Найти в Дзене
Авто из СССР

Как КрАЗ-256 скрывался под чужим паспортом

Когда речь заходит о коммерческих успехах советского «Автоэкспорта», обычно вспоминают «Ниву» и «москвичи-408/412».Реже вспоминают про успехи УАЗов и уж точно никто не помнит про успехи КрАЗ. А ведь они были! Например, самосвалы модели 256 очень неплохо зарекомендовали себя в Великобритании. Первые экземпляры тяжелого карьерного самосвала собрали в 1966-м, а в начале 70-х машину уже отгружали заказчикам-иностранцам. Партнером «Автоэкспорта» стало английская фирма UMO Plant. Экспортный КрАЗ-256 оснащался дизельным мотором – 15-литровым V8 ЯМЗ-238 мощностью 240 л.с. Любопытно, что британские заказчики не настаивали на переделке машин под левостороннее движение. В основном КрАЗы работали в карьерах и строительстве дорог, где расположение руля дело десятое. Единственное заметное изменение по конструкции – комфортное мягкое исполнение кабины, более современные сиденья и улучшенная шумка. Спартанский интерьер советской машины не устроил местных шоферов. Но главное, переплывая через Ла-Манш К

Когда речь заходит о коммерческих успехах советского «Автоэкспорта», обычно вспоминают «Ниву» и «москвичи-408/412».Реже вспоминают про успехи УАЗов и уж точно никто не помнит про успехи КрАЗ.

А ведь они были!

Например, самосвалы модели 256 очень неплохо зарекомендовали себя в Великобритании.

Первые экземпляры тяжелого карьерного самосвала собрали в 1966-м, а в начале 70-х машину уже отгружали заказчикам-иностранцам. Партнером «Автоэкспорта» стало английская фирма UMO Plant. Экспортный КрАЗ-256 оснащался дизельным мотором – 15-литровым V8 ЯМЗ-238 мощностью 240 л.с.

Любопытно, что британские заказчики не настаивали на переделке машин под левостороннее движение. В основном КрАЗы работали в карьерах и строительстве дорог, где расположение руля дело десятое. Единственное заметное изменение по конструкции – комфортное мягкое исполнение кабины, более современные сиденья и улучшенная шумка. Спартанский интерьер советской машины не устроил местных шоферов.

-2

Но главное, переплывая через Ла-Манш КрАЗ менял имя и становился БелАЗом. Возможно дело в том, что название Kraz немного созвучно английскому слову Crazy – сумасшедший. Но скорее всего дело в маркетинге. О марке из Кременчуга мало кто слышал за рубежом, зато о самосвалах-гигантах из Жодино в 70-х уже знали по всему миру. Поскольку поставки всех советских машин в любом случае курировал «Автоэкспорт» имя решили поменять – Kraz 256 назвали Belaz 256, поменяв шильдик на капоте.

Маленький БелАЗ пришелся ко двору. Нареканий на надежность от заказчиков не было, а цена искупала все мелкие недостатки. В конце-концов советский самосвал был чуть ли не вдвое дешевле хорошо известного в том числе и в СССР самосвала Magirus Deutz 232.

Всего в Великобританию отправилась 433 кременчугских самосвала. Не поверите, но грузовики из Советского Союза активно использовали при строительство туннея под Ла-Маншем.