Найти тему
ИСТОРИЯ КИНО

"Тарзан" на службе Ватикана?

"Признаюсь, до этого я не представлял себе, что Ватикан уделяет такое внимание кинематографии. В Каннах я впер­вые увидел также объемистый журнал, издаваемый Ватиканом, посвященный кинематографии и назы­ваемый «Ревиста дель чинематографо». Цель этого органа Ватикана — оказать католическое влияние на мировую кинематографию".

-2

Читаем фрагмент из книги знаменитого кинорежиссера Михаила Калатозова "Лицо Голливуда" (М., 1949 год):

"В 1946 году во Франции, на Каннском междуна­родном кинофестивале, я увидел человека в белой сутане, мчавшегося на мотоцикле с ловкостью американского полисмена. Этот человек присут­ствовал на всех фестивальных просмотрах, бывал на всех приемах и аккуратнее, чем все остальные члены жюри фестиваля, посещал советские картины. Он оказался посланником папы римского Пия XI на Международный кинофестиваль.

Признаюсь, до этого я не представлял себе, что Ватикан уделяет такое внимание кинематографии. В Каннах я впер­вые увидел также объемистый журнал, издаваемый Ватиканом, посвященный кинематографии и назы­ваемый «Ревиста дель чинематографо». Цель этого органа Ватикана — оказать католическое влияние на мировую кинематографию.

В этом журнале за подписью высокопоставленных духовных лиц можно прочесть следующее: «Святой отец всегда внимательно следит за развитием кино, которое является могущественным средством пропаганды. Фильм должен стать средством мо­рального и культурного воспитания пастырей и содействовать развитию религии... Нужно добиться, чтобы повсеместно, как это рекомендует папская энциклика, была организована католическая цензу­ра. Католические критики должны принять участие в крестовом походе, объявленном энцикликой. Его святейшество папа благословляет всех тех, кто са­моотверженно вступит в борьбу за создание чело­вечной и религиозной кинематографии...»

Я поинтересовался, что это за энциклика, призы­вающая к крестовому походу. Оказалось, что папа Пий XI обнародовал воззвание к киноработникам мира, где обращался к сценаристам, режиссерам, продюсерам и актерам с призывом творить картины, призывающие католиков восстать «против зла и наваждения, идущего с Востока».

Это напомнило мне, с какой помпой был отправ­лен из Америки в Ватикан официальный посланник «Белого дома» Тейлор и как вслед за его прибы­тием ко двору папы римского большое число аме­риканских католических священнослужителей было возведено в кардинальский сан. В ответ на этот «дружеский жест» Голливуд получил указание де­лать картины на религиозные темы и стал выпу­скать их десятками.

Влияние Ватикана на Голливуд особенно усили­лось после войны. Святые отцы настолько увлек­лись этой отраслью пропаганды, что кардиналы ринулись сами писать сценарии. Так, нью-йоркский наместник католической церкви, небезызвестный своей реакционной деятельностью кардинал Спелман, написал религиозный сценарий, за который по­лучил свыше ста тысяч долларов.

Португальский иезуит Роча привез в США сцена­рий на тему «На земле не воцарится мир, пока Рос­сия пребывает во мраке безбожия». Этот сценарий встретил единодушное одобрение американских прелатов, и они предложили одной из крупнейших фирм ставить эту картину. Мало того, они проявили настойчивый интерес к осуществлению постановки и, зная, что качество картины зависит от режиссе­ра, настаивали перед фирмой на приглашении одно­го из наиболее ловких режиссеров. Выбор остано­вился на Лео Мак Кэрри, набившем себе руку на подобных картинах.

Как иллюстрация того, насколько католические прелаты не брезгуют никакими, даже самыми анек­дотическими средствами для пропаганды католи­цизма, небезынтересен следующий случай.

В капиталистическом мире до сих пор пользуется успехом нескончаемая серия кинофильмов о «Тар­зане». Человека-зверя играет всегда один и тот же гол­ливудский актер Вейсмюллер.

