Найти тему
Наука и фантастика

О чем поют киты

Этот канал посвящен моей космоопере "Хранительница", которая выложена на Литрес. Раскрываю секреты творческой лаборатории, знакомлю со своими мирами и героями, объясняю подробности.

Коллаж с сайта ofwhale.com.
Коллаж с сайта ofwhale.com.

В моих книгах сквозной нитью проходит тема водных существ и их языков. В "Тетради с Энцелада" это таинственные наммуанцы, в "Тиатаре" - разумная голотурия Йийяйя и амфибия с Валги - профессор Лусс Блумп, далее возникают алуэссы - они-то не амфибии и не подводные существа, но связаны с водой и обладают особым вокальным аппаратом и особыми способностями воздействия на психику...

Давно уже доказано, что выражение "нем, как рыба", не соответствует действительности. Многие подводные жители на редкость болтливы, они издают разнообразные звуки.

А разумные морские млекопитающие, дельфины и киты, вообще обладают сложной системой коммуникации (приравненной к языку) и умеют петь.

В 1970 году песни китов были записаны американским зоологом и биоакустиком Роджером Пейном (Roger Searle Payne, р. 1935), ему помогала в исследованиях жена - Кэти Пейн (Кэтрин Бойнтон, р. 1937), которая исследовала также язык слонов. У Кэти было не только биологическое, но и музыкальное образование, что немаловажно.

(Собственно, эта колоритная пара, не случайно упомянутая в "Тетради с Энцелада" моей героиней Юлией, отчасти послужила прообразом экстравагантных супругов Франко Сантини и Оттилии Рунге, хотя биография Франко и Оттилии - полный вымысел, ничего общего с Пейнами, кроме увлечения общением с китообразными).

Картина с дзен-канала Art&Shock, подписчицей которого я состою.
Картина с дзен-канала Art&Shock, подписчицей которого я состою.

У открытия супругов Пейн была интересная и прямо-таки детективная предыстория.

В 1966 году Пейн, занимавшийся до этого изучением эхолокации сов (да, да, "совы не то, чем они кажутся!"), услышал о том, что инженер американского флота Фрэнк Уотлингтон (Frank Watlington), работавший с секретным устройством - "гидрофоном" - на базе в Бермудах с целью отследить перемещение советских подлодок, сумел записать звуки, издаваемые китами.

Пейн переключился на эту проблему и выяснил, что это не просто какие-то сигналы, а длительные и структурированные "песни". Самые короткие длились минут по шесть, самые длинные - более получаса. И они звучали с повторами в течение как минимум суток. Кэтрин Пейн с ее музыкальным образованием установила, что поют только самцы, что их песни из года в год меняются (точных повторов не бывает), и что в них есть нечто подобное рифмам, то есть продуманные симметричные построения.

Схема структуры песен китов из статьи Пейна Progressive changes in the songs of humpback whales (Megaptera novaeangliae): a detailed analysis of two seasons in Hawaii. by K.B. Payne, P. Tyack and R.S. Payne in Communication and behavior of whales. Westview Press (1983). Источник схемы - Википедия.
Схема структуры песен китов из статьи Пейна Progressive changes in the songs of humpback whales (Megaptera novaeangliae): a detailed analysis of two seasons in Hawaii. by K.B. Payne, P. Tyack and R.S. Payne in Communication and behavior of whales. Westview Press (1983). Источник схемы - Википедия.

Запись вокализаций некоторых видов китов можно найти в Википедии.

Первая пластинка с записью песен китов, выпущенная Пейном в 1970 году, стала бестселлером - было продано более 100 000 экземпляров. За нею последовали и другие записи, тоже имевшие успех и позволившие Пейну основать общество защиты китов и в конце концов добиться запрета на охоту на них.

Конверт пластинки Пейна с песнями китов. Источник: Википедия.
Конверт пластинки Пейна с песнями китов. Источник: Википедия.

