

И ещё один.

Дорога обратная шла быстрее.

и у меня зашевелилась надежда, что будем дома в районе девяти хотя бы..

До места, где лопнуло колесо доехали за полтора часа вместо трех!

-43

и тут парень, который ехал в конце кузова начал стучать по борту машины и просить постучать в кабину шофёру…

Не знаю каким чудом, но он увидел, что от машины отвалились детальки, когда мы выехали из колеи. Здесь должен быть смайл с обезьянкой, закрывающей глаза лапками.

Ну как так-то? Реально то же самое место. Плюс-минус метр.

Остановились. Это открутилась тяга рулевого усилителя…

Снова ремонт машины..

И тут появилась легковая машина.. Вольво! Как они туда заехали, непонятно. Мы посоветовали не ездить дальше, тем более вечер. В машине женщина в белом платьице и ребёнок лет двух.

второе кафе
второе кафе

До второго кафе было совсем недалеко. Стоять возле машины не хотелось, большая часть группы пошли к кафе, там хоть лавочки. Оно было уже, конечно, закрыто.

-45

Здесь я и встретила свой час рождения.

Машину усилиями мужчин подлатали и двинулись дальше.

Доехали до первого кафе, где есть связь теле 2, гид позвонил женщине, сказал, что примерно через час мы будем в Элекмонаре.

Последняя часть пути проходила уже в темноте, наступило опустошение какое-то. Было все равно, какая дорога, как мотает, разговоры стихли, хотелось скорейшего окончания пути.

В начале одиннадцатого мы заехали в посёлок. На месте где садились в ГАЗ, стоял микроавтобус и паркетник.

В которых на всю группу мест не хватало. Как так-то???

Пять человек, мы среди них, залезли обратно в газ. Проехали метров 20 и пошёл дождь, который перешёл в сильный дождь. Быстро развернули тент. Оказалось, он слегка подтекает, а выхлопные газы попадают под него и не выходят. Вздохнули с облегчением, как нам повезло, что дождь не застал нас в дороге.

и знаете, к моменту, когда мы подъехали к кафе, первой точке сбора, дождь закончился. Мы дошли до базы без дожда, и он снова припустил. Кто-то сверху хорошо оберегает меня :).

-46

И вот тут хочу рассказать, что к озёрам есть ещё один путь. Он на скрине. И моя знакомая (Юля, привет!) им воспользовалась, вполне удачно.

а мы поленились. После Куектанарских озёр была некоторая усталость ещё, решили облегчить путь себе)) и думали, что так будет быстрее. Не получилось..

Теперь будем знать.)

я закончу рассказ, новый день уже наступил. :)

С днём рождения меня!

P.S. Перед обратной дорогой от озёр мы общались с водителем, и он рассказал, что кайфует от этих дорог и преодоления, что дороги там разные, он всегда выбирает самые трудные, считает, что этот экстрим в шишиге часть приключения, чтобы потом было что вспомнить туристам. Вот так. Поэтому шишига - для тех, кто любит такое, нас в этом числе не оказалось. Как и большинство из группы сказали: больше никогда.

P.S.2. После поездки прошло почти два месяца. Яркие эмоции улеглись, осталось послевкусие. И оно от озёр скорее приятное. Даже возникают мысли о том, что если вдруг не придёт ничего другого в голову, то можно и еще раз посмотреть на Каракольские, но уже самостоятельно, по новой дороге.

Предыдущие дни:

День первый. Дорожный

День второй. Чемальский

День третий. Чуйский тракт

День четвёртый. Чуйский тракт дальше

День пятый. Спортивный

День шестой. Озёрный

День седьмой. Чибит-Чемал

Следующий день прошел так:

День девятый. Дорога домой

По ссылке можно почитать как прошла неделя в Казани весной этого года