"Мы шли на многие уступки, чтобы организовать обоюдный показ картин. Ведь так много американцев верило в советско-американскую дружбу и стремилось к ней... Но этого безусловно не хотели хозяева Америки. Они не хотели видеть советских картин на экранах Америки, и наши переговоры зашли в тупик. Надежды на дружеское сотрудничество рушились...".
Читаем фрагмент из книги знаменитого кинорежиссера Михаила Калатозова "Лицо Голливуда" (М., 1949 год):
"Пока положение на фронтах мировой войны не определило с достаточной очевидностью сил воюющих сторон, пока не состоялся разгром немцев под Сталинградом, реакционные заправилы американской киноиндустрии еще лелеяли надежду на поражение Советского Союза.
В связи с этим переговоры о создании советско-американской киноорганизации по вопросу проката советских картин в США и американских— в СССР носили пассивный характер.
Заправилы с большей охотой, чем с нами, вели переговоры с притаившимися представителями немецких фирм о создании американо-немецких кино- компаний в случае, если немцы выиграют войну. Эти переговоры велись через испано-франкистских посредников.
Но гибель фашистских армий стала очевидной и для торговцев фильмами. Тогда одна из крупнейших кинокомпаний Америки, входящая в «большую восьмерку», изъявила желание начать переговоры с нами. Эта организация являлась дочерним предприятием крупной финансовой компании «Атлас корпорейшен», которая в свою очередь была дочерним предприятием Моргана. Таким образом, наш возможный партнер приходился финансовым племянником моргановскому дому.
Как полагается но американским традициям бизнеса, был устроен ряд встреч в «Рокфеллер-центре» — небоскребе, где помещаются «уважающие себя» фирмы. К этому же рокфеллеровскому центру примыкает и лучший кинотеатр Америки «Радио-сити», арендованный нашим предполагаемым партнером. Он примечателен еще и тем, что архитектор, построивший это «чудо американского кино», покончил жизнь самоубийством от нищеты.
Традиционные встречи состоялись также на приемах, где говорилось немало приятных слов, после чего переходили от шутливого американского разговора к бизнесу.
Все эти встречи и переговоры родили декларации о «добром» намерении американских кинодельцов показывать в СССР американские картины и в США — советские.
Дальнейшая судьба советско-американского кинообщества, по настоянию нашего будущего партнера, была передана юристам. Они должны были найти юридическую форму для нового общества.
Юрист в практике американских деловых отношений (и не только деловых, а и в любых иных, даже в вопросе карточного долга) — важнейшая персона в американском обществе. Американское законодательство, как и любое капиталистическое, дает возможность на каждую букву закона найти десять, обходящих этот закон. Роль человека, умеющего профессионально обходить законы, чрезвычайно велика. Не случайно президентами или генеральными директорами подавляющего большинства компаний, трестов, картелей и других предприятий являются юристы.
Примерно в течение полугола юристы изучали и обсуждали возможную «формулу жизни» советско-американского кинообщества и вырабатывали первый пункт устава.
Первый параграф этого пункта гласил, что советско-американская корпорация создается на обоюдно-добровольных началах.
Второй параграф первого пункта устанавливал, при каких обстоятельствах возможно расторжение договора, то есть уничтожение корпорации, и на четырех страницах перечислялись все могущие встретиться случаи.
Таким образом, после первых же двух строчек о рождении шли четыре страницы смертного приговора. Мы вынуждены были ждать и наблюдать, что же будет дальше. А дальше, примерно еще через два месяца, был написан второй пункт. Здесь речь шла о том, сколько американских картин будет показываться в СССР и сколько советских — в США.
Выяснилось, что американских картин должно показываться на всех экранах СССР 100—120 в год; относительно же того, сколько советских картин должно показываться в США, была полная неопределенность.
Во-первых, нам заявили, что советские картины, хотя и очень интересные, но непонятны американскому зрителю, так как в них трактуются проблемы, связанные с социалистическим укладом жизни, не понятным американцам, знакомым только с капиталистическим укладом.
Говорилось, что советские картины разжигают ненависть к капитализму и это не по духу американцам. Далее приводился аргумент, что в картинах военного времени слишком жестоко расправляются с фашистами, а это не человеколюбиво.
Говорилось также, что советские фильмы воспевают чувство коллективности, а это противоречит американским идеалам индивидуализма и частной инициативы.
И еще многое подобное говорилось. Потом был выдвинут следующий аргумент против показа советских картин в США.
