Найти тему

О гигиене в древней Ирландии

Деревянная лохань. Время не пощадило ни одной - судя по описаниям, в чём-то таком мылись в те времена, когда создавали саги
Деревянная лохань. Время не пощадило ни одной - судя по описаниям, в чём-то таком мылись в те времена, когда создавали саги

Людей железного века Ирландии называют в шутку «невидимыми» — настолько мало материальных следов своей повседневной жизни они оставили в ландшафте, тем более — предметов повседневного обихода. Касается это и прозаической и почему-то для наших современников животрепещущей темы: как мылись в те времена и мылись ли вообще.

Сразу спойлер: мылись, судя по тому, что сами рассказали о себе в сагах — достаточно регулярно.

О чём свидетельствует лексика? Слова купание в смысле мытье (folcadh, читается как фолка) и мыло (gallúnach, читается как «галлунах» с ударением на первый слог) - старые и «свои». В древнеирландском уже было слово dabhach (давах) — большая бочка или лохань для купания и стирки. Из того же пласта лексики caile daibche – прачка. Только tuáille - полотенце заимствовано из старофранцузского.

Насчёт мыла — не ошибка. Кельты его знали и варили сами в каждом доме, не исключено, что и изобрели — этот велосипед появлялся многократно, и его записали на свой счёт большинство народов Европы, малой Азии и даже египтяне. Мыло в древности было исключительно жидкое (консистенции сметаны), достаточно едкое и пахло тем, из чего его варили — животным жиром и мокрой золой. В таком виде оно и применялось ирландцами. Откуда это известно? Из реконструкции мыловарения. Результат получался у всех практически идентичный. Как-нибудь выложу технологию — кому интересно, попробуете.

Следующий вопрос, где народ мылся? Простые люди — в водоёмах, причём зимой и осенью тоже (климат мягкий, что там той зимы). Если погода не позволяла — дома. Земляной пол в домах этому способствовал, корыто имелось в каждом хозяйстве. У людей зажиточных были лохани размером с сидячую ванну. Дошедшие до нас изображения, к сожалению, относятся только к средневековью, и рисовали не ирландцы. Лохань наполняли водой и опускали в неё раскалённые камни. Никто ничего, как на материке, никуда не подливал. В языке есть формы аналогичные нашему «намылиться» - в смысле, нанести мыло на кожу. Видимо, намазывались мылом и забирались в купель. Предложить гостю принять ванну — обычный чин гостеприимства, проявление большого уважения. Насколько часто ирландцы мылись в лоханях? Не ежедневно, судя по всему, по необходимости, а вот в озёрах и реках — по возможности и очень часто. В «Путешествии Неры» упоминается купель, которую неряшливые (точнее, перебравшие на пирушке) хозяева не удосужились опорожнить вовремя — совсем плохо это для них закончилось, так что была специальная пугалка, запрещавшая оставлять помои в доме до бесконечности.

Отдельным ритуалом было омовение ног. В доме не принято было ходить в обуви, а «на улице» ходить в башмаках даже зажиточные люди могли себе позволить только по праздникам или по погоде (по снегу босиком как-то неполезно для здоровья). Поэтому на входе стоял тазик, и грязь с улицы в дом никто не нёс и половики не пачкал. Гостю ноги мыла жена либо дочь хозяина — в знак уважения. Если человек пришёл обутым, башмаки оставлял на входе и всё-равно мыл ноги.

Руки тоже мыли перед едой — ладно бы, когда завтракают кашей, каждый черпает из своей плошки своей ложкой, но с общего блюда брать грязными руками было не положено, тем более, что приходилось макать в общую братскую чашу свой кубок или чашу. Правда, мыли руки в общем тазике, но лучше так, чем никак.

