"...До этого времени считалось, что артисты живут подобно сказочным принцам, думают только о любовных усладах и не знают повседневных забот. Они полны эмоций, но не умеют думать. Более трезвые умы, правда, находили, что голливудцы просто невежественны и безразличны к политическим событиям".
Читаем фрагмент из книги знаменитого кинорежиссера Михаила Калатозова "Лицо Голливуда" (М., 1949 год):
"1932—1935 гг. были знаменательными для Голливуда. До этого времени считалось, что артисты живут подобно сказочным принцам, думают только о любовных усладах и не знают повседневных забот. Они полны эмоций, но не умеют думать. Более трезвые умы, правда, находили, что голливудцы просто невежественны и безразличны к политическим событиям. ...
Надвигавшаяся экономическая депрессия, возмущение мировой общественности приходом к власти германских фашистов и война в республиканской Испании оказали свое влияние на Голливуд. Раздались голоса с призывом реализовать в кино темы испанской войны, угрозы растущего фашизма и надвигающегося мирового кризиса. Некоторые артисты восстали против «красивых ролей». Писатели, актеры, режиссеры и другие деятели искусства заговорили о защите гражданских прав.
Но первые же робкие выступления кинодеятелей вызвали бурную активность реакционных элементов. В конгрессе были сделаны запросы о событиях в Голливуде. Херстовская и мак-кормиковская пресса закричала о «коммунизме».
Протесты актерок против сусальности и однообразия ролей были расценены как предательство и вероломство. Ведь фантазия миллионов людей уже приучена видеть только беспечных обитателей Парнаса. Ведь столько усилий и денег затратила рекламная индустрия, пытаясь заставить народы мира уверовать в миф о Голливуде. И вдруг Фредерик Марч отказывается играть роли юных, красивых миллионеров!
Хозяева крупнейших кинокомпаний были в панике. Они решили объединиться для «борьбы с коммунизмом». Когда происходили выборы губернатора штата Калифорния, реакционеры выдвинули на этот пост кандидатуру Фрэнка Мерриэм, ку-клукс-клановца, малопопулярного среди граждан Калифорнии и даже среди членов республиканской партии, от которой он выступал. Демократы не выставили своего кандидата, ибо не надеялись его провести, так как в штате Калифорния в течение сорока лет пост губернатора занимали республиканцы.
Перед началом второй мировой войны эта политическая борьба приняла более активные формы.
В этот период Голливуд стал предметом особого внимания конгресса. Правые потребовали посылки в Калифорнию члена конгресса Мартина Дайса с миссией расследования «антиамериканской» деятельности. Конгресс принял их требование.
Свою работу в Калифорнии Дайс начал с того, что объявил решительную борьбу с проявлениями «антиамериканской, фашистской и коммунистической деятельности» в Голливуде. Но первые же- предпринятые им шаги показали, что ни с антиамериканской, ни с фашистской деятельностью его «комиссия» не собиралась бороться. Что представляет собой «коммунистическая деятельность», с которой комиссия Дайса повела борьбу, ни для кого не секрет — это все то, что тем или иным способом затрагивает алчные интересы американских монополистов. К этому времени в Голливуде, кроме организаций явно фашистского толка, существовали и такие общественные организации либерального направления, как «Антинацистская лига» и «Демократический комитет кино». Членами этих кинообществ были кинодеятели всех течений и мировоззрений, считавшие фашизм злом мира. Организации эти не имели ничего общего с коммунистической партией Америки.
Дайс прекрасно знал об этом. Но необходимо было возбудить ненависть к «красным» и оправдать пребывание в Калифорнии целой комиссии по расследованию антиамериканской деятельности. Найти в Голливуде «микроб коммунизма», а может быть, и целую «руку Москвы» было бы «исторической заслугой» любого конгрессмена. Дайс считал, что лучший способ борьбы—опорочивание репутации тех организаций и отдельных их членов, которые находились на подозрении, хотя и не имелось никаких улик против них. Для этого был сфабрикован и передан прессе ряд фальшивок, порочащих «Демократический кинокомитет» и «Антинацистскую лигу».
Пресса поняла, что тут «пахнет жареным», и подняла кампанию разоблачения на «надлежащую высоту». Большинство членов обеих организаций, увидя на страницах печати свои имена, как имена людей, причастных к «коммунистической» деятельности, разбежалось.
