Найти в Дзене
Упрямый рок

«Кроссроудз» в патофизиологической среде

Группа «Кроссроудз» на фестивале Blues Summit, слева направо: Михаил Савкин, Александр Торопкин, Сергей Воронов, Андрей Бутузов. Сад Эрмитаж, 3 июня 2000 г.
Группа «Кроссроудз» на фестивале Blues Summit, слева направо: Михаил Савкин, Александр Торопкин, Сергей Воронов, Андрей Бутузов. Сад Эрмитаж, 3 июня 2000 г.

Так сложилось, что жители одной шестой части суши, считая до четырех, делают подсознательный акцент на один и три, а не на два и четыре, как иностранные граждане. Поэтому исторических корней блюза в России нет и быть не могло, это медицинский факт. Но некоторые, вопреки физиологии, упорно лелеют вторую и четвертую доли и протаскивают блюзовую пентатонику в массы, подменяя ею привычный дерибас с переходничком.

Блюз – это состояние души, как говорил Вилли Браун из фильма «Перекресток». Именно это состояние привело меня в мае 2000 года в Горбушку на другой «перекресток» – концерт группы «Кроссроудз», посвященный ее десятилетию.

На меня сразу произвел впечатление звук: это был монолит. Ни единого блямса, все идеально вместе, будто один человек играет. Когда я слышу такое монолитное звучание на концерте (на записях-то оно у всех монолитное, кроме панков), то ощущаю физическое удовольствие, ведь у нас это редкость. Гитарные соло Воронова были великолепны – яркие, отточенные, без излишнего «поливания». В таких случаях говорят – отвечает за каждую ноту.

Концерт «Кроссроудз», посвященный 10-летию группы, специальный гость – Николай Арутюнов. ДК им. Горбунова, 27 мая 2000 г.
Концерт «Кроссроудз», посвященный 10-летию группы, специальный гость – Николай Арутюнов. ДК им. Горбунова, 27 мая 2000 г.

Как певец Воронов послабее, чем как гитарист и композитор, зато бэк-вокал у группы традиционно на высшем уровне (был даже случай перехода из него на постоянную работу в Большой театр). Прозвучали блюзовые стандарты – Sweet Home Chicago, Hoochie Coochie Man, Crossroads (как без нее – дала название группе) и другие; данью уважения к Хендриксу стала Foxy Lady, к Бобу Дилану – Knockin’ On Heaven’s Door. Свои вещи тоже играли, наибольший восторг публики вызвала Diamond Rain.

Были специальные гости. Спел Арутюнов, сыграл Зинчук, в глубине сцены несколько раз появился Стас Намин, но ни разу не вышел из тени. «А сейчас сюда выйдут наши друзья, – объявил Воронов. – Боцман и Бродяга!» Действительно, вышли Скляр и Сукачев, заняли места бэк-вокалистов и, сделав «ласточку», стали подпевать песне Сколько можно терпеть.

Специальные гости концерта «Кроссроудз» – Рушан Аюпов (клавишные) и Петр Тихонов (труба, оба – «Неприкасаемые»); на заднем плане Александр Ф. Скляр и Гарик Сукачев делают «ласточку». ДК им. Горбунова, 27 мая 2000 г.
Специальные гости концерта «Кроссроудз» – Рушан Аюпов (клавишные) и Петр Тихонов (труба, оба – «Неприкасаемые»); на заднем плане Александр Ф. Скляр и Гарик Сукачев делают «ласточку». ДК им. Горбунова, 27 мая 2000 г.

На бис к группе присоединился гитарист «Неприкасаемых» Дмитрий Варшавчик, и пошла The Thrill Is Gone. «Кроссроудз» сделали ее в довольно нестандартной аранжировке, более жесткой, чем у Би Би Кинга, построенной на аккордном ритм-энд-блюзе. Наверное, так эту вещь могли бы сыграть Роллинг Стоунз. Когда Воронов и Варшавчик, стоя лицом друг к другу, с невероятным драйвом импровизировали в две гитары, я испытал что-то типа катарсиса. Позже я много раз слушал The Thrill Is Gone на концертах «Кроссроудз», но подобного уже не было.

Сергей Воронов и Дмитрий Варшавчик («Неприкасаемые») во время исполнения The Thrill Is Gone. ДК им. Горбунова, 27 мая 2000 г.
Сергей Воронов и Дмитрий Варшавчик («Неприкасаемые») во время исполнения The Thrill Is Gone. ДК им. Горбунова, 27 мая 2000 г.

Нельзя не отметить, что группа хорошо смотрится на сцене. Породистые, хипповые мачо, олицетворяющие уверенность и маскулинную энергетику. У Воронова осетинские корни – если приглядеться, особенно в профиль, то мужественные черты аланских племен видны во всей полноте. На сцене музыканты держатся статично, но естественно; без видимых эмоций, но с чувством внутренней силы.

«Кроссроудз» на праздновании Дня независимости США. С группой выступает гармошечник Михаил Владимиров (справа). Усадьба «Кусково», 7 июля 2001 г.
«Кроссроудз» на праздновании Дня независимости США. С группой выступает гармошечник Михаил Владимиров (справа). Усадьба «Кусково», 7 июля 2001 г.

Из дисков «Кроссроудз» мне больше всех нравится Salado (1999). Он состоит полностью из собственных композиций, большей частью написанных Вороновым. В них есть стиль, чувство меры, индивидуальность. Вокал идет без обработки, местами голос напоминает Моррисона. Отдельные вещи ближе к року, чем к блюзу, например Hang On Thru The Nite и All For Today. Первая – необычная, с восточным оттенком, с жестким сухим ритмом. Здесь Воронов использует некоторые блэкморовские приемы – вторую пониженную ступень, соло после второго куплета на тон выше. Звучит захватывающе. Красивые аккорды и уместная квакушка (педаль Wah-wah) в песне The Song. Великолепная баллада Blue Angel – хорошо аранжирована, с развитием, струнный квартет органично вписан. Есть на диске и стебалово – немецкоязычная композиция Berlin Blues в стиле кабаре с неровным пьяным свингом, с выдуванием в пустую бутылку и тирольскими завываниями в конце, весьма атмосферная вещь.

Две песни – Southern Woman и Wild Wild World – записаны с духовой секцией «Бригады С» (Ермолин, Тихонов, Лихачев). Дудки всегда добавляют блюзу драйва, но здесь они почему-то зажаты на заднем плане. Возможно, это результат микширования. Во второй вещи партия дудок неудачно, на мой взгляд, аранжирована, как у советских ВИА. Но сами песни отличные, прифанкованная Southern Woman захватывает подвижным синкопированным ритмом, Wild Wild World запоминается вступлением в стиле негритянских песнопений и общей соул-интонацией. Губная гармошка в большинстве вещей звучит несколько зажато, хотелось бы, чтоб она повыла поубедительней, особенно в Poor Man Blues. Завершает альбом архаичный блюз Save Me с неожиданным минорным аккордом на третьей ступени, небанально звучащим.

А ведь кое-кто до сих пор утверждает, что у нас не умеют играть блюз.

Бас-гитарист «Кроссроудз» Андрей Бутузов на выставке фотографа Сергея Бурасовского в Манеже 26 февраля 2009 г. Андрей скончался в октябре 2015 года от обширного инфаркта. RIP, музыкант.
Бас-гитарист «Кроссроудз» Андрей Бутузов на выставке фотографа Сергея Бурасовского в Манеже 26 февраля 2009 г. Андрей скончался в октябре 2015 года от обширного инфаркта. RIP, музыкант.