Найти тему
Фонотека в кармане

WAR - The World Is a Ghetto (альбом недели, часть 28)

Оглавление
WAR
WAR

Полтора года назад на канале выходил материал о дискографии группы WAR:

Но сегодня у нас будет разговор только об одной их записи, которая считается, и не без основания, лучшей записью этой группы, как в творческом, так и коммерческом плане.

Что вы ответите если вам зададут вопрос какой альбом был альбомом года в США по версии журнала Billboard?

Возможно Dark Side of the Moon? Или Goodbye Yellow Brick Road? Или Houses of the Holy? Нет, и угадать скорее всего не получится, потому что известность группы WAR среди широкого круга слушателей несравненно ниже авторов вышеобозначенных пластинок. Но именно третий (пятый – если считать работы с Бёрдоном) альбом WAR под названием The World Is A Ghetto, с которым WAR перешагнули порог от простого бэнда из Лос-Анджелеса до всемирно известной и уважаемой музыкальной группы, заслужил в 1973 году звание альбом года.

WAR — семеро парней из Комптона и Лонг-Бич в Южной Калифорнии: Томас «Папа Ди» Аллен, ударные; Гарольд Браун, ударные; Би Би Дикерсон, бас; Лонни Джордан, клавишные; Чарльз Миллер, саксофоны; Ли Оскар, родившийся в Дании, но живущий в Лос-Анджелесе, губная гармошка; и Говард Скотт, гитара, собрались на репетиции в передвижной студии в районе Лонг-Бич. Первоначально The World is a Ghetto задумывался как антивоенная история о персонаже по имени Человек из гетто, а придумал этого персонажа ударник Папа Ди Аллен. Позже от концепции приключений Человека из гетто отказались, но сама идея гетто стала центральной. Об этом чуть позже.

Лонни Джордан (клавиши):

Было лето, и мальчишки, слоняющиеся тогда по улицам, были в восторге от нашего огромного звукозаписывающего грузовика. Зазвучала музыка, и всем было любопытно. Они собирались вокруг, пока мы писали музыку – смотрели, слушали, учились. Для них это было как летняя школа, мы их чему-то учили. А когда мы делали перерыв и шли в ближайший магазин, дети следовали за нами и задавали нам вопросы. Кстати, одним из этих детей был Снуп Догг!

WAR не были мастаками в студийной работе, но были великолепными концертными музыкантами. И свой концертный опыт они переносили в студию. Именно из студийных джемов рождались будущие песни. Если вам удастся раздобыть переиздания The World Is a Ghetto, выпущенное к пятидесятой годовщине релиза, то на бонусных дисках вы найдёте серию из шести джемов «The Making Of…», каждый из которых длится 24-25 минут. Вот из этих музицирований и родились шесть треков альбома. Я эти записи пока не слышал, поэтому если вам довелось, то рассказывайте.

Песни, а точнее их инструментальную часть, из этих джемов собирал Джерри Гольдштейн (чем-то подобным занимался Тео Масеро на сессиях альбома Bitches Brew).

Не все идеи в итоге попали в альбом, но не из-за непрохождения качественного ценза, а из-за виниловых ограничений. Нужно было уложиться в одну пластинку. Так что существуй к тому моменту CD или же если бы лейбл дал добро на двойной альбом, то The World is a Ghetto был бы другим.

Впервые нереализованные идеи в виде бонус-треков добавили на переиздание к сорокалетию релиза. Здесь и энергичная Freight Train Jam с её пыхтящим басом и расслабленный в духе Джона Мэйолла блюз – 58 blues, а также ранняя, куда более блюз-роковая War Is Coming, получившая официальный релиз в виде фанк-джема на альбоме 1976 года Platinum Jazz.

Оригинальный альбом стартует с фанка The Cisco Kid, песне о похождениях Циско и Панчо, ковбоев из телешоу 50-х. Ещё одним ностальгическим треком является Where Was You At, построенная на синкопированной партии барабанов, которую ударник Гарольд Браун придумал вдохновившись воспоминаниями о ранних турах группы по югу США и о концертах в Новом Орлеане в частности.

