В ожидании прошло два дня. Миранда явно ослабла. Она уже даже не пыталась вставать и лишь время от времени тоскливо посматривала туда, куда удалилась машина с ее хозяйкой...
Вожак был главой стаи уже несколько лет.
Стая собак не была дикой. Как раз наоборот. Она благополучно и сытно обитала по соседству с большим придорожным кафе, пользовавшимся бешеной популярностью как у местных водил, так и у дальнобойщиков и туристов.
Движуха возле кафе, удачно расположившегося на трассе недалеко от Владикавказа, была непрерывной в любое время суток. Народ ел, пил, справлял свои надобности, бегал по магазинчикам, казалось, в режиме нон-стоп.
Собак в стае было порядка пятнадцати. Все они отличались лохматостью и не маленькими размерами.\
Вожак был самым крупным. По своему внешнему виду и фактуре он напоминал лабрадора, хотя ни о какой породистости речь, разумеется, не шла. Да и по размерам он значительно превосходил любого своего породистого собрата.
За долгое время обитания возле кафе у стаи сложились стойкие правила поведения, ставшие чуть ли не кодексом и позволявшие им существовать в сытости и спокойствии.
Главным из правил была безусловная безобидность для людей. Несмотря на свои внушительные размеры, ни одна из собак не позволяла себе лаять, а тем паче огрызаться или рычать на людей, являвшихся их кормильцами.
Попрошайничество тоже не поощрялось, а вот разрешать себя гладить и трепать за ухом всем желающим являлось обязательным признаком лояльности к человеку.
В остальном больших ограничений не было. Зато умение валяться в разных позах в самых неподходящих местах даже приветствовалось, поскольку неизменно приводило в умиление “человеков” и доставляло немало радости их детенышам.
Собаки часто безмятежно спали прямо на проезжей части, и даже самые отъявленные лихачи, рвущие свои авто с места с бешеной скоростью, объезжали их со снисходительностью и признанием такого их права.
При всем при этом они тщательно охраняли свою территорию от пришлых собак. И тут уже ни о какой покладистости и лояльности речи не шло.
Стоило неместным псам только заглянуть на контролируемую стаей территорию, их безжалостно изгоняли - зубами и яростным лаем.
*****
Чужачка появилась возле кафе в сопровождении большого количества людей, приехавших на нескольких автомобилях...
О ее породистости буквально кричала каждая деталь ее облика: от видного ошейника со стразами и кожаного поводка ярко-розового цвета до идеально расчесанной длинной шевелюры, аккуратно закрепленной в нескольких местах блестящими резиночками.
Была она тоже совсем не мелкой, и если бы стая разбиралась в породах, то идентифицировала бы ее как Колли. Грациозная и изящная, она была безупречным олицетворением собачьей красоты.
Лаять и нападать на чужаков, появлявшихся на их территории в сопровождении людей, запрещалось все тем же собачьим кодексом, и они лишь проводили ее взглядами.
Часть - недобрыми и настороженными глазами соперниц, остальные - восторженными глазами сраженных наповал поклонников…
А Вожак… Впервые в жизни он почувствовал унаследованную от далёких предков потребность завыть в тоскливом порыве безысходности…
То, что раньше было его безусловным правом по отношению к местным “дамам”, в данном случае проплыло мимо него без малейшего призрачного намека на взаимность.
Хозяйка, дородная пожилая женщина, поглаживала незнакомку по густой шерсти и называла ее Мирандой. И для безымянных местных собак это имя звучало как песня, волшебная и волнующая.
Чужачка продефилировала мимо них безупречной походкой манекенщицы, гордо взошла по ступенькам кафе и уселась внутри возле стола.
И если для местных собак заходить в кафе было табу, по отношению к ней все восприняли это как само собой разумеющееся и никто из посетителей ничуть не возмутился и не стал махать руками и выгонять ее.
Вожак улегся возле стеклянных раздвижных дверей кафе и, положив голову на лапы, стал завороженно наблюдать за прекрасной незнакомкой.
Получив заказ, люди, приехавшие с чужачкой, расселись за столами и стали шумно трапезничать. Хозяйка Миранды поставила перед ней тарелку с макаронами и котлетами, и та неторопливо и с достоинством поела. А закончив, снова уселась с гордой осанкой собачьей богини.
Отобедав, люди отправились в сторону туалетов, а Миранду оставили пристегнутой к металлической стойке стола...
Происходившее далее осталось за кадром и для Вожака, и для Миранды.
Однако, в какой-то момент все в кафе засуетились, стали носиться с водой и лекарствами, забегали от машины к машине. Чуть позже подъехал автомобиль с мигалкой, хозяйку Миранды вынесли на носилках, загрузили в машину и увезли.
Следом за ней запрыгнули в свои автомобили остальные члены компании и укатили в том же направлении.
Посетители кафешки провожали их на улице, по-кавказски эмоционально жестикулируя и комментируя происходящее.
В кафе тем временем стало тихо и безлюдно. Про привязанную к столу Миранду никто не вспомнил...
*****
Ее, конечно, заметили. Почти сразу, когда вернулись. Подходили посетители и работники кафе. Гладили, жалели, что-то говорили, успокаивали…
Ближе к ночи ей вынесли большую миску с едой, на которую Миранда даже не взглянула.
Сначала она все также сидела, тоскливо поглядывая в ту сторону, куда увезли ее хозяйку. Потом легла, но все равно не сводила глаз с закрытой двери.
