Найти тему

Самооценка и её влияние на нашу жизнь.

Мы все являемся частью общества и внимательно следим за реакцией окружающих на нас, за тем, как нас оценивают и воспринимают. Однако еще более значимо для каждого из нас - это наше внутреннее отношение к себе, называемое самооценкой. Это инструмент, который определяет наше место в социуме, а также нашу уверенность в себе и активность в социальной сфере.

ЧТО ТАКОЕ САМООЦЕНКА?

Представьте себе компас, который указывает направление нашего внутреннего мира.

В психологии самооценка - это система координат, по которой мы определяем свою ценность, сравнивая себя с другими. На основе этого сравнения мы создаем образ своего «Я», который играет ключевую роль в нашем восприятии мира.

Пример из жизни: представьте двух людей, которые готовятся выйти на сцену. Один из них уверен в себе, потому что считает себя хорошим оратором. Другой же, наоборот, убежден, что у него это плохо получается. Отношение первого к предстоящему выступлению будет гораздо спокойнее и увереннее по сравнению с вторым.

Если углубиться в историю, можно увидеть, что самооценка всегда была связана с актуальными общественными стандартами. Вспомним юношу из дворянского сословия 19 века: для него мастерство танца было мерилом его социального статуса. Сегодня для молодежи это уже не так важно, и другие качества становятся значимыми.

НА ЧЕМ ЖЕ СТРОИТСЯ САМООЦЕНКА?

Это система оценок, базирующаяся на социально значимых ценностях. Отношение к себе может меняться в зависимости от ситуации, однако общая картина самооценки остается стабильной.

ВИДЫ И УРОВНИ САМООЦЕНКИ.

В психологии выделяют две разновидности самооценки: адекватная и неадекватная. Иногда говорят об оптимальной и неоптимальной самооценке, тем самым обращая внимания на то, что многим людям привычно оценивать себя чуть выше среднего, это скорее норма, нежели отклонение. Другое дело, насколько высоко мы оцениваем самих себя.

Адекватная (или оптимальная) самооценка. Это когда ваше внутреннее "зеркало" отражает реальное восприятие ваших способностей и качеств. Например, если вы умеете хорошо готовить и осознаете это, ваша самооценка в этой сфере будет адекватной. Люди с адекватной самооценкой способны:

🔵 Балансировать между своими потребностями и способностями.

🔵 Может критически посмотреть на себя со стороны

🔵 Ставит перед собой разумные цели, которых в будущем сможет достичь;

Неадекватная самооценка. Это когда внутреннее отражение искажено. Подобные искажения могут быть:

Заниженными. Например, когда вы являетесь отличным педагогом, но думаете, что ваша работа недостаточно хороша.

Завышенными. Скажем, когда вы только начали учиться играть на гитаре, но считаете себя равным профессионалам.

Самооценка чуть выше или ниже среднего - достаточно распространенное явление, она почти никак не проявляется в поведении человека, не мешает его жизни и способности взаимодействовать с другими индивидами. Определить девиацию (отклонение) в данном случае можно только при прохождении специальных психологических тестов. Самооценка же чуть выше среднего в коррекции не нуждается, поскольку человек заслуженно ценит и уважает себя. Бывают такие случаи, когда самооценка далека от оптимальной (значительно выше или ниже среднего уровня). Тогда она оказывает пагубное влияние на поступки человека и может привести к неадекватному поведению.

СТРУКТУРА САМООЦЕНКИ.

Психологическое понимание самооценки разделяется на два ключевых аспекта: эмоциональное и когнитивное.

Эмоциональное измерение связано с тем, как мы относимся к себе на чувственном уровне. Это наше внутреннее реагирование на собственное "Я": от самопринятия и уважения к себе до разочарования и самокритики.

Когнитивное измерение отражает нашу способность анализировать и понимать себя. Это знание о себе, осознание своих стоимостей и слабостей, формирование которого происходит через интроспекцию ( внутренний взгляд на свои мысли и чувства) и саморефлексию(это размышление человека о своих действиях и переживаниях).

Хотя эти аспекты можно различать на теоретическом уровне, на практике они тесно переплетены. Наши представления о себе не только определяют наши внутренние переживания, но и окрашивают их эмоциональными нотами.

ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА ФОРМИРОВАНИЕ САМООЦЕНКИ.

Основы самооценки формируются еще
в детстве, именно с того момента, когда ребенок осознает свое «Я», и когда он начинает сравнивать себя с другими малышами и взрослыми. Еще будучи малышами, мы начинаем осмысливать свою уникальность, сравнивая себя с окружающими - друзьями, родителями и педагогами. В детстве наша способность самостоятельно анализировать свои действия и качества еще не полностью сформирована, и мы полагаемся на обратную связь от взрослых. Роль взрослых в формировании детской самооценки не может быть переоценена. Поощрение и поддержка работают как удобрение для роста уверенности в себе. С другой стороны, постоянные критика и осуждение могут подорвать доверие к себе. Отметим, что наш мозг "программирован" на более яркое восприятие негативных впечатлений в сравнении с положительными. Это наследие эволюции, которое может оставить след на нашей самооценке.

Подростковый период — критическая стадия для самооценки. Вспомним произведения В. Маяковского, где молодой герой пытается определить границы между добром и злом, правильным и неправильным. В этот момент наша жизнь напоминает вулкан: внутренние переживания, поиск себя, эмоциональные всплески. И часто именно реакция взрослых на наши поступки задает тон формированию нашей самооценки.

Личные особенности также играют свою роль. Человек с чувствительной душой может глубже переживать поражения, в то время как другие индивиды смогут быстрее перебороть разочарование.

В заключение хочу подчеркнуть: понимание и корректировка самооценки может стать ключом к более гармоничной и успешной жизни. Не бойтесь заниматься самоанализом и при необходимости обратиться за помощью к специалистам.

Ваш психолог, Галина Тарарышкина.