Художница Надя Лысаковская (Nadia Lysakowska), уроженка Украины, с 2014 года живет в Италии, во Флоренции. Именно там ее талант по-настоящему расцвел, ибо ранние работы, выставленные в сети, я бы не назвала примечательными, и уж тем более не стала бы о них писать в этом блоге с его специфической тематикой.
Италия, очевидно, способствует пробуждению чувства прекрасного и взлету творческой фантазии.
На сайте Лысаковской выложены ее свежие циклы. Самой интересной мне показалась серия под общим названием Nextnet.
Она посвящена океану и его загадочным властителям - китам.
При том, что силуэты китов и ощущение океанических глубин передано отнюдь не абстрактно, картины одновременно содержат и космическую символику.
В самом деле - то ли облака планктона, то ли рваные сети траулеров, то ли сонмы мелких рыбешек и частиц органики в солнечных лучах, то ли бесчисленные звезды и галактики между скоплениями космической пыли...
Мы называем свою планету Землей, но она с не меньшим правом могла бы называться Океаном, ибо с определенного ракурса вид на Землю из космоса обнаруживает решительное преобладание воды над сушей.
И об этой другой планете - планете Океан - мы на самом деле знаем очень немного. Или не очень много. Нам доступно лишь то, что лежит ближе к поверхности. Если существование человека в космосе чревато всяческими опасностями, то существование его под толщей океанических вод вообще физически невозможно.
Киты, конечно, тоже не погружаются на многокилометровые глубины - они все-таки млекопитающие и дышат воздухом. Но их жизнь остается для нас загадочной, хотя тщательные наблюдения за ними доказали наличие у них сознания, языка и своего рода искусства - китовых песен. Эти песни даже породили специфическое направление в музыке второй половины 20 века.
Киты испытывают привязанность и любовь к своим близким и детям, причем окликают их по именам (да, установлено, что конкретные сочетания звуков означают имя сородича).
Страшно думать о том, что этих прекрасных, сильных и умных существ, наших собратьев по разуму, еще недавно безжалостно истребляли в промышленных количествах ради китового уса, жира, мяса и прочих, как казалось людям, полезных свойств. Китобойный промысел, к сожалению, существует и ныне. Мораторий на убийство китов отказались признавать ряд стран, считающихся развитыми и цивилизованными, в том числе Канада, Норвегия, Россия и Япония. Коммерция диктует свои правила, и кое-где сугубо коммерческие интересы прикрывают апелляцией к традиционным промыслам гренландцев, чукчей, эскимосов и прочих народов, лишенных возможности развивать земледелие или не желающих менять свой архаический жизненный уклад.
Иногда в литературе и в сети снова обсуждают тему: а что будет, если на нас нападут злые инопланетяне, которые захотят нас всех уничтожить. При этом априори считается, что человек - венец творения, и с ним нужно обращаться почтительно и деликатно.
Вместе с тем по отношению к тем же китам люди ведут себя как те самые "злобные инопланетяне".
Мы ведь считаем, что высшая форма социума обязательно ведет к появлению технологической цивилизации. Однако всегда ли это так?..
Возможно, иной разум и иной способ организации социума - рядом, в океане.
Но вместо того, чтобы наладить контакт с носителями этого разума, люди их истребляют. И на что они после этого могут рассчитывать?..
--
Планет-океанов в космосе, как показывают относительно недавние открытия, немало. На некоторых из них вполне может существовать как минимум биологическая жизнь. А не исключено, что и разумная, если только не зацикливаться на цивилизации и признать, что развитый социум с языком и культурой способен существовать без технологий.
В моей космоопере "Хранительница" такие миры и их представители описаны или упомянуты - прежде всего, океаническая Намму с ее разумными подводными жителями (нет, это не киты), или Валга, населенная амфибиями типа русалок (одна из них - профессор космолингвистики Лусс Блумп, переселившаяся на Тиатару).
Мои романы из цикла "Хранительница" размещены на Литмаркете и на Литресе, а также на портале Литсовет.
На Литсовете я выкладываю тексты с созданными мною иллюстрациями. В настоящий момент там выложены все романы серии, включая "Возвращение Улисса".
А на Литмаркете выложены также бесплатные аудиоверсии трех первых книг: "Тетрадь с Энцелада", "Тиатара" и "Двойное кольцо".