Русофобия в Узбекистане уже не для кого не секрет. Но вот то, что она берёт своё начало на государственном уровне, а именно в системе образования, знают не все.
В школах Узбекистана детям рассказывают об ужасах русского и советского колониализма и страданиях узбекского народа во время гнёта имперской России и СССР.
«Царская Россия, превратив Туркестан в свою колонию, установила на этой территории систему управления, основанную на насилии»,
- так начинается глава о движении за независимость из учебника истории Узбекистана.
К слову, Туркестаном в те времена называли территорию Средней Азии, где сейчас находятся Туркменистан, Таджикистан, Узбекистан, Киргизия и южная часть Казахстана. О периоде царской России в книге не так много, но хорошего нет вообще.
«Царизм нанёс значительный урон нашей стране. Царская Россия сделала всё, чтобы в сердцах наших предков постепенно угасали чувство национальной гордости, любовь к свободе и независимости»,
- эти строки учителя вкладывают в умы подрастающего поколения в Узбекистане.
Дальше - больше: с 20-х годов начинается советский период в Средней Азии, известный у нас как «борьба с басмачеством» или иными словами - с местными бандитами, а у них про это время в учебнике говорится про джадидизм:
«В начале 20-го века для народа Туркестана начался новый этап за свободу и независимость. Во главе её стояла прогрессивная национальная интеллигенция - джадиды».
И хотя джадиды, впервые появившиеся в Крыму и в Поволжье, действительно изначально выступали за реформу образования и представляли из себя слой интеллигенции, в Средней Азии это движение позднее приобрело иные формы. Так, джадиды были в числе организаторов Гражданской войны против Советской власти, вступали в соглашение с русскими белогвардейцами и активно участвовали в басмаческом движении. Но на страницах истории сейчас в Узбекистане ими восхищаются и представляют борцами за свободу и национальными героями.
А что в экономическом плане? По уровню жизни населения, по словам авторов учебника, Узбекистан занимал одно из последних мест в Союзе и выполнял роль сырьевого придатка. Ни слова, конечно, нет о массовом образовании, которое принёс СССР в страну с тёмным и безграмотным населением, как нет и о масштабном жилищном строительстве, особенно развернувшимся после землетрясения в Ташкенте в 1966 году, когда со всей большой советской страны откликнулись люди, чтобы помочь отстроить разрушенный город заново, но в современных книгах у них этого не найти. Смысл лишь один - десятилетиями народ Узбекистана притесняли как могли, и он влачил жалкое существование под гнётом колонизаторов.
«Советская национальная политика по существу ничем не отличалась от шовинистской политики царизма, проводившийся в этой стране. Извинилась только её внешняя форма»,
- это всё рассказывают в школах.
А ещё и домашние задания под стать. Например, нужно ответить на вопрос «В чём проявляется колониальная сущность процесса индустриализации в Узбекистане?» То есть авторы признают, что индустриализация всё-таки была, но при этом она была колониальной и никак иначе.
Кто вырастет из детей, прочитавших такой учебник? Ответ на вопрос очевиден. Истоки русофобии в Узбекистане закладываются с юных лет, а потом лишь остаётся пожинать плоды, которые взрастили в своих учениках ответственные за них лица в лице учителей, системы образования и государства в целом.