Взрослое население, независимо от пола, носило длинные волосы и было помешано на причёсках — в приношениях встречаются заколки, зажимы, подвески и прочие и сейчас вполне узнаваемые предметы. «Принудительно остричь» кого-то проходило в законах в одном ряду проступков с «покалечить» и каралось штрафом в две коровы, это помимо цены чести, которая у потерпевшего могла быть меньше. Сальные волосы никакое золото в приличный вид не приведёт, поэтому голову мыли часто и очень часто, причём жёны помогали в этом мужьям. Скверная женщина по имени Бланит нарочно впустила в усадьбу врагов, и они благополучно убили её мужа, когда он с намыленной головой и закрытыми глазами склонился над тазиком. Вот такая бытовуха.

Утреннее умывание было ритуалом. Посмотреть, как важные люди глаза продирают, народ специально приходил, и это было публичное мероприятие. В целом, запрет на наготу отсутствовал, она была допустима по ситуации. Купание в перечень ситуаций входило полностью, в реке, в лохани или у источника в общественном месте — не важно.

Рассказ о банных привычках древних Ирландцев будет далеко не полным, если не упомянуть настоящие бани. Баня представляет собой полуземлянку, со стенами и ложным сводом сухой кладки. Пол также каменный. Вход — низкий проём, где-то на четвереньках заползали, где-то — заходили, нагнувшись. Имеется дымовое отверстие в стене ближе к замыкающим камням. Внутри помещения разводили костёр, затем, когда дрова прогорели, угли выгребали. Как только температура становилась терпимой, баня считалась подготовленной. Полок был не предусмотрен, судя по этнографическим данным (а вышли из употребления бани только в XIX веке после Картофельного голода), парились, сидя на рулоне дёрна или на соломе. Чтобы пар не выходил, дымовое отверстие и вход занавешивали войлоком, оставляя небольшую щель для вентиляции, и внутри становилось темно и страшно. Попарившись, ирландцы остывали в ручье или речке, от которых до бани было несколько метров.

Районы, где сохранилось больше всего древних бань. https://www.researchgate.net/publication/356992710
Районы, где сохранилось больше всего древних бань. https://www.researchgate.net/publication/356992710

Эти заброшенные бани до сих пор не редкость на западе и севере Ирландии, реже — на востоке, но встречаются и в других районах. Не исключено, что обработанный камень понадобился в хозяйстве, и постройки растащили добрые люди. Там, где бань уцелело много, встречаются очень старые, VIII-IX века, есть и VI. То, что многие бани относятся к эпохе викингов, сподвигло ирландских норманнофилов объяснить традицию скандинавским влиянием, однако, непонятно, почему ирландцы переняли не более удобные рубленые бани, а именно финские maasauna, и почему строили их в тех местах, где скандинавы не появлялись или их было мало.

Могли быть и финны среди викингов ( викинг - профессия, не национальность), но, если честно, в финском исполнении банная землянка сильно отличается. У неё дымоход по центру потолка и крыша плоская, из брёвен, не каменный свод. То, что до скандинавов бани уже строили — ещё одна загадка. Римское культурное влияние тоже свет на проблему не проливает: термы это скорее хамам, чем сауна, и прыгать в ледяную воду после парилки римляне не любили, тем более — в речку. Наиболее вероятно, ирландская баня - местный специалитет. Неолитические земледельцы сооружали зерносушилки по такому же принципу — если заложить влажное зерно в зерновую амбарную яму, оно прорастёт или загорится в прямом смысле слова, так что нужно прогреть до воздушно-сухого состояния. Таская зерно в сушилку и вынося из неё, любой человек волей-неволей заметит, что от контраста тепла и холода организм обновляется. Наиболее вероятно, традиция — от до-индоевропейского населения острова, когда точно сформировалась — неизвестно, в железном веке и в исторический период это обычная бытовая практика.

Общий вывод — в своих привычках ирландцы на всём протяжении своей истории были чистоплотным народом, и спартанские бытовые условия и прохладный климат им соблюдать элементарную гигиену не мешали. Ситуация испортилась только в XIX веке, но и тогда ирландцы не слишком отличались от соседей в худшую сторону.