И только немногие смельчаки открыто заявили, что в Голливуде под покровительством и опекой Дайса процветают профашистские организации: «Немецко-американский союз», «Ку-клукс-клан», «Серебряные рубашки» и многие другие, среди которых известна группа католического попа — погромщика Кофлина.
Борьба Дайса с «красной опасностью» принимала иногда поистине анекдотический характер. Так, он умудрился объявить «коммунистически опасной» двенадцатилетнюю «звезду» экрана — Шерли Темпл.
Появление картин «Мистер Смит едет в Вашингтон», «Хуарец», «Блокада» и некоторых других, содержащих намек на либеральные идеи, вызвало резкое недовольство реакционных конгрессменов. Они обвинили Дайса и его комиссию в бездеятельности. Тогда Дайс сослался на недостаточность средств и потребовал максимального увеличения фондов на борьбу с коммунизмом.
В американском конгрессе требование увеличении фондов на борьбу с коммунизмом не вызывает никаких возражений. Наоборот, человеку, который требует применения подобной меры, оказывается полное доверие. Поэтому Дайс вернулся в Голливуд, вооруженный долларами, и начал решительный штурм «красной опасности».
Приближались новые выборы губернатора штата Калифорния. Реакционеры, опасаясь, что либералы и «левые» снова окажут сопротивление их кандидатам, выставили ряд своих марионеток, в том числе нотариуса из Лос-Анжелоса, барона Фиц. Хозяева кинокомпаний на протяжении двенадцати лет старались протиснуть этого барона на пост губернатора — уж очень пришлись им по вкусу его черносотенные взгляды.
Найдя в лице барона Фиц единомышленника и подручного, Дайс выпустил его с «сенсационным разоблачением» ряда голливудских кинодеятелей. Поддержка либерального кандидата — это не что иное, как «происки коммунистов», объявил Фиц. В доказательство он сослался на якобы имеющийся у него точный список коммунистов, ведущих подрывную деятельность в Голливуде. Фиц заявил, что этот список передан ему Джоном Линчем.
Все радиостанции Америки кричали о заговоре большевиков в сердце Голливуда — Беверли-Хилле.
Фиц потребовал привлечения к суду лиц, названных Линчем. Дайс, управляющий этой кампанией, добился публичного судебного разбирательства. Но после первых же выступлений прогрессивных деятелей суд вынужден был признать как полную несостоятельность обвинения, так и провокационность показаний Линча. По определению судьи, эти показания могли быть охарактеризованы только как «патологическая» ложь. Барон Фиц был уличен в политическом и уголовном мошенничестве.
Провал барона не нанес большого ущерба хозяевам Калифорнии. Они срочно выдвинули из своего марионеточного резерва кандидатуру некоего Док- веллера и состряпали ему под шумок быструю «победу» на выборах.
А Дайс использовал дни этой «победы» еще для одного официального заявления, якобы почерпнутого из неопровержимых материалов. «Я располагаю, — сказал Дайс, — документальными данными, что сорок два влиятельных члена голливудской киноколонии являются членами коммунистической партии или их активными попутчиками». Далее он заявил, что среди «сорока двух» многие являются агентами Москвы.
Дайс не назвал имен. Но его агентура шла далее и называла имена таких «звезд», как Хемфри Богарт, Эдварджи Робинсон, Джеймс Кегни, Фредерик Марч и другие.
Лица, чьи фамилии были названы, потребовали от Дайса немедленной их «реабилитации» либо официального расследования.
Не располагавший никакими уликами, Дайс начал «следствие» при закрытых дверях.
Реакционная пресса в те дни пестрела заголовками о якобы раскрытом «центре заговора». Сообщались фантастические истории. Все напряженно ждали результатов следствия.
Добившись новой шумихи, Дайс несколько времени спустя заявил корреспондентам: «Кинодеятели были очень искренни, они представили свои книги и записки для нашего просмотра, но... никто из допрошенных не коммунист и никогда коммунистом не был!»
Поистине поразительными были дальнейшие высказывания Дайса, в частности, его заявление, что он и не думал, что допрошенные — коммунисты. Он, оказывается, хотел только «дружески их предупредить», чтобы они остерегались влияния коммунистов.
Таким образом, Дайс вынужден был объявить сорвавшуюся провокацию «профилактическим» мероприятием.
