Найти тему
СВОЛО

Всё очень плохо и иначе быть не может в принципе

К такому выводу пришли немецкие экспрессионисты в 20-е годы, став какими-то другими экспрессионистами. Первые кричали: «Так жить нельзя!», и это был коллективизм и какой-то сверхисторический оптимизм (с какой-то всё же надеждой, раз ТАКОЙ крик).

Отто Дикс. Автопортрет на войне. 1914.
Отто Дикс. Автопортрет на войне. 1914.

А вторые (это движение назвали «новой вещественностью») стали индивидуалистами и декадентами. Корёжение натуры у обоих разное. У первых – какая-то расхристанность, а у вторых – собранность, жёсткость. – По-моему, так нация исподволь готовилась к приятию беспредела нацизма. К разрешению со стороны фюрера освободить себя от обычной морали.

Отто Дикс. Урус в пелёнках. 1927.
Отто Дикс. Урус в пелёнках. 1927.
Отто Дикс. Новорожденный на руках. 1927.
Отто Дикс. Новорожденный на руках. 1927.
Отто Дикс. Портрет журналистки Сильвии фон Харден. 1926.
Отто Дикс. Портрет журналистки Сильвии фон Харден. 1926.
Отто Дикс. Танцовщица Анита Бербер. 1925.
Отто Дикс. Танцовщица Анита Бербер. 1925.
Отто Дикс. Салон. 1927.
Отто Дикс. Салон. 1927.

Кажущийся парадокс в том, что Гитлер, придя к власти, всех экспрессионистов собрал в одну выставку, названную «Дегенеративное искусство», и после неё велел прекратить физически этого существование в виде картин, а художникам запретил так рисовать.

Но это потому, в частности, в случае с Диксом, что правда глаза колет.

Гитлер вынужден был пока считаться с народной инерций. Он хотел, но не успел, заменить христианство язычеством, как религией негуманной (хоть и христианство в большой степени тоже ингуманно, ибо некий обман же – спасение в существовании в виде бесплотных душ). Он вынужден был пока для достижения мирового господства вести войны, для чего нужна была массовая армия и – для обмана, опять же – на первый план выдвинул нацию и её физическое здоровье. Что потребовало подобия античности в искусстве. Но и это была ложь в своей глубине. (Из-за чего срывались иногда исполнявшие эту ложь художники.)

Дикс не срывался. Он же всё время был некоторым образом внизу: не считать же первосортным прикладное искусство, рождённое замыслом сознания, в котором нет ЧЕГО-ТО, словами невыразимого, когда рождает подсознательный идеал.

4 июля 2024 г.