Найти тему
Наука и фантастика

Планета китов Нади Лысаковской

Художница Надя Лысаковская (Nadia Lysakowska), уроженка Украины, с 2014 года живет в Италии, во Флоренции. Именно там ее талант по-настоящему расцвел, ибо ранние работы, выставленные в сети, я бы не назвала примечательными, и уж тем более не стала бы о них писать в этом блоге с его специфической тематикой.

Италия, очевидно, способствует пробуждению чувства прекрасного и взлету творческой фантазии.

На сайте Лысаковской выложены ее свежие циклы. Самой интересной мне показалась серия под общим названием Nextnet.

Она посвящена океану и его загадочным властителям - китам.

Надя Лысаковская. Хранители океана (Ocean keepers). С сайта художницы.
Надя Лысаковская. Хранители океана (Ocean keepers). С сайта художницы.

При том, что силуэты китов и ощущение океанических глубин передано отнюдь не абстрактно, картины одновременно содержат и космическую символику.

В самом деле - то ли облака планктона, то ли рваные сети траулеров, то ли сонмы мелких рыбешек и частиц органики в солнечных лучах, то ли бесчисленные звезды и галактики между скоплениями космической пыли...

Надя Лысаковская. Личные миры. Personal worlds. С сайта художницы.
Надя Лысаковская. Личные миры. Personal worlds. С сайта художницы.
Картина из той же серии без названия. С сайта художницы
Картина из той же серии без названия. С сайта художницы

Мы называем свою планету Землей, но она с не меньшим правом могла бы называться Океаном, ибо с определенного ракурса вид на Землю из космоса обнаруживает решительное преобладание воды над сушей.

Земля со стороны Тихого океана. Фото из открытых источников.
Земля со стороны Тихого океана. Фото из открытых источников.

И об этой другой планете - планете Океан - мы на самом деле знаем очень немного. Или не очень много. Нам доступно лишь то, что лежит ближе к поверхности. Если существование человека в космосе чревато всяческими опасностями, то существование его под толщей океанических вод вообще физически невозможно.

Киты, конечно, тоже не погружаются на многокилометровые глубины - они все-таки млекопитающие и дышат воздухом. Но их жизнь остается для нас загадочной, хотя тщательные наблюдения за ними доказали наличие у них сознания, языка и своего рода искусства - китовых песен. Эти песни даже породили специфическое направление в музыке второй половины 20 века.

Н. Лысаковская. Песня кита. Whale's song. C сайта художницы.
Н. Лысаковская. Песня кита. Whale's song. C сайта художницы.

Киты испытывают привязанность и любовь к своим близким и детям, причем окликают их по именам (да, установлено, что конкретные сочетания звуков означают имя сородича).

Н. Лысаковская. О любви. С сайта художницы
Н. Лысаковская. О любви. С сайта художницы
Н. Лысаковская. Материнство (Motherhood). С сайта художницы.
Н. Лысаковская. Материнство (Motherhood). С сайта художницы.

Страшно думать о том, что этих прекрасных, сильных и умных существ, наших собратьев по разуму, еще недавно безжалостно истребляли в промышленных количествах ради китового уса, жира, мяса и прочих, как казалось людям, полезных свойств. Китобойный промысел, к сожалению, существует и ныне. Мораторий на убийство китов отказались признавать ряд стран, считающихся развитыми и цивилизованными, в том числе Канада, Норвегия, Россия и Япония. Коммерция диктует свои правила, и кое-где сугубо коммерческие интересы прикрывают апелляцией к традиционным промыслам гренландцев, чукчей, эскимосов и прочих народов, лишенных возможности развивать земледелие или не желающих менять свой архаический жизненный уклад.

Н. Лысаковская. Слабость кита (Wha;e's weakness). С сайта художницы.
Н. Лысаковская. Слабость кита (Wha;e's weakness). С сайта художницы.

Иногда в литературе и в сети снова обсуждают тему: а что будет, если на нас нападут злые инопланетяне, которые захотят нас всех уничтожить. При этом априори считается, что человек - венец творения, и с ним нужно обращаться почтительно и деликатно.

Вместе с тем по отношению к тем же китам люди ведут себя как те самые "злобные инопланетяне".

Мы ведь считаем, что высшая форма социума обязательно ведет к появлению технологической цивилизации. Однако всегда ли это так?..

Возможно, иной разум и иной способ организации социума - рядом, в океане.

Но вместо того, чтобы наладить контакт с носителями этого разума, люди их истребляют. И на что они после этого могут рассчитывать?..

--

Планет-океанов в космосе, как показывают относительно недавние открытия, немало. На некоторых из них вполне может существовать как минимум биологическая жизнь. А не исключено, что и разумная, если только не зацикливаться на цивилизации и признать, что развитый социум с языком и культурой способен существовать без технологий.

В моей космоопере "Хранительница" такие миры и их представители описаны или упомянуты - прежде всего, океаническая Намму с ее разумными подводными жителями (нет, это не киты), или Валга, населенная амфибиями типа русалок (одна из них - профессор космолингвистики Лусс Блумп, переселившаяся на Тиатару).

Мои романы из цикла "Хранительница" размещены на Литмаркете и на Литресе, а также на портале Литсовет.

На Литсовете я выкладываю тексты с созданными мною иллюстрациями. В настоящий момент там выложены все романы серии, включая "Возвращение Улисса".

А на Литмаркете выложены также бесплатные аудиоверсии трех первых книг: "Тетрадь с Энцелада", "Тиатара" и "Двойное кольцо".