«Призрак коммунизма» мерещится американской реакции во всем. Сквозь шантаж и тысячи провокации, сквозь крикливые заголовки газет и истерические завывания радиопередач все чаще, все сильнее проступает подлинная, хотя и замаскированная, тревога.
«Обвинение в коммунизме выдвигается против каждого, кто считает, что нацистская Германия — угроза для Америки, что профессиональные союзы должны быть легальными, что гражданские свободы должны защищаться с джефферсоновской храбростью, что не имеющие собственности в свободной стране имеют право говорить и жить, как свободные граждане».
Эти строки написаны американским журналистом (не коммунистом) но поводу «деятельности» комиссии Дайса.
Свои фашистские приемы Дайс намеревался применить и к неамериканским гражданам: советские работники, находившиеся в период войны в Калифорнии, испытали на себе «внимание» пресловутого Дайса.
... Признаться, не так уж интересно было ломать себе голову над тем, кто в Голливуде занимается функциями охранки: комиссия Дайса по расследованию антиамериканской деятельности, агенты «Ассоциации американских кинодеятелей», федеральное бюро расследования, организация Вила Хейса или еще какое-нибудь из многих бюро, департаментов, комиссий, ассоциаций, институтов, которым всюду, за каждым углом чудится «красная опасность».
Во всяком случае, в своем напряженном стремлении сохранить в неприкосновенности расшатанные устои американского капитализма все эти организации прибегают к методам, ничем не отличающимся от методов фашизма.
К своему величайшему удивлению, вскоре после прибытия в Голливуд, я заметил, что слово «союзник» здесь ни к чему не обязывает. Все упомянутые организации стали применять ко мне, представителю советской кинематографии, странные методы проявления гостеприимства.
На безлюдном и тихом бульваре Лос-Филлесе, как раз напротив дома, где мы жили, появилась «пустая», словно брошенная небрежным хозяином па произвол судьбы машина. Эта машина — черный «Плимут», имела одну особенность: она оказывалась «на хвосте» машины советского кинопредставителя, как только он выезжал из дому. Обитателями ее, как постепенно выяснилось, были двое, а иногда даже трое очень похожих друг на друга мужчин, в совершенно одинаковых пиджаках, брюках, шляпах, галстуках.
Биль невесело улыбнулся, увидев этих близнецов.
— Знакомые фигуры, — пробормотал он. — Конечно, это слежка. Их манера — быть одной масти и одного покроя. Это вызвано психологическими соображениями. В Америке вообще очень принято прибегать к «психологическим соображениям». Существует, например, много «ученых специалистов», пишущих груды о психологии покупателя и торговца, о психологии удачливого и неудачливого преступника, о методах преуспевания в коммерческих, в любовных делах и так далее.
В судебном и полицейском деле тоже широко применяют «психологическую науку». Так, например, заключенным знаменитой американской тюрьмы Синг-Синг читают еженедельно одну и ту же лекцию. Тема лекции — о технических усовершенствованиях «шедевра» тюремной архитектуры, из которого, по уверению лектора, невозможно удрать.
Лекции заканчиваются экскурсом в теорию сопротивления материалов, где в качестве примера рассказывается о силе удара резиновой дубинки (которой вооружена охрана Синг-Синга) о любой череп. При этом сообщают, что сила удара равносильна удару ножа гильотины.
— Такими «психологическими этюдами» в Синг-Синге пытаются излечивать заключенных от тоски по воле, — задумчиво проговорил Биль, выглядывая в окно.
На противоположной стороне улицы маячила покинутая машина.
По объяснению Биля, система двойников у дежуривших возле дома агентов также вызвана «психологическими соображениями». Кроме сходства между собой, агенты умышленно принимают вид предельно стандартного американца. Это своего рода мимикрия, чтобы их труднее было обнаружить, а уж если заметят, то чтобы преследуемому казалось, что за ним следят все и всюду. Создавать таким образом у преследуемого сильнейшую психологическую депрессию тоже входило в их план.
Стандартные парни из черного «Плимута» бесцеремонно фотографировали всех, кто входил в наш дом или выходил из него, записывали номера подъезжавших к дому машин. Начальники их неоднократно вызывали на допрос тех американцев, которые встречались с представителями советской кинематографии. К моменту разгара деятельности комиссии Дайса «стандартные мальчики» окончательно обнаглели. ...
