Следующим шагом, после Кихон, является форма приёмов называемая в некоторых школах "Ки-но-нагаре". С японского это переводят как "течение Ки". Однако при объяснении техник, упражнений и приёмов о Ки говорят очень редко, если не сказать что совсем не говорят. Хотя, есть школы в которых о Ки говорят всегда, а есть в которых о Ки не говорят вообще. В моём случае, я не вижу смысла говорить о Ки ученикам которые еще не разобрались как двигаются руки и ноги. Рановато. Ну, если только в качестве "лирического отступления" или тематического экскурса. Ну а рас о Ки разговора нету то остается "нагаре" - течение. Что же это означает...:
А означает это то что весь Кихон нужно научится теперь делать в одно - непрерывное движение. Начиная с момента имитации атаки Уке и заканчивая укеми (страховкой Уке от броска) или осаэ (удержанием). Всё движение должно быть равномерным. И как следствие равномерности - движение должно стать не угловатым а более округлым. Выполнение приёмов снова начинается на маленьких скоростях. Постепенно скорость увеличивают и в определенный момент, в связи с увеличением скорости, в технике начанают проявляться два выжных "момента". Именно решению этих "моментов - нюансов" и посвещён раздел "Нагаре". Итак, что это за нюансы...:
Первый нюанс заключается в том что при увеличении скорости некоторые атаки становятся слишком чувствительными. В некоторых случаях для Уке а в некоторых и для Наге (Тори). Помня о краеугольных принципах Айки-до, таких как, Непротивление и Любовь (Милосердие), адепты должны найти, опытным путём, такие направления при которых вероятность травмирования будет минимальной. А так же, в помощь для решения данного нюанса, адепты познакомятся с таким техническим принципом как Авасэ - объединение.
Второй нюанс проявляющийся при увеличении скорости это инерция. Самая обычная инерция которой обладает любое тело или его часть. Как следствие , приходит понимание что если разогнать Уке, или его часть, в одну сторону то, что бы изменить его движение на противоположное направление, нужно преодолеть эту самую силу инерции, которая, согласно законом физики, увеличивается с увеличением скорости. Всё выше сказанное будет накладывать отпечаток на траектории проведения приёмов. И здесь айкидока подстерегает большая опасность.
Заключается эта опасность в том что тренирующийся начинает понимать что всё что он учил до этого, почти весь Кихон, перестаёт "работать". Большинство приёмов изменяются. Понимание каких то приёмов даётся так тяжело что посещает мысль - а работает ли этот приём вообще. Хочется прекратить эти поиски и компенсировать непонимание ударной техникой и мышечным напряжением. И в этот момент очень важна помощь наставника. Возможно даже поддержка.
В дополнение к Кихон арсенал расширяется техниками Кокю наге, как упрощенные примеры вариантов Нагаре и как составные элементы более сложных техник, в том числе и Кихон.
Постепенно всё из перечисленного подготавливает адепта к следующей ступени эволюции техники. Какой именно - об этом будет речь в следующей, 5-ой статье.