Вожак тоже не отходил со своего наблюдательного поста. Но, в отличие от Миранды, он успевал присматривать и за своей территорией, и молча, взглядом и рыком, раздавал команды другим членам своей стаи.
И, конечно, держал в центре внимания попавшую в беду чужачку...
Утром в кафе приехал хозяин и, посовещавшись с работниками, велел отвести Миранду на задний двор, где ей соорудили импровизированную конуру, положили коврик и поставили миски с едой и водой. Сняли кожаный поводок и привязали за ошейник длинной веревкой.
Вожак неотступно следовал за Мирандой, пристально контролируя происходящее. А когда она осталась одна, улегся в нескольких метрах от нее. Почему-то подходить ближе он не торопился, но и выпускать ее из поля зрения не хотел.
Трудно сказать, какие чувства он испытывал больше: радость от присутствия Миранды или тревогу за ее будущее.
Время от времени подходили люди, что-то пытались ей объяснять, подкладывали в миску аппетитные куски мяса, уговаривали поесть. Миранда оставалась безучастной...
*****
В ожидании прошло два дня.
Миранда явно ослабла. Еду и воду ей меняли, но она словно не замечала этого.
Она уже даже не пыталась вставать и лишь время от времени приподнимала голову и тоскливо посматривала туда, куда удалилась машина с ее хозяйкой.
И тогда Вожак, все время находившийся рядом, решился. Он подошёл, взял ее за загривок и ощутимо тряхнул. А затем подтолкнул к мискам с едой и водой, будто заставляя поесть и утолить жажду.
При этом вид у него был такой грозный, что Миранда, очевидно, просто не решилась перечить ему. Вяло она ткнулась носом в миску с водой, а, напившись, нерешительно принялась есть…
Ещё несколько дней Миранда продолжала сидеть на том же месте, привязанная верёвкой. Вожак находился рядом с ней, лишь изредка отлучаясь по своим надобностям.
А потом он перегрыз веревку и повел ее знакомиться со стаей…
*****
Первых щенков Вожака и Миранды разобрали почти сразу. Ещё будучи совсем маленькими, они уже были такими симпатичными крепышами, что желающих взять их себе оказалось больше, чем самих щенков.
Миранда ещё долго выходила на дорогу, по которой увезли ее хозяйку, и с тоской вглядывалась вдаль, словно надеясь увидеть ее там.
И однажды она вернулась. К тому времени прошел уже почти год.
Посетителей в кафе было много, как обычно. Работники суетились, занятые своими прямыми обязанностями. И когда полная пожилая женщина, поддерживаемая под руку молодым мужчиной, вошла в кафе, никто, разумеется, ее не узнал.
Они не пошли к стойке с раздачей, как все. Застыв в нерешительности, осматривались по сторонам, не зная, к кому обратиться.
Молодой мужчина усадил женщину за стол, а сам отправился к администратору. Послушать его рассказ собралось сразу с десяток человек...
Год назад его мама Нина Ивановна направлялась со знакомыми в Грузию на море. Компания была довольно большой и разношерстной, а мама ехала со своей любимой Мирандой, породистой колли.
И именно в этом кафе ей стало плохо, вызванная скорая диагностировала инсульт и увезла ее в больницу, где она пролежала ещё месяц, а потом сын перевез ее домой.
Про собаку в суматохе знакомые не сразу вспомнили, а затем не посчитали нужным за ней возвращаться...
Нина Ивановна долго восстанавливалась. Прошло больше полугода, пока она смогла начать говорить и ходить самостоятельно. И первое, что она попросила сына сделать, была просьба найти ее Миранду.
Но поскольку знакомые, с которыми она направлялась на отдых, к тому времени разъехались кто куда, указать точно место, где они оставили собаку, было некому.
И тогда они сели в машину и поехали той дорогой, по которой компания ехала в прошлый раз…
В районе Владикавказа на трассе было много кафешек, и пожилая женщина не сразу вспомнила эту. Но, зайдя во внутрь, она разволновалась и сказала сыну, что это именно то место…
*****
Миранда заметила ее первой. Каким-то шестым чувством она узнала о ее приближении заранее.
И когда пожилая женщина появилась из-за угла и направилась к конуре, возле которой копошилось второе потомство Вожака и Миранды, та уже ждала ее там, вытянувшись в неподвижную струну.
- Девочка моя, - женщина протянула руки к собаке и стала медленно оседать на землю, не упав лишь благодаря поддержке сына. - Как же я по тебе скучала…
Голос женщины дрожал. По морщинистым щекам текли слезы.
Миранда заскулила и, перебирая лапами, поползла на пузе к хозяйке, а затем, уткнувшись носом в ее ноги, стала лизать их, не решаясь поднять глаза…
*****
Обратно уезжали через две недели. Пришлось подождать, пока щенки подрастут и окрепнут, и их можно будет раздать желающим.
Нину Ивановну с сыном приглашали погостить по очереди в разные семьи, и знаменитое кавказское гостеприимство они прочувствовали на себе в полной мере…
Миранда с Вожаком сидели на заднем сидении. Для него это было первое путешествие на машине, первое близкое знакомство с людьми, первая дальняя дорога…
Пожалуй, он всё-таки волновался, но природная сдержанность и присутствие Миранды не позволяли ему делать даже намеков на это.
Бывает ли счастье в собачьих семьях? Решать вам, но почему-то хочется верить, что да…
ЛЮДМИЛА ПРИЛУЦКАЯ
Рассказы автора, которых нет у нас: Дзен-канал "На позитиве и с душой"