Нам сказали: — Ваша государственная система великолепна. У вас государство — хозяин, оно прикажет, и все восемнадцать тысяч кинотеатров будут показывать американские картины, а у нас с этим очень плохо. У нас частное предпринимательство. Потом у нас монополия, и мы никого не можем заставить показывать ваши картины.
Мы спросили: — Но у. вас, нашего будущего партнера, сто восемьдесят своих кинотеатров и вы контролируете еще тысячу чужих театров, почему же хотя бы в этих ста восьмидесяти не показывать наши фильмы?
«— Мы о удовольствием,— сказал американец,— только наши кинотеатры законтрактованы на пять лет вперед другими компаниями. И свои картины мы тоже должны показывать. На советских фильмах мы прогорим — американцы к ним не привыкли. Мы предлагаем следующий эксперимент: пустить советские картины сперва в количестве шести-восьми в год на двадцати-тридцати второстепенных экранах. Таким образом, американский народ постепенно привыкнет к ним.
— Сколько же времени он будет привыкать? — спросила советская сторона.
— О, это трудный процесс, это должно длиться годами. Это же вопрос психологии. Может быть, через три года, может быть, через пять. Американцы очень не любят иностранных картин.
— А как же до войны у вас шли немецкие картины?
— Но в Нью-Йорке около двух миллионов немцев! У нас много общего. Конечно, только в смысле моральном. Они любят семейный уют, и мы его любим... Если эксперимент пройдет удачно, мы обязуемся предоставить до трех тысяч кинотеатров советским картинам.
— Через пять лет? — спросил наш юрист.
Во всяком случае ранее ожидать трудно, все зависит от психологии масс.
В данном случае тенденция заправил кинематографии была очевидна: проникнуть на советские экраны как можно шире и выгоднее, а советские картины не допускать к демонстрированию в США.
Насколько хозяева американской кинопромышленности препятствовали показу советских картин в США, говорит такой факт.
В Нью-Йорке наши картины демонстрировались в одном второстепенном кинотеатре «Стэнли», находящемся в малопосещаемой части Бродвея, вдали от людных и модных кинотеатров. В «Стэнли» ходят простые американцы, рабочие, интеллигенты, все те, кому действительно близка дружба с Советским Союзом, кому дорога подлинная свобода своей страны.
Но вот к концу 1944 года у маленького кинотеатра «Стэнли» Бродвей оказался запруженным многочисленными зрителями, стремящимися попасть на советскую кинокартину «Радуга». Казалось бы, эта прекрасная патриотическая картина, так понравившаяся американскому зрителю, имела все основания быть показанной большему количеству зрителей. Президент Рузвельт узнал об успехе этой картины и пожелал ее посмотреть. Картина понравилась ему, и президент высказал настойчивое желание, чтобы картину посмотрело как можно большее число американских граждан. Рузвельт обратился к «Ассоциации продюсеров и предпринимателей», возглавляемой Хейсом, и предложил показать «Радугу» миллионам американцев.
Предложение президента было встречено хозяевами американского кино заговором молчания. Прокатчики-монополисты блокировали «Радугу», и ома осталась в маленьком «Стэнли».
Когда перед войной в Америку приехал эмиссар Гитлера и привез уйму немецких картин, американские монополисты встретили его с радостью и предоставили все экраны Америки для фашистской кинопропаганды.
Многие из вершителей судеб Америки смотрели советские картины и похвально отзывались о них. Как правило, они всегда недоумевали, почему широкие слои американского народа не видят этих картин. Они даже возмущались и заверяли, что приложат все усилия, чтобы показать картины советского союзника так же широко, как американские показывались в СССР.
И хотя среди этих людей были Томас Ламонт, Дональд Нельсон, Гарриман, Джонстон, Рокфеллер (младший), Никколас и Джо Окенки, братья Уорнер, Хейс и другие — люди, которые в любой области американской жизни легко добиваются желаемого, в этом вопросе они почему-то оказались «бессильными».
Херст тоже заинтересовался советскими картинами и захотел посмотреть «Фронтовые подруги». С любопытством и большим вниманием смотрел он картину, бросал одобрительные реплики и несколько раз в умилении подносил платок к глазам. Через несколько дней в его газете появилась большая статья о советских картинах. Эта статья громила советские фильмы за «красную пропаганду» и, как пример, приводила картину «Фронтовые подруги». Тогда нам стала ясна цена крокодиловых слез.
Мы шли на многие уступки, чтобы организовать обоюдный показ картин. Ведь так много американцев верило в советско-американскую дружбу и стремилось к ней...
