Пушкинская «Сказка о Золотом петушке» уже почти два столетия сбивает с толку почитателей поэта. Главный вопрос: «О чем это?» И зачем Александру Сергеевичу понадобилось это писать? Какой здесь намек и урок добрым молодцам?
Сюжет, действительно, довольно странный. Напомню: волшебный Золотой Петушок, в отличие от той же Золотой Рыбки, только орал, причем всякий раз призывал не сражаться с врагами, а… спать! Царское войско от его присутствия точно не усилилось. Затем, спустя два года, вредный петух учуял какую-то опасность на Востоке, где, в итоге, два царских сына закололи друг друга, а вся королевская рать погибла. Однако старый царь тут же утешил себя невесть откуда взявшейся красавицей, умудрился прохулиганить с ней в шатре целую неделю (!) и, в итоге, повез к себе домой на продолжение банкета. Но тут скопец-волшебник зачем-то затребовал ее себе. В итоге все погибли или исчезли.
Чтобы разобраться, есть смысл обратить внимание на дату написания сказки: 1834 год. А затем вернуться на несколько лет назад.
Как известно, Пушкин с какого-то момента решил, что ему полагается жениться. Были попытки, и даже делались предложения – Софья Пушкина, Анна Оленина. Но – не сложилось.
И вот, 13 мая 1829 года он делает предложение Гончаровой. Отказ!
В 1830 году Пушкин пишет:
Ты царь: живи один.
Но в том же году все же решается сделать предложение Гончаровой повторно, и на этот раз получает положительный ответ. Но до свадьбы еще далеко. Сверяемся со сказкой:
Год, другой проходит мирно;
Петушок сидит все смирно.
Венчание состоялось в марте 1831 года. И вот здесь-то, как раз спустя пару лет, Золотой петушок не выдержал и заорал:
Царствуй, лежа на боку!
Лежа на боку? Намек на то, что он уже не царь, а просто супруг-подкаблучник, который невольно начинает плыть по течению? Жена медленно, но верно начинает всем управлять. И Петушок почувствовал эту опасность «беды незваной».
Впрочем, поначалу Пушкин еще царь, конечно же. В 1830 году у него впереди три болдинские осени: это 68 произведений. Но 67 из них пришлись на первые две осени…
И тенденция вот какая:
1830 год. Первая Болдинская осень – это Клондайк произведений: «Бесы», «Повести Белкина», "Каменный гость", "Моцарт и Сальери", "Пир во время чумы", "Скупой рыцарь"; две заключительные главы "Евгения Онегина"; "Сказка о попе и о работнике его Балде" и так далее.
1833 год. Вторая Болдинская осень – пока еще очень сильно: это "Медный всадник" , "Пиковая дама"; "Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях", "Сказка о рыбаке и рыбке" и т.п.
1834 год. Третья Болдинская осень – катастрофа: только непонятная никому "Сказка о золотом петушке".
Почему именно в 1834 году появилось такое произведение? А давайте вспомним, какими событиями наполнен для Пушкина этот год? Загибаем пальцы.
В 1834 году все сестры Гончаровы поселяются в доме Пушкина на полном его пансионе.
12 января 1834 года императорским указом поэт Александр Сергеевич Пушкин был удостоен придворного звания камер-юнкера. Натали получила возможность резвиться в Аничковом, а муж должен был являться туда сообразно этикету – в ненавистном ему мундире…
А летом 1834 года, словно «до кучи», в жизни Пушкина появился Дантес….
Собственно, катастрофа и описана в последней, непонятной никому сказке. Первое войско ушло, второе войско ушло – а где результаты, где победы? Но в глазах Красоты, Страсти, Похоти – это не творения Поэта, а убитые им понапрасну время и силы. Именно такую картину и видит сказочный Дадон: побитая рать, мертвые сыновья. Два войска – две первые Болдинские осени – не возымели на Красавицу-жену никого влияния. Сражение за ее душу проиграно.
Так и возникает в Третьей Болдинской осени одна-единственная сказка, как фактическая капитуляция. В своей стране он еще считается царем, но никто не ведает, что девица его одолела голыми руками. Царствование на боку дало свои плоды.
Он это предвидел в 1830 году, когда написал, что Царь должен жить один. Но даже в Болдино, куда он удирал, ему через несколько лет уже не думалось ни о чем другом. Не зря петушок смотрел на восток: болдинский источник вдохновения перестал работать. Кстати, Болдино – на 15 градусов восточнее Петербурга.
Кто такой кудесник, подаривший царю петушка? А это, как и Дадон, очередное внутреннее Я самого Пушкина. То самое, которое все еще понимает, что Царь должен жить один, а не тонуть в семейных неурядицах. Потому он не только мудрец, но и скопец: только такому никакие женские чары не страшны. Именно он пытается спасти Дадона: мол, отдай эту дамочку мне, а сам все-таки царствуй по-настоящему! Но мужское начало все же оказывается сильнее: скопец погибает. Потому что Пушкин – мужчина, и в роли скопца себя видеть не желает. Даже на бумаге.
А петушок? Почему он золотой? Намек на деньги, которых нет и не будет? На обручальное кольцо, которое упало при венчании? На то, что пушкинский Сальери отравил Моцарта именно в трактире Золотого Льва (1830 г)?
Как бы там ни было, на «Золотом петушке» сказочное творчество Пушкина закончилось. Он обратился к нему не от хорошей жизни: поэт надеялся, что хотя бы сказки окажутся доступными и понятными его супруге. Увы – надежды не оправдались.
Через три года, в 1837, он погибнет на дуэли, причину которой мы знаем