Найти тему
Фонотека в кармане

Группа WAR (краткий обзор дискографии)

Американский коллектив WAR стал одним из первых и самых успешных музыкальных кроссоверов, объединивших в себе рок, джаз, R&B и латиноамериканскую музыку. Отбросив расовые и культурные стереотипы, они представляли из себя музыкальный плавильный котёл с многонациональным составом.

WAR были детищем автора песен и продюсера Джерри Гольдштейна и рок-легенды Эрика Бёрдона. К концу 60-х Бёрдон начал отходить от своих британских блюз-роковых корней в поисках более свободного и экспериментального звучания.

Гольдштейн:

Я дружил с Эриком, к тому времени он был готов завязать с музыкой и вернуться в Ньюкасл, Он устал от рока и отчаянно нуждался в свежем, аутентичном звучании.

Примерно в то же время басист Питер Розен пригласил Гольдштейна посмотреть его группу The Nightshift, а тот на следующий день позвал на смотрины Бёрдона.

Эрик был так поражен услышанным, что заказал репетиционную студию, чтобы на следующий день помузицировать с The Nightshift.

The Nightshift, которым вскоре суждено превратиться в WAR, берут своё начало в 1962 году, когда гитарист Говард Скотт и барабанщик Гарольд Браун учились в старшей школе в районе Комптона в Лос-Анджелесе. Вместе они основали R&B-группу The Creators. К 1965 году к группе присоединились подросток Лерой «Лонни» Джордан, басист Би Би Дикерсон и саксофонист Чарльз Миллер.

Говард Скотт:

Комптон был удивительным местом, мы настолько смешались с испаноязычными людьми, что это естественным образом проявилось в нашей музыке и наших ритмах.

Помимо выступлений в клубах Лос-Анджелеса и других мест, The Creators (в тандеме с певцом Джонни Гамильтоном) выпустили свой первый сингл Burn, Baby, Burn на Dore Records.

Также они выступали в качестве аккомпанемента для психоделического саксофониста (и бывшего участника группы Love) Тжея Контрели, это стало неоценимым опытом и научило музыкантов устраивать на сцене импровизационные джемы, которые вскоре станут основой выступлений с Бёрдоном.

К 1968 году группа была реорганизована в The Nightshift. Томас Сильвестр Аллен, более известный как Папа Ди, был принят на работу в качестве перкуссиониста, к тому моменту он имел многолетний опыт работы с Диззи Гиллеспи и другими великими джазовыми исполнителями.

Eric Burdon and WAR
Eric Burdon and WAR

Гольдштейн воспоминает, что название WAR было придумано Эриком Бёрдоном. На рубеже 60-х и 70-х были чрезвычайного активны общественные движения «за мир», на этом фоне коллектив с названием Война явно привлечёт внимание, так и произошло.

Став аккомпанирующим составом Бёрдона они превратились в инструмент, с помощью которого Гольдштейн реализовывался, как автор песен и продюсер, а Бёрдон экспериментировал с разными музыкальными стилями.

Одно из их первых концертных выступлений WAR и Бёрдона состоялось на рок-фестивале в Девоншир-Даунс перед 100-тысячной толпой.

Импровизационный стиль исполнения Бердона и дисциплинированное, но гибкое музыкальное мастерством WAR позволяли им организовывать грандиозные трёх-четырёх часовые шоу.

Гарольд Браун:

Мы все как будто отправлялись в путешествие. Мы просто начинали играть грув, и когда вступал вокал Эрика появлялась песня.

После длительных гастролей группа была готова записать свой первый альбом под продюсерским руководством Гольдштейна. Он пригласил их в студию Wally Heider в Сан-Франциско и записал Eric Burdon Declares WAR, в котором отразилась часть импровизационной энергии группы. Его ключевой трек Spill The Wine - томная композиция с латиноамериканским флёром.

Браун:

Однажды ночью мы были в студии, и Лонни опрокинул большую бутылку вина на пуль звукорежиссёра. Нам пришлось переехать в другую студию, и вдруг кто-то сказал: Почему бы нам не написать что-нибудь об этом и не превратить негатив в позитив? Так появилась Spill the Wine.

Их сеты становились все более джазовыми и свободными, а Бёрдон пустился в спонтанные поэтические проповеди, в то время как WAR поддерживал ритмичный пульс у него за спиной.

Это спонтанность концертных шоу намеревался уловить и запечатлеть Гольдштейн во втором альбоме The Black-Man's Burdon, выпущенном в конце 1970 года.

Постепенно отношения с Бёрдоном начали сходить на нет. Певец исполнил все свои обязательства перед коллегами и без скандалов ушёл. А дальше, готовы они были к этому или нет, музыкантам пришлось двигаться самостоятельно.

Мне не нравятся работы WAR с Бёрдоном, потому что я не чувствую в них группу. Есть Бёрдон с его мелодекламациями и есть аккомпанемент WAR, который можно послушать и без Эрика.

В первом совместном альбоме отмечу Spill the Wine, она действительно классная, и протяжный блюз для Мемфиса Слима.

Поймал ли Гольдштейн в The Black-Man's Burdon спонтанность концертных шоу? Скорее да, но вот мне куда интереснее слушать то, что делает WAR, когда Бёрдон отходит от микрофона. Послушайте Spirit, особенно в той части где солирует Чарльз Миллер, хочется чтобы он играл и играл, но нет, Бёрдон опять подходит к микрофону.

