Лучший день для отечественных автомобилистов - день, когда АвтоВАЗ наконец-то перестанет обманывать людей, производя и вынуждая покупать свою продукцию по нереальным ценам и окончательно остановит свой конвейер. Как бы печально ни звучало, но пора признать, что все попытки сделать свой автопром современным и ничуть не уступающим зарубежному провалены, единственное, чему научились на автопредприятии - искусно осваивать выделенные бюджеты, но никак не делать автомобили.
На днях появилась новость, которая некоторых неравнодушных к продукции ВАЗа обрадовала - конвейер АвтоВАЗа встал, встали и все его дочерние предприятия, работа на заводе остановилась. В официальном релизе руководство компании называет это "корпоративным отпуском", по факту это "передышка", которая переводится так - "у нас большие проблемы, нам нужно время на их решение".
Что же вновь помешало АвтоВАЗу делать качественные, современные автомобили? Сейчас основных проблем две и с ними завод ну никак не может окончательно побороться.
Во-первых, на заводе была, есть и, судя по всему, будет проблема с кадрами - рабочих откровенно мало. Предприятие уже и рекламу запустило по всему Тольятти, и экскурсии на завод водит, чтобы заинтересовать потенциальных работников, но все без толку. Единственный "козырь" у АвтоВАЗа - заработная плата. Со слов вице-президента компании по персоналу зарабатывают рабочие завода прилично - почти 100 тысяч рублей в месяц.
Деньги пускай и не самые большие, но достойные, так почему тогда народ толпами не идет на завод, если и платят нормально, и работа престижная - собирать отечественные машины? Неужели надо срочно ехать в Тольятти и устраиваться на завод, где деньги раздают?
Ответ на этот вопрос проще некуда, даже калькулятор не пригодится, чтобы быть свидетелем этой занимательной математики:
Официальная средняя заработная плата рабочих (без учета руководящего персонала и всяких бумажных деятелей) за первые полгода составила 93 тыс. рублей в месяц. Есть нюанс - такую сумму можно получить с условием переработок, премий и прочих надбавок, а ещё, что немаловажно, сумма эта считается до вычета всех обязательных вычетов, куда входят не только 13%, но и все отчисления в различные фонды.
Итого - работяги на заводе в лучшем случае получают 40-60 тысяч рублей, судя по официальным вакансиям с сайта предприятия, но чаще это около 30-40 тысяч рублей. В среднем без переработок с адекватным графиком 5/2 среднестатистический инженер на ВАЗе получает примерно 35 тысяч рублей "чистыми" - разве это зарплата? "3 копейки" по нынешним временам, иначе не скажешь.
Но экономит АвтоВАЗ не только на своей рабочей силе, но и на самой продукции.
Вторая огромная проблема предприятия кроется в повальной нехватке комплектующих для изготовления автомобилей. На заводе снова начали собираться "толпы" некомплектных машин: "новая модель" - Лада Нива без полного привода, как вам такая версия? Или вот: Веста без ступичных гаек - поедет или нет?
Avtograd News постоянно прикладывает фотографии вновь заполняющегося старого трека, который используют как отстойник для некомплекта.
Было бы смешно, если бы не было так грустно. Увы, АвтоВАЗ никак не может уйти от зависимости закупки комплектующих у иностранных партнеров. Казалось бы, давно пора было понять, что надо налаживать производство внутри страны, надо уходить от закупки за рубежом и продвигать отечественные предприятия.
Но что имеем на деле, возьмем те же ступичные гайки - изделие проще некуда, никакой высокой технологичности тут нет, это не блок ABS/ESP, не что-то нереальное и недоступное, а просто обыкновенная гайка. Закупают их у "дружественных" партнеров, потому что ВАЗу нужно "сейчас и почти бесплатно", так могут работать только китайцы, которые, видимо, наш завод снова "опрокинули".
Какой выход из ситуации - мощное отечественное предприятие, производящее высокопрочные метизы, такое у нас в стране есть - "Красная Этна". Завод может нарезать этих гаек в месяц по 200 000 штук по 10 рублей за штуку. Но управленцы и руководители по каким-то нелепым обстоятельствам игнорируют такую возможность, продолжая действовать по отточенному плану: "Закупим у иностранцев - это проще, быстрее и дешевле".
Как оказалось на деле, не быстрее и не проще, проблемы с запчастями не только в их нехватке, но и в отвратительном качестве. Поставщиков приходится то и дело менять, а конвейер останавливать.
И в этом случае под словом "отпуск" подразумевается - "китайские «друзья» в очередной раз отправили АвтоВаз в длительное путешествие, поскольку отказались, принимать тугрики и юани из России и отправлять товар"
И ладно, решат проблемы с этими злосчастными гайками, как решали прочие до этого возникающие сложности, но вот что интересно. Ажиотажного спроса в автосалонах на уникальную отечественную продукцию не наблюдается. Дилеры откровенно завалены добром с шильдиками "Лада", порой машины сгружать некуда, автосалоны арендуют огромные парковки для хранения привезенных дилерам машин.
Почему бы не снизить цену или продавать условный "некомплект" прямо с завода с хорошими скидками, если уж дела идут так плохо? Уверен, гаражные кулибины соберут в гаражах недостающие детали и выкатят машину не хуже заводской.
Как бы там ни было, результат один: пока в стоп-листе какая-нибудь прокладочка или гаечка завод отдыхает (что на их языке называется запланированным отпуском). Судя по всему, после выхода из этого корпоративного "застоя" нас ждут новые, невообразимые и удивительные комплектации Лады без тех или иных "ненужных" частей машины. При этом эффективный менеджмент сделает из этого "уникальную комплектацию", не забыв в очередной раз прикрутить к ценнику лишних десятков, а то и сотен тысяч рублей.
Так может, и не недо возобновлять производство и вновь запускать конвейер?
По-моему, эту бесконечную вереницу проблем удастся решить только после окончания санкций, только вот к тому времени Лада за 2.5-3 млн рублей уже никому не сдалась.
Посудите сами, предприятие в последние годы стало лишь источником бесконечных удорожаний импортных машин, при этом само хоть и старается, путного и качественно нового продукта за адекватный прайс предложить не может. Выглядит, как нахлебничество с выманиванием бюджетных средств на существование завода и попытки дважды заработать на автовладельцах - сначала получая дотации из казны, а затем втридорога продавая свои автомобили.
Справится ли ВАЗ со своими проблемами - узнаем позже, но пока все выглядит, как беспросветная яма, итогом которой должно быть резкое снижение цен на Лады, иначе путь предприятию заказан - закрывать его и не вспоминать.
Что вы думаете на этот счет, нужен ли в России такой автопроизводитель и нужно лишь немного подождать, пока он оклемается и сможет предлагать нормальные авто за нормальные цены или у жадности нет предела?
Спасибо за внимание.