Центр Красноярска слагают три параллельные Енисею, Каче и друг другу длинные улицы - Маркса, Мира и Ленина. Первая, ближайшая к Енисею - самая оживлённая, но интересна лишь "пунктиром", особенно в самом начале и самом конце. Второй (там, вернее, целый проспект) я посвятил отдельную статью. Но а третья, ближайшая к Каче, в прошлом Благовещенская, достойна отдельного рассказа. Интересно, кстати, что формально Маркса и Ленина продолжаются и за железной дорогой, вот только там они "уже не те". Так что будем считать точной отсчёта вот это панно на администрации Железнодорожного района:
Ленина - менее цельная, чем проспект Мира, но зато на ней есть деревянные особняки. Так часто бывает - после очередного пожара деревянное строительство запрещали на главной улице, становившейся в итоге такой каменной сердцевиной в основном деревянного города.
И если среду, коей славятся Томск или Иркутск, в Красноярске извели ещё при Советах (как в Екатеринбурге или Тюмени), то отдельные дома ещё стоят. Этот вот занят центром народного творчества:
Чёрный домик неясного возраста больше всего похож на запоздалый модерн 1920-х годов:
Перспектива. Вдали колоколенка Благовещенского собора, давшего улице старое название. Обратите, кстати, внимание, что движение тут одностороннее:
На углу улицы Горького очередной деревянный домик, причём старейший в Красноярске - середины 19 века: в нём жил первый настоятель собора Рождества Богородицы на Новобазарной площади, которая теперь площадь Революции.
Собор снесли, а домик сохранили, так как в нём жил ещё и Пётр Красиков, местный революционер и даже соратник Ленина, само собой по пути в Шушенское и обратно сюда захаживавшего. А вот в дома напротив Ленин не захаживал, поэтому теперь на их месте "коробка"...
Ещё одна перспектива. Коричневый дом - в ансамбле площади Революции, красный - гостиница "Север" (не удивлюсь, если строилась для командировочных из Норильска, Игарки и прочих), а где-то в жёлтом здании с 1938 обитает кукольный театр. В перспективе же, как и у проспекта Мира - бизнес-центр "Панорама" (104м), только там он был слева, а тут - справа:
Детали хороши:
Там дальше место очень оживлённое, с уличной торговлей с лотков на тротуаре и толпами людей на остановках - толпу генерирует ТЦ "Квант" на соседней улице, так же односторонней. Над всеми этим нависает очередной нестандартный дом 1980-х годов с квартирами-мастерскими художников и скульпторов:
Дальше пойдём параллельно местам уже не первой, а третьей части - впереди перпендикулярная улица Диктатуры Пролетариата (ещё бы Проспект ГУЛага сделали, блин!). Синяя сталинка принадлежит одному из местных вузов, а жёлто-красное здание озадачило меня своим происхождением: похоже на бывший доходник, начатый до революции, а законченный после - если бывает "ободранный сталианс", чего не быть "ободранному модерну"?. А напротив тех серых многоэтажек...
...ещё один деревянный дом-музей, на этот раз Василия Сурикова - это классик русской живописи в Красноярске едва ли не самый популярный "великий земляк". Суриковы, между тем - старый род енисейских казаков, участвовали ещё в Красноярской шатости (волнения против воевод в 1695-1700), и дом их интересен и как казачья усадьба.
Впрочем, казаками енисейцы были весьма условными - их расцвет пришёлся на 17-й век, когда они, отпочковавшись от сибирских казаков, покорили бассейны Енисея и Ангары (основав, например, Братск и Илимск), дали начало якутским казакам, а потом осели вариться в своём соку и в основном были расселены по другим острогам после Шатости. Центром их стал со временем даже не сам Красноярск, а окружённый хакасскими горами Минусинск, и в целом в 19 веке казаки занимали в местной жизни нишу дворян:
В следующем квартале - стадион и в общем ничего интересного. А неподалёку до 1930-х годов стояла маленькая, но очень симпатичная церковь Всех Святых (1816-22), на месте которой большевики построили завод "Квант", в наше время ставший торговым комплексом "Квант". Очень, по-моему, наглядная цепь метаморфоз страны и места:
И хотя сама церковка стояла в стороне от нашего маршрута, на улице Ленина сохранилась её приходская школа (жёлтенькая справа), стало быть одно из старейших гражданских зданий города. В 1856-61 в ней учился Суриков, и ныне тут детская художественная школа его имени. А дальше - квартал Сибирского технологического университета, интереснее другим фасадом на проспект Мира.
Домики, домики, домики... Такой вот Старый Красноярск:
Среди которых спортзал всё того же СибГТУ - который я принял за ещё один пример "советского модерна" (а Красноярск, как следует из прошлой части потянет на его третий "заповедник" после Симферополя и Бишкека, хотя и с большим отставанием от них), но увы, опять же новодел 1990-х:
Перекрёсток улицы Вейнбаума - направо она приведёт на Театральную площадь и далее Коммунальным мостом за Енисей. Поэтому тут очень мощное движение и переход лишь по одной стороне. Слева бывшая мужская гимназия (1889-91), ныне корпус Сибирского федерального университета (создан в 2006-м объединением 5 вузов, и в общем сыграл не последнюю роль в обретении Красноярском миллионного жителя)...
...справа деревянный дом с роскошными наличниками. Почему ему так не повезло на фоне приличного состояния других особнячков - не знаю, но вид обречённый:
Совсем иное дело - дом Цукермана чуть дальше! Он был построен в 19 веке, при последней хозяйке Фриде Цукерман капитально реконструирован местным архитектором Владимиром Соколовским, который в Красноярске вообще немало интересного построил.
Это реально шедевр - самая настоящая деревянная готика, и пожалуй красивейшее здание города. С 1997 года тут обитает Литературный музей имени Астафьева:
Напротив - пожарное депо (1904) без каланчи:
А чуть дальше накрытый сеткой почтамт, опять же творение Соколовского (1908-11). Изначально контора называлась Дом народной связи, а её основатель Дегтярёв на тот момент был в статусе крестьянина... сурового сибирского крестьянина, сколотившего в лихом краю достойный купчин капитал.
И если Воскресенский собор бывшей Воскресенской улицы (проспекта Мира) снесён, то Благовещенский храм (1816-22) на бывшей Благовещенской вполне себе стоит:
Ныне здесь целый женский монастырь, но Иверская часовенка рядом вполне себе историческая (1866):