Героические усилия Советского Союза, принявшего на себя главный удар гигантской фашистской военной машины, и неожиданная для капиталистического мира сила сопротивления Советской Армии поразили все человечество и вызвали большой интерес к нашей стране. Интерес к истокам могущества нашей армии, к причинам политической и моральной стойкости нашего народа, интерес ко всему советскому принял поистине стихийные размеры.
Естественно, что эти вопросы волновали и прогрессивных деятелей Голливуда. Хозяева же их, видя, что всемирное внимание к СССР уже нельзя ни игнорировать, ни замолчать, решили, по крайней мере, заработать на этом деньги, дав возможность сделать несколько антифашистских картин, где бы показывался советский народ, борющийся с гитлеровскими ордами. Такими картинами были «Северная звезда», уже упомянутая «Песнь о России», документальный фильм «Битва за Россию» и ряд других, менее удачных.
В этот период (в октябре 1943 года) в Голливуде состоялся Всемирный конгресс писателей-антифашистов.
В актовом зале Калифорнийского университета собрались представители американской, европейской и южно-американской антифашистской интеллигенции. Писатели, представлявшие более чем двадцать стран, восторженно аплодировали каждому слову о советском народе и его культуре, о военной и моральной доблести Страны Советов.
Я помню, с каким энтузиазмом встречала аудитория каждое упоминание о товарище Сталине, как тепло эта аудитория отнеслась к рассказу о деятельности на фронтах Отечественной войны писателей А. Толстого, А. Фадеева, М. Шолохова, И. Эренбурга, К. Симонова, Н. Тихонова и многих других. Обстановка была такой, что даже лица, которым все это было неприятно, принуждены были в эти дни сохранять нейтралитет.
Конгрессом писателей было получено следующее послание президента Рузвельта: «Я шлю свое приветствие Конгрессу писателей с глубоким пониманием того значения, которое имеет собрание писателей в это время. Конгресс этот кажется мне символом нашей веры в свободу мнений и доверия к тому, что талант писателей поможет выявить и разъяснить разногласия нашего времени. Мужчины и женщины, собравшиеся на Конгресс, принесли большую пользу уже тем, что пролили свет на итоги этой войны и помогли раскрыть природу наших врагов. Я верю в то, что писатели смогут принести пользу и теперь, когда победа утверждается со все возрастающей силой; они могут и должны знакомить народ с теми сложными задачами, которые предстоит разрешить, если мы хотим, чтобы мир стал живой реальностью...»
Это послание было встречено очень одобрительно. Выступавшие ораторы говорили о светлых днях, которые наступят с поражением Гитлера. Они верили в союз великих наций и прославляли Рузвельта как спасителя американской демократии.
Это было время, когда все прогрессивные силы стремились к объединению и оптимистически смотрели в будущее. Писатели, актеры, режиссеры, профессора и студенты, присутствовавшие в зале Калифорнийского университета, мечтали о временах, когда отгремят пушки и вслед за победоносными салютами народы мира протянут друг другу руки; когда слово «война» на долгие времена исчезнет из лексикона грядущих поколений.
Эта была пора, когда многие из американцев, да и не только американцев, идеализировали грядущее.
Споры о судьбах мира, мировой истории, мирового искусства, культуры звучали в стенах Калифорнийского университета, а в перерывах между заседаниями Конгресса переносились в квартиры, кафе и на студии Голливуда. Обсуждали вопрос об открытии второго фронта. Мечтали, что после окончания войны взойдет заря новой жизни.
Так продолжалось два дня. На третий день работы Конгресса прибыл глава комиссии по расследованию «антиамериканской» деятельности в Калифорнии сенатор штата Тенни.
Дайс немедленно заявил, что будет присутствовать на заседаниях Конгресса писателей и, если кто-нибудь из ораторов выявит свое «красное» лицо, он начнет расследование по поводу этой личности. Мгновенно все изменилось. Несмотря на мужественные протесты некоторых видных писателей, в глазах людей появился испуг. Забыто было послание президента. Многие участники заторопились поскорей закрыть Конгресс. Деятельность антифашистского Конгресса была сведена на-нет.