Но этого безусловно не хотели хозяева Америки. Они не хотели видеть советских картин на экранах Америки, и наши переговоры зашли в тупик.
Надежды на дружеское сотрудничество рушились. Не добившись никаких приемлемых результатов, я возвращался из Нью-Йорка в Калифорнию.
По дороге со мной произошел следующий случай.
На американских железных дорогах принято для удобства сдавать в багаж все вещи. Это один из видов сервиса. Приехав в Лос-Анжелос, я отправился получать свой багаж. Когда были выданы мои чемоданы, они оказались открытыми, а замки взломанными. Содержимое было перевернуто — очевидно, чья-то бесцеремонная рука шарила в моих вещах. Служащий, извиняясь, заявил, что это непонятное недоразумение и если что-либо пропало, то будет сейчас же составлен акт и железнодорожная компания через суд возместит убытки.
Сопровождавший меня носильщик спросил: — Вы иностранец?
Я ответил утвердительно. — Кто именно?
— Русский.
— Я так и подумал,—сказал носильщик.— Подобные истории уже не раз случались с приезжающими советскими людьми. Зря вы заперли чемоданы на крепкие замки,— вот они и взломали.
— Кто это они? — поинтересовался я.
— Мальчики из ФБР. Они, видимо, ищут улик для Дайса.
Замки на чемоданах действительно были необычные, открывающиеся при помощи соответствующего подбора цифр.
— Да... Зря повесили секретный замок,— сказал носильщик, поглаживая изуродованный чемодан.
— Для чего же тогда существуют замки?
— Чтобы открывать их, а когда это трудно, то их взламывают,— ответил он.— Ведь чем крепче заперто, тем больше желающих открыть.
Буквально на днях в этом убедился сам президент нью-йоркской полиции. Он всегда хранил деньги в ящике обыкновенного стола, в своем кабинете. Чего ему бояться — президент полиции! Но ему захотелось запрятать их понадежнее: он купил сейф новейшей конструкции с автоматической сигнализацией, фотоэлементом, магнитными электрическими ключами и прочими новшествами. После того, как этот сейф был установлен в кабинете президента полиции, в центре Нью-Йорка, он был взломан и деньги похищены.
Так что вы не огорчайтесь,— утешил меня носильщик.— Разница только в том, что там бандиты захотели посмеяться над президентом полиции, и это им удалось, а здесь кто-то намеревался скомпрометировать вашу страну, и это не удалось. А ваши секретные замки вешают только на детские копилки,—продолжал носильщик. — Ребенок быстро забывает комбинацию цифр и уже не может открыть замок, чтобы истратить деньги. Таким образом, ребенок делается владельцем собственного капитала, а невозможность тратить его развивает в нем чувство! бережливости.
Я поблагодарил носильщика, обогатившего мои впечатления об Америке. Но этим не ограничилось для меня накопление житейского опыта.
Приехав с вокзала домой, у самого порога я встретил управляющего домом. ...
— Здравствуйте! Скажите мне сейчас же — вы действительно честный человек или я ошибаюсь? Меня уверяли, что все советские люди антихристы и поэтому не могут быть честными. Почему вы аккуратно платили квартирную плату и даже уплатили вперед?! Что это — притворство? Неужели вы действительно приехали в Америку, чтобы всех сделать нищими?
— Кто вам сказал такую ересь?
— Не спрашивайте!
— Тогда выспитесь — у вас белая горячка!
— Я не хочу спать, я хочу знать правду!
— Какую правду?
— Поедемте в машине, чтобы нас не подслушали. Вы не знаете, что всюду, где бывают советские люди, стоят микрофоны, — шептал возбужденный управдом.
— Ну и. пусть себе стоят! Дайте мне отдохнуть от дорожных впечатлений, потом поговорим,— взмолился я.
— Нет, это необходимо сейчас же. Вы скоро уезжаете в СССР!
— Кто вам сказал?
— Мне все сказали!
Он бесцеремонно уволок меня к машине, и не успел я очнуться, как мы оказались в пути.
— Я за последнее время совсем разнервничался,— почти кричал управляющий.
— Что произошло, что вас мучает?
— Обещайте не делать из этого дипломатического конфликта, тогда я скажу. Меня вызвали в одно неподходящее место. Они потребовали, чтобы я сообщал им обо всем, что касается вашей жизни, вашей деятельности. Ваши разговоры. Вы понимаете?..
