О том, что отечественные бренды, к сожалению, могут «выезжать» только за счет административных рычагов – мы говорили уже не раз. И вот, теперь тому есть конкретные примеры и цифры. Благо, статистика у нас в стране открытая. Однако, почему-то, там совсем не говорится именно о тех закупках, которые всю страну интересуют…
Да, да. На чем таки ездит современный чиновник узнать практически нереально, только копась в тендерах вручную, но это больше все-таки к журналистам-расследователям. Мы тут про авто как-то, и ориентируемся на открытые данные. Всем привет, я, как всегда, Тимофей Корнеев. Вы – на канале Токидоки. И сегодня давайте попробуем представить масштабы реальной помощи родным брендам.
К сожалению, судить о них (масштабах) мы можем только косвенно. Однако, даже имеющиеся цифры очень хорошо показывают, что не субсидиями едиными жив родной производитель. И раз уж отечественное авто не особо пользуется рыночным спросом, то в нашей огромной стране всегда можно «выехать» за счет административного ресурса. Причем в этой схеме цены большой роли не играют, там совсем другие критерии.
Но, давайте от лирики к цифрам: наибольший объем госзакупок в денежном выражении пришелся на продукцию Группы ГАЗ – за полгода было разыграно 1145 тендеров на сумму в 24 млрд рублей. Это в 2,7 раза больше, чем за тот же период 2023 года. Если что, то тут «претензий» почти нет. Все-таки ГАЗель и все ее производные остаются основными лошадками для большинства предприятий. В том числе и бюджетных.
Правда, тут есть нюанс. Новая Volga, о которой мы «разговаривали» не так давно, по сути, тоже принадлежит ГАЗ. Но, в отличие от трудяги ГАЗельки, отечественным автомобилем считаться может с очень большой натяжкой. Правда, если посмотреть на пример выше, то становится предельно ясно откуда такие оптимистичные ожидания у руководства предприятия.
Далее у нас УАЗ: по внедорожникам ульяновской сборки было разыграно 694 тендера на 6,4 млрд рублей, что превысило значения годичной давности более чем вдвое. Вот тут, тоже кстати, никаких вопросов. Патриоты и Хантеры – основные средства передвижения для всех, кто носит погоны. Правда, все чаще появляются китайские авто, раскрашенные в ведомственные цвета. Но, хочется надеяться, что УАЗ и дальше будет оставаться лидером в этой области.
А что у УАЗа с китайцами? Да, собственно, ничего, что хоть как-то влияло бы на жизнь бренда. Были попытки выпускать небольшие грузовички, а отдельные подразделения, такие как «Соллерс», например, периодически штампуют китайские клоны. Но, в целом, бренд держится на плаву только за счет административных рычагов. Надо отметить, что в этом случае абсолютно заслуженных.
Ну и замыкает тройку лидеров ВАЗ: с участием LADA в январе-июне 2024 года был проведен 1381 тендер на общую сумму в 5,8 млрд рублей – в 1,5 раза больше, чем год назад. Кстати, это единственная категория, куда могли попасть машины, закупленные для передвижения «слуг народа». Правда, скорее всего, это очень низкий «пошиб»: примерно на уровне райсовета или каких-нибудь чиновников низшего звена.
Что там творится наверху? Да бог его знает. Но цифры «поддержки» отечественного производителя вполне себе радуют. А плюс субсидии – так вообще прекрасно. Осталось только понять: когда уже хоть что-то пойдет если не в разработку собственных моделей, то хотя бы в такой уровень локализации, чтобы забыть об утильсборе.
А пока что, просто принимаем информацию к сведению и продолжаем закупаться на японских аукционах. Благо, пока еще можно таскать оттуда хорошие машины по адекватным ценам. Да и с утильсбором пока проблема решаема, если, конечно, вы не собираетесь на этом зарабатывать…