Последним «компактным» произведением альбома является марш джазовый Ли Оскара Beetles in the Bog, тоже не без духа Нового Орлеана. Оскар же является автором задумки общей концепции и обложки альбома.

-3

Ли Оскар:

Идея заключалась в том, что вы можете быть где угодно и иметь одни и те же проблемы — вы можете водить Rolls-Royce и при этом всё равно проколоть шину или встать в пробку. Мы все живем в одном мире и будем влиять друг на друга, даже если один из вас живет в хорошем районе, а другой – в плохом. Это не имеет значения. Вы не можете быть невидимым для окружающих. Вот о чем его (прим. – альбома) послание.

Основа альбома это три продолжительных композиции, первая из которых, она же заглавная, вышла синглом в четырёхминутной версии в октябре 1972, но нас интересует оригинал. И он потрясающий. Медленная тягучая музыка, с въедливым главным мотивом, который невозможно не напевать.

В 1977 свою версию заглавного трека выпустил джазовый гитарист Джордж Бенсон

а в 1996 хип-хоп коллектив Geto Boys интерполировал основной мотив композиции для альбома The Resurrection.

Предшествует заглавному треку вдохновлённая экспериментами бас-гитариста Би Би Дикерсона с травой Four Cornered Room. Лично я ощущаю в ней дух пустыни, это такой стоунер-рок до стоунер-рока.

Самая продолжительная тема альбома - City, Country, City изначально создавалась как саундтрек к будущему фильму студии Paramount «Легенда о ниггере Чарли». Paramount обратились к WAR на волне сотрудничества Голливуда со звёздами чёрной музыки – Джеймсом Брауном, Айзеком Хейсом, Кёртисом Мейфилдом, Бобби Уомаком и Марвином Гэем, но стороны не сошлись в финансовом вопросе и группа оставила эту невероятно кинематографичную тему с ведущим саксофоном Чарльза Миллера себе.

Время для подобного кино об угнетении расовых меньшинстве, внутренней силе людей к ним принадлежащих было действительно подходящим, как с точки зрения запроса публики, так и коммерческого потенциала. Но общая идея WAR строилась не на освобождении чёрных, а на межрасовой гармонии, что наглядно отображено на обложке их дебютного альбома с БёрдономЮ на которой изображены два бестелесных предплечья, соединенные в области бицепсов, черное и белое.

Лонни Джордан

Нашим оружием были наши инструменты, стреляющие ритмом, мелодией и гармонией. Наша миссия заключалась в распространении идей братства и гармонии.

На смешивании идей и влияний они строили и свою музыку - фанковую, блюзовую, джазовую и медитативную, воплощённую с помощью глубоких басовых партии, африканской перкуссии, органа в стиле джаз-R&B, латинских ритмов и свободной импровизации, а также ранее редко используемой комбинации губной гармошки и саксофона. При этом их вокальные партии были приземленными — иногда утомленными, иногда счастливыми, выполненными с элементами госпела и групповых песнопений.

Мы знаем, что формулы успеха не существует и сказать почему The World is a Ghetto в своё время стал хитом невозможно. Барабанщик Гарольд Браун считает, что альбом затрагивал проблемы всех людей, независимо от их национальности, что в этих песнях пелось о том, с чем сталкивается каждый – со сложностями и преодолениями на пути к своей мечте, а это очень важно, сосредоточится именно на своих, а не на чьих-то мечтах. Возможно, это лишь догадка, но каким бы ни был ответ, одно можно сказать точно – The World is a Ghetto великолепный альбом, который я рекомендую послушать каждому.

Предыдущие выпуски рубрики "Альбом недели":

Альбом недели | Фонотека в кармане | Дзен

Подписывайтесь на канал, будет интересно.