Найти тему
Такое искусство

Недовольны все.Открытие Олимпиады 2024 или никакой пародии на "Тайную Вечерю" не было?

Должно было быть что-то невероятное, что-то ради чего собрались все страны, чтобы увидеть прекрасное событие, по-настоящему объединяющее людей. Но что-то пошло не так.Повестка оказалась сильнее уважения к религии, и к искусству?

Так посчитали многие верующие люди, так посчитали те, кто имеет к спорту отношение тоже. Я ждала от Франции, признаюсь, нечто увлекательное, то что делает их первыми пусть не в спорте, но в культуре, их свобода самовыражения, их свобода опережать время всегда была явлением предсказуемым. Но что такое свобода теперь вопрос риторический и угодить всем в этот раз не получилось. Люди возмущены в интернете, некоторые даже плакали, когда увидели то, как представили великий труд Леонардо да Винчи "Тайную Вечерю"; теперь вместо Иисуса — представитель бодипозитива, а вместо апостолов различные представители меньшинств. Кто-то громогласно говорит, что это свобода, у Франции роль свободолюбивая, которая по-прежнему делает её изобретателем новых идеалов, но почему же свобода одних нарушает свободу других? Я не буду всё же опираться на политику, есть задумка, есть идея объединить все и вся, и это понятно, а есть воплощение этой идеи и есть предмет, так сказать, искусства, и хочется обсудить эту сторону. Что мы имеем? Новую интерпретацию произведения, шедевра, которая должна была удивить и удивила вот только неприятно, дошло до того, что в Америке вырезали эту часть шоу, а это значит с воплощением идеи переиначить легендарное произведение что-то пошло не так. А вот это заявление от Конференции французских епископов: «К сожалению, эта церемония включала в себя сцены высмеивания христианства, о чём мы очень глубоко сожалеем”, - говорится в заявлении. Также Телекоммуникационная компания C Spire сняла свою рекламу с Олимпийских игр в Париже, сославшись на оскорбительный характер представления. “Мы были шокированы издевательством над” Тайной вечерей."

-2

Что же говорят сами искусствоведы и сам организатор по этому поводу, а вот это уже интересно.

Итак, что мы увидели? А именно, как назвали её искусствоведы, китчевую сцену, пародию на культовую картину, которая воссоздавала библейскую сцену, где Иисус Христос и его апостолы разделяют последнюю трапезу перед распятием.

Только вместо апостолов теперь трансвеститы, модель-трансгендер, обнажённый певец, загримированный под греческого бога вина Диониса, и ребёнок. Эта сцена вызвала возмущение католической церкви, но организаторы объяснили, что такое решение было продиктовано желанием добиться “терпимости в обществе”.

-3

Цель Франции была в следующем: интегрировать искусство в процессы спорта, чтобы рассказать о своём богатом культурном наследии, но причём тут тогда итальянский художник, большой вопрос. И многие этот большой вопрос задали. Ведь произведение имеет отношение не к Франции, а к Италии. Кто-то увидел в этом всём симбиоз новых ценностей, а именно борьбу за равноправие различных людей, умение жить дружно. Но причём тогда был бог виноделия, изображаемый синим человеком, а как же спорт и трезвость? Кто-то посчитал, что это была отсылка к евхаристии, но так ли это или Французы все смешали и Иисуса, и Богов Олимпа, и трансгендеров, чтобы что? Слишком большое количество смыслов, и кто-то даже испытал от этого скуку.

Сам организатор этого действа и представления Томас Джолли сказал следующее: «Я не черпал вдохновение из "Тайной вечери" в своей почти четырёхчасовой постановке, которая проходила под проливным дождём на берегу Сены». “Идея заключалась в том, чтобы устроить большую языческую вечеринку, связанную с богами Олимпа”, - сказал Джолли каналу BFM в воскресенье. “В моей работе вы никогда не найдёте желания высмеять или очернить кого-либо. Я хотел, чтобы церемония объединяла людей, примиряла».

А вот то, что он говорил в субботу: «Во Франции люди вольны любить так, как им хочется, вольны любить того, кого они хотят, вольны верить или не верить", - заявил журналистам в субботу художественный руководитель церемонии Томас Джолли, отвечая на вопрос о критиках, и, заметьте, ни слова о том, что он не вдохновлялся знаменитой росписью. А скандал набрал обороты лишь сегодня.

То есть намерения благие, а зритель уже всё додумал сам. Но согласитесь, все ошибаться всё-таки не могут или могут?

Некоторые комментаторы всё же убедительно утверждали, что представление было посвящено празднику Диониса, а не "Тайной вечере", что свидетельствует о греческих корнях Олимпийских игр. Однако подавляющее большинство всё же ассоциировала его с «Тайной вечерей».

Но вернёмся к искусствоведам, и вот тут главное, многие задали совершенно другие вопросы, критикуя открытие, и они звучат так:

«Где национальная гордость? Где инновационная архитектура? Франция — страна, породившая таких мастеров, как Жан Нувель, Шарлотта Перриан и Ле Корбюзье. Нувель - один из самых знаменитых французских архитекторов, известный своими творческими и часто провокационными проектами. В его работах часто сочетаются современные элементы с историческим контекстом, создавая уникальные и динамичные пространства. Проекты Нувеля обычно исследуют темы прозрачности, света и материальности, расширяя границы архитектурного дизайна. Итак, где же находится центр внимания? Париж - культурный лидер Европы, но здесь его нет". И вот это упущение удивило многих. Именно об этом пишут зарубежные арт-издания».

И я думаю, эти вопросы имеют большой смысл, ведь в погоне за зрелищностью, идеологическими повестками, где нужно никого не обидеть и всех представить, можно забыть то, что имеет большое значение по-настоящему для развития культуры.

А вы смотрели открытие Олимпиады? Действительно ли, слова организатора теперь выглядят не убедительно после скандала?