Рациональный гедонизм. Эпикурейство в в повседневной жизни
Практически у каждого психотерапевтического подхода есть философская основа. У когнитивно-поведенческой это стоицизм, но сегодня мы больше поговорим о тех, кто с ними активно конфронтировал, а именно - Эпикур и его последователи.
О противоречиях
Как и любая группа по интересам, каждая философская школа имела оппозицию и большое количество спекуляций на учениях друг друга. Идет стоиков постоянно упрощали, а эпикурейцев утрировали и называли обжорами и свиньями. Сейчас схожие дискуссии, но с большим научным подкреплением можно увидеть на конференциях, где встречаются представители разных школ психотерапии. И все, по-своему, правы.
Коротко об идеях
Стоики утверждали, что человек самодостаточен от природы и не очень-то нуждаются в заботе от других людей, а также, что любые сожаления о прошлом и тревоги о будущем бессмыссленны, а эмоции и страдания лишь временная физиологическая реакция (что в целом не лишено логики). В общем, стоики были суровые ребята, что активно практиковали радикальное принятие ещё до появления ДБТ.
Но вот чего им не хватало в теории, что неплохо было дополнено Эпикурейцами (хотя это был больше вызов и протест), так это большего внимания способам облегчения страданию и усиления удовлетворенности и удовольствия. Эпикурейцы были упертыми материалистами, бунтуя против религиозных идей заявляя, что нет ни ада ни рая, а ритуалы бесполезны (и это в античное время!) и что разум человека не способен подавлять и/или управлять эмоциями. Закономерно возникает вопрос: «Так что делать-то, Эпикур?»
Начнем со страданий
Преобладание удовольствия над болью стало ключевой идеей школы, что достигалась как минимум в способности распознать причины вызывающие страдание как таковое. Соответственно, идея уменьшения боли заключается в умении анализировать последствия нашего выбора поведения и умеренном удовлетворении «необходимых и естественных потребностей». «Гедонистическое исчисление» в виде взвешиваний плюсов и минусов, например, в виде сомнительного корпоратива перед следующим рабочим днем, помогает сделать выбор, что окупит себя в долгосрочной перспективе либо в виде воспоминаний о приятном вечере либо в более функциональном и трезвом состоянии на следующее утро.
Резюме: ориентируемся в долгосрочную перспективу.
Рациональный гедонизм
Отдельно подчеркну, что УДОВЛЕТВОРЕННОСТЬ ≠ УДОВОЛЬСТВИЕ, но при этом удовольствие = отсутствие страдания. Т.е вкусная еда - способ избавиться от страданий голода, а не способ отвлечь себя от боли. Рациональность потребления заключается в достаточной удовлетворенности в виде избегания страдания, но не посредством постоянного фокуса на поиске удовольствии.
Иными словами, философ предлагает достигать удовольствия минималистичными и скромными усилиями, с опорой на более осознанное рациональное потребление.
Усиление удовольствия эпикурейцы находили в радости новых впечатлений от познания и взаимодействия с другими людьми. Но есть нюанс, что также протестом звучит в современную эпоху достигаторства - отказ от тщеславия, богатства и властолюбия. Безусловно, каждому человеку приятно получать одобрение других и подтверждение собственной важности, например, когда повышают на работе или ставят высокую оценку. Истинное удовольствие находится в деятельности, в процессе, там где интерес, усиливается концентрация внимания и активируется желание творить и создавать что-либо. Т.е в отношениях с другими людьми, человек выигрывает гораздо больше, когда фокусируется на удовольствии от собственных действий, а не от реакций окружающих людей. Например, помогая котикам в приютах, можно сфокусироваться на удовлетворении от самого факта, что ты можешь помочь кому-то, а можно ожидать одобрения окружающих людей. Правильный фокус внимания и оценка долгосрочных последствий каждого выбора, делает менее возможным страдания и более вероятным получение удовольствия.
Автор: Лыдин Николай Юрьевич
Психолог
Получить консультацию автора на сайте психологов b17.ru