Святые отцы решили, что обращение Вейсмюлле­ра в католичество будет способствовать широчай­шей популяризации католицизма. Они быстро уго­ворили польстившегося на рекламу Тарзана и крестили его, устроив из этого обряда церемонию средневековой пышности, с участием кардинала. Теперь в предстоящей серии картин Тарзан будет выступать в качестве ревностного като­лика.

Так люди в белых и черных сутанах служат «святейшему делу» религиозной пропаганды.

В последние годы во многих голливудских кар­тинах в числе главных героев стал появляться свя­щенник.

Но чтобы сделать картину на религиозную тему достаточно развлекательной, католическая цензура позволяет святым отцам участвовать в любовных интрижках. Так, в одном «религиозном боевике» священник завязывает роман с исполнительницей джазовых песенок. В другом — описывается страсть священника к монахине.

Но главным героем религиозных картин стал не герой-любовник в звании священнослужителя, а служитель культа новой, модернизированной фор­мации.

В 1944 году я был на премьере картины, примечательной уже по одному своему названию: «Иди моим путем». В ней участвовал самый попу­лярный певец джазовых песен — Бинг Кросби. Он играл священника, преуспевающего во всех земных делах. Этот священник занимается боксом, избивает своих противников, поет песенки, соблазняет деву­шек. Он наделен всеми достоинствами «святого от­ца» и одновременно «обаятельного бизнесмена», о ко­торых может только мечтать бездумный аме­риканец.

Картина «Иди моим путем» породила десятки по­добных, где священник изображен не только носи­телем благодати божьей, но и воплощением амери­канских мещанских идеалов.

Мне пришлось убедиться, какое громадное влия­ние эти картины оказали не только на молодежь, но и на самих «духовных отцов».

Будучи вместе с одним американцем в Санта-Барбаре, небольшом городке Калифорнии, мы от­правились осматривать старый испанский мона­стырь, основанный первым европейским завоевателем Калифорнии.

Монастырь ничем не отличался от других монастырей. Но меня поразили его обита­тели. При входе нас встретил юноша лет двадцати в черной сутане, с кружкой в руках и со смиренно склоненной головой. Громадного роста, раскорм­ленный, он был в римских сандалиях, обнажавших ступни с выкрашенными ярко-красным лаком ног­тями. Склоненный затылок был залихватски под­стрижен и причесан в боксерской манере.

Осматривая монастырь, мы забрели в конец пар­ка, заросший многолетними платанами. Этот парк огораживала высокая старая крепостная стена. Из за нее доносились характерные для американских спортивных стадионов крик и вой.

Мы нашли в стене приоткрытую дверцу, загля­нули в нее и стали свидетелями невиданного зрелища.

Перед нами было спортивное поле, на котором монахи с азартом играли в бейсбол. Рядом, на от­крытой площадке, шел раунд бокса. Сыпались уда­ры, которым могли бы позавидовать профессиональ­ные боксеры. Кругом расположились монахи-болель­щики. Размахивая сутанами, улюлюкая и свистя, они подзадоривали дерущихся. К концу раунда один из монахов удачным «хуком» дал по зубам своему партнеру, и «святой отец», выплевывая не то кровь, не то зубы, повалился в нокдауне на зем­лю. Судья-монах, сосчитав до десяти, поднял руку победителя, и противники, накинув вместо боксер­ских халатов сутаны, разошлись.

Меня поразил подобный азарт у людей, посвя­тивших себя служению богу.

— А вы не знаете, кто они такие? — спросил мой спутник.

Я, конечно, не знал.

— Это дети богачей, не желающие идти в армию. Это просто дезертиры. Картина «Иди моим путем» и подобные ей сделали свое дело. Ведь, между нами говоря, наша молодежь очень неохотно идет на войну. Сейчас в госпиталях находится более полутора миллионов военных, не желающих вое­вать. Это называется быть больным «нервным шо­ком». Мне сказали, что у вас это называется мед­вежьей болезнью. Кажется, так называется?

— Кажется, так! — сказал я. ..." (Калатозов, 1949).

(Калатозов М. Лицо Голливуда. М.: Госкиноиздат, 1949).