— Ну что же вас так расстраивает. Пожалуйста, рассказывайте им все.
— Позвольте! — закричал управляющий. — Но мистер Рузвельт уважает мистера Сталина, а мистер Сталин — мистера Рузвельта. Мы же союзники!
— Да, мы союзники!
— Почему же все это происходит, неужели нельзя жить без этого?
— Спросите их.
— Я спрашивал. После этого они стали угрожать! Они пообещали привлечь меня к ответственности за времена сухого закона. Я им сказал, что закон не имеет обратного действия. Они ответили, что это устарелая точка зрения. Сейчас законы поворачиваются в любые стороны. Но я не дам никому их поворачивать. Я американский гражданин... — Я не дал им согласия и ответил, что вернусь только тогда, когда окончательно успокоятся мои нервы. Но теперь я совсем расстроился. Прошу вас, скажите мне правду: действительно советские люди не намерены причинять Америке ничего плохого?
— Конечно, нет.
— И вы приехали с добрыми намерениями?
— Только с самыми добрыми.
— Почему же вы не захотели заключить контракт с американской киноиндустрией?
— Кто вам сказал это?
— Там же сказали... — в неподходящем месте! Они сказали, что Советы добиваются коммунизма в США, а все остальное — ширма.
Через несколько дней, поздно ночью, я проснулся от какого-то шума. Балкон моей комнаты выходил в сад. Двери были закрыты. За стеклом стоял человек. Он пытался открыть двери, это ему не удавалось. Тогда он осторожно постучал. Я спросил непрошенного гостя, что ему нужно. В ответ услышал хриплый голос управляющего домом. Открыв двери, я увидел итальянца, до самых глаз закутанного шарфом. Он объяснил свой маскарад зубной болью. Я хотел зажечь свет. Он не позволил.
— Меня заставили прийти чрезвычайные обстоятельства, — сказал он. — Сегодня днем опять вызывали и потребовали, чтобы я дал им ключи от вашего подъезда. Они, видимо, хотят произвести обыск квартиры. Они спрашивали, нет ли у вас антиамериканских картин или литературы. Они хотят вас скомпрометировать...
Я рассмеялся...
— Не смейтесь, я хочу вам добра. Мой брат был сподвижником Матеотти. Он всегда говорил: русские самые добрые люди! Его убили самые злые — римские фашисты. Будьте осторожны — два года тому назад в Сан-Франциско произошел случай, похожий на ваш. Комиссия Дайса вела расследование против одного профсоюзного деятеля. Как ни крутили, не могли установить ничего, компрометирующего этого честного человека. Как-то утром он шел на работу. Неожиданно впереди остановился «Линкольн-континенталь» и оттуда вышла нарядная женщина. Она прошла несколько шагов и уронила боа из серебряных лис. Как воспитанный джентльмен, он поднял мех и обратился к даме, чтобы передать ей оброненную вещь. В это время он почувствовал, как стальные наручники сковали его руки. Его схватила полиция. Его обвинили в краже. Красивая дама подтвердила преднамеренность преступления, и его засадили в тюрьму на пять лет. Будьте осторожны, — закончил потомок римлян, — это ведь Аме-ри-ка!
Он исчез так же, как и появился.
Я не знаю, удалось ли организациям, оберегающим «демократическую сущность» Америки, произвести тайный обыск моей квартиры. Меня это мало интересовало.
В день отъезда, перед посадкой на пароход, мои вещи подверглись такому таможенному осмотру, который стоил любого обыска. При этом, кроме таможенных чиновников, присутствовали какие-то люди в штатском. Но среди провожающих не было уже любезных фотографов, как во времена нашего прибытия на Аляску, а в наших сердцах не было больше иллюзий ни о «Белом клыке», ни о «городе грез». Вспомнились записки Марка Твена. Отрывок под названием «Кларк, сенатор от Монтаны», написанный в 1907 году. Марк Твен оказался прав: мы тоже увидели, «как люди ложатся в грязь и громко молятся долларам и владельцам долларов...»
Я поблагодарил за гостеприимство.
Сирена троекратно прорычала «Прощай!», и капитан Зайцев повел наш корабль по курсу — Родина. ...
Мне стало жалко честных американцев, которых я встречал в этой стране.
Я покидал Америку, и ее монументальная статуя Свободы казалась мне иронией, ибо не она, а агенты тайной полиции встречают и провожают гостя на пороге этой страны" (Калатозов, 1949).
(Калатозов М. Лицо Голливуда. М.: Госкиноиздат, 1949).