В музыке начался настоящий китовий бум. Мало того, что успешно продавались записи с натуральными звуками песен китов - их начали использовать в своей музыке выдающиеся композиторы, прежде всего, американские.

Моя героиня Юлия упоминает "модное в свое время направление «экомузыки», материал которой черпался только из звуков природы, исполняемых, однако, реальными музыкантами". Якобы, в ансамблях такого рода, "Пиерия" и "Голос ветра", выступала вымышленная флейтистка и биоакустик Оттилия Рунге. Оба названия - с пасхалочками, адресованными знатокам. Пиерия - область на стыке древней Греции и Фракии, связанная с пиеридами - дочерьми царя Пиера, вызвавшими на состязание Муз. "Голос ветра" - отчасти привет моему коллеге и другу, известному московскому гобоисту Филиппу Ноделю, основателю ансамбля "Дух ветра", а отчасти - цитата из Пабло Неруды ("Голос ветра искал, чтобы слуха ее достать"). Впрочем, это неважно, хотя тут тоже скрыты секреты творческой лаборатории (в "Хранительнице" нет совсем случайных деталей).

Самое знаменитое произведений китовьей тематики - композиция "Голос кита" (Vox balaenae, 1971), для электрифицированных флейты и виолончели и для приготовленного фортепиано) Джорджа Крама (George Crumb, 1929-2022). "Приготовленным" называют фортепиано, струны которого заранее модифицированы так, чтобы издавать не совсем обычные звуки. Прием придумал американец Джон Кейдж, но каждый обладатель рояля может попробовать это проделать у себя дома. Простейший способ - положить на струны металлическую цепочку. Более муторный - подложить под каждую струну полоску бумаги.

При этом исполнители, согласно указаниям Крама, должны выступать в масках, как бы имитируя нечеловеческий характер музыки. И им предписано не только играть, но и петь. Несмотря на такие сложности, произведение стало очень популярным, записей довольно много.

Например, вот это исполнение: https://www.youtube.com/watch?v=Xf9VyaEImM4

Части "Голоса кита:

0:00 Vocalise (... for the beginning of time) - Вокализ на начало времени

3:50 Variations on Sea Time - Вариация на время Моря

5:30 Archeozoic Variation I - Археозойская вариация

6:44 Prototerzoic Variation II - Прототерозойская вариация

8:40 Paleozoic Variation III - Палеозойская вариация

9:40 Mesozoic Variation IV - Мезозойская вариация

11:09 Cenozoic Variation V - Кайнозойская вариация

13:10 Sea Nocturne (... for the end of time) - Морской ноктюрн на конец времени.

(Названия типа "начало времени" и "конец времени" - несомненная отсылка к "Квартету на конец времени" Оливье Мессиана, 1941).

Джон Кейдж тоже сочинил произведение на эту тему: "Литания о ките" (Litany for the Whale, 1980). Это медитативная пьеса минут на 25 для двух голосов сходной тесситуры. Мне она окажется скучноватой по сравнению с шедевром Крама.

Иллюстрация с сайта Парижской филармонии. Автор картины не указан. Все права на изображения принадлежат их авторам.
Иллюстрация с сайта Парижской филармонии. Автор картины не указан. Все права на изображения принадлежат их авторам.

Описывая свои впечатления от альбомов "экомузыки" с участием Оттилии Рунге, моя героиня Юлия пишет: "Приливы, отливы, какие-то птичьи крики, плеск чьих-то хвостов или крыльев по воде, зовы из глубины. Хотелось погрузиться, нырнуть поглубже и не выныривать. Что-то слышалось в этом космически инопланетное".

Так что киты в космоопере - совсем не случайные пенсонажи, хотя упоминаются лишь в одном эпизоде.

Читайте "Хранительницу" на Литрес, подписывайтесь на этот канал, комментируйте и оставляйте отзывы здесь и там!

Подписывайтесь, ставьте лайки, делитесь с друзьями - любая помощь автору приятна и полезна.