Вслед за этим с барабанным боем выступили «аллайнцы», как сокращенно называли профашистский союз кинодеятелей Америки, в который, кроме руководителей киностудий и большинства голливудских продюсеров, вошли также такие «звезды», как Гарри Купер, Мак Лаген, Джинджер Роджерс, Кларк Гебл, Адольф Менжу, Уолт Дисней, Лео Мак Керри и ряд других.
«Аллайнцы» издали декларацию, в которой кричали о защите «идеалов» Америки, повторяя все то, что неоднократно декларировали Гувер, Форд, МакКормик, Херст и им подобные.
В Голливуде с новой силой разгорелась борьба с «коммунистическим влиянием». Снова одни «звезды» были объявлены «красными», другие — «краснеющими», были даже «розовые».
Комиссия Дайса на этот раз окружила свою деятельность мистической таинственностью. Люди стали осторожными в разговорах друг с другом. Настали времена дайсовской инквизиции.
Советские люди, бывшие в это время в Калифорнии, все больше и больше ощущали на себе внимание комиссии Дайса. К ним начали звонить, навязывая себя в качестве секретарей или переводчиков, неизвестные личности. Подозрительные корреспонденты проявляли явно инспирированное любопытство к подробностям их жизни и деятельности.
Вслед за этим в «Чикаго трибюн» появилась статья, истошно вопившая о разоблачении методов советской пропаганды в США. «Рука Москвы, — кричала газета,—-простерлась до Голливуда и грозит совратить доверчивых голливудцев с пути истинного капитализма».
За одной статьей последовали другие, ей подобные. Делалось все для того, чтобы воспрепятствовать пребыванию советских людей в Голливуде. Конечно, вдохновители этой кампании прекрасно знали о миролюбивых целях, с которыми советские люди приехали в США. Но писали и говорили они другое, всячески борясь против возможности создать советско-американское кииообщество, имеющее задачу показать советские картины в Америке и американские — в Советском Союзе.
Почти все американцы знают, что их пресса продажна, что она служит только целям своих хозяев, а хозяевами прессы являются морганы, фуллеры, херсты, кроуэллы, гарриманы, мак-кормики и прочие магнаты капитала. Все это общеизвестно. Казалось бы, давно уже следовало убедиться, что большая часть из того, о чем пишется в газетах, — ложь, печатаемая во имя личных и классовых интересов хозяев прессы.
Но представление о свободе у ряда американских граждан настолько условно, что появление насквозь лживой статьи о заговоре «красных» и подобной ей галиматьи заставляло наших знакомых «забывать» наши телефоны, «не узнавать» нас на улице и отменять прием даже тогда, когда приглашение было послано заранее.
Один такой знакомый оправдывался:
— Для американца самое важное в жизни — его репутация. Престиж — это наша путевка в жизнь. Репутация — это деньги. Она определяет положение в обществе, и если вы ее запятнаете, это грозит вам потерей средств к существованию. Нужно во что бы то ни стало иметь репутацию добропорядочного янки. Это значит — уважать собственность окружающих. Открыто не грабить, открыто не изменять жене. Ни при каких условиях не думать об изменении существующего социального строя. Обязательно быть верным сыном какой-нибудь благопристойной церкви — католической, протестантской, лютеранской или англиканской — и трудолюбиво добиваться преумножения своих доходов. Ведь сегодня страсть к наживе возведена в благородное чувство. Эту страсть проповедуют не только пятьсот голливудских картин и церковь, то же воспитывается в нас с детства, в семье и школе. Поэтому общение с коммунистами, интерес к Советскому Союзу объявлены посягательством на самое святое — на право собственности и личное благополучие. Такое посягательство грозит потерей репутации, бойкотом окружающих— друзей, соседей, продавцов и покупателей. Так что, прошу вас, не взыщите...
Таков морально-этический багаж сегодняшней Америки.
Когда Дайс занимался очередным расследованием «красной опасности» в Голливуде, в качестве еще одного способа морального террора был пущен слух, что комиссия Дайса располагает вновь изобретенным радиоаппаратом, читающим «красные мысли» граждан. Увы... немало граждан поверили этому. Нам, с непривычки, казалось все это фантасмагорией, вымыслом, кошмарным сном. Казалось, вот-вот мы очнемся и снова прочтем на страницах газет все то, что действительно интересует и не может не интересовать миллионы простых людей, жаждущих мира и мирного труда" (Калатозов, 1949).
(Калатозов М. Лицо Голливуда. М.: Госкиноиздат, 1949).