Но как бы не были хороши WAR слушать 90 минут концерта сложновато, Nights in White Satin в исполнении Бёрдона это вовсе провал, хотя инструменталисты молодцы.

На первом самостоятельном альбоме, названном WAR, группа обретает свою идентичность, этакий фанки-соул, с лёгким налётом психоделичности и блюза. Ярким примером могут служить композиции Lonely Feelin с её динамичными перкусионно-басовыми партиями и лирическая Back Home.

Творческим и коммерческим прорывом для коллектива стал второй альбом без Бёрдона All Day Music.

Песни идеально вписывались в радиоформат, но сохранили сущность безудержного подхода WAR, и, самое главное, музыка была созвучна духу американских городов начала 70-х. Заглавный трек альбома с его мягким грувом отправляет слушателя в путешествие по Лос-Анджелесу.

В Slippin' Into Darkness и That's What Love Will Do чувствуется дух классической блюзовой баллады. Get Down, пусть и никогда не выпускалась синглом, стала одним из ключевых концертных номеров WAR.

WAR встали на тропу успеха, и подтверждением этого стал их следующий альбом.

WAR на сцене
WAR на сцене

The World Is A Ghetto (1972) еще больше усовершенствовал и углубил звучание WAR. То праздничный, то задумчивый, то суровый, альбом сочетает прямую, часто красноречивую лирику с прямолинейным грувом. Записанный всего за 29 дней в студии Crystal Studios в Голливуде, The World Is A Ghetto представляет собой крутую музыку группы, находящейся на пике формы.

The Cisco Kid и заглавная композиция стали одними из самых знаменитых треков WAR.

Сингловая версия City, Country, City получила широкую ротацию на радио, а оригинальная композиции, в инструментальной части которого нашлось место для сольной партии каждого участника ансамбля изначально предназначалась для саундтрека к фильму « Негр Чарли» .

The World Is A Ghetto в 1972 году стал альбомом года журнала Billboard.

Лично я считают релиз 1972 года идеальным альбомом WAR, на дебютнике картину смазывала Fidel's Fantasy, а на All Day Music композиция Baby Brother, на The World Is A Ghetto подобных проходных композиций нет.

При создании следующего альбома на коллектив навалилось бремя успеха предшественника, что не способствовало расслабленной атмосфере, в которой привыкли творить WAR.

Браун:

Нам было трудно пытаться превзойти то, что мы уже сделали. На то, чтобы закончить альбом, ушло много времени. Группа наслаждалась своим успехом, и было трудно сохранять концентрацию.

Несмотря на все отвлекающие факторы, Deliver The Word (1973) оказался довольно оптимистичной смесью латиноамериканских фанковых мелодий с ориентированным на поп-джаз материалом и имел коммерческий успех.

В сравнении с предыдущими альбомами четвёртый релиз WAR более расслабленный и лаунжевый. Настроение заданное инструментальной H2Overture сохраняется все 40 минут записи.

Центральным номером на альбоме является Gypsy Man с её бесконечным инструментальным джемом Чарльза Миллера и Ли Оскара в финале.

Но Гольштейн и сами музыканты чувствовали, что Deliver The Word звучал слишком оторвано от их городских корней, поэтому пора было совершить возвращение к самим себе.

Но перед этим группа выпустила концертник Live! (1974). Записанный во время четырехдневной серии выступлений чикагском клубе High Chaparral, двухдисковый LP задокументировал ослепительное исполнительское мастерство WAR.

В WAR Live! группа успешно преодолевает ту проблему, которая была на альбоме The Black-Man's Burdon.

Обложка альбома WAR Live!
Обложка альбома WAR Live!

В альбом попала ранее неизданная композиция Ballero, построенная на зажигательной латинской импровизации.

Ну а теперь Why Can't We Be Friends? (1975) - альбом-кабмбэк ориентирующийся на жесткость и фанковость The World Is A Ghetto с акцентом на латиноамериканскую атмосферу.

Джордан о заглавном треке:

Основную идею песни придумал Говард. Мы были на фестивале под открытым небом в Японии, и, пока мы ждали выхода на сцену, завязалась драка. Говард начал петь: "Почему мы не можем быть друзьями…" После этого мы пошли в студию и просто продолжал петь эту строчку как припев. Что касается куплетов, все взяли одну и ту же мелодию, написали свои слова и спели их .

Low Rider принес WAR первый R&B-сингл № 1, а Don't Let No One Get You Down стала одним из евергринов WAR.

Скотт:

Этот текст придумал Лонни. Эта песня до сих пор популярна, особенно в латиноамериканском сообществе. Люди вспоминают ее, когда попадают в плохие ситуации — они звонят на радиостанцию ​​и посвящают ее своим друзьям, чтобы те поддержали их.

В музыкальном плане для меня релиз 1975 года всё же ближе к Deliver The Word, в нём много лирики и мягкости, хотя настроение более напряжённое, ближе всего к ранним записям композиция Heartbeat, с её тугим нервом.

Вернувшись в строй, группа взяла годичный перерыв в создании альбомов и выпустила два сборника.

В первом - Greatest Hits 1976 года присутствует одна новая песня Summer.

А через год появился ещё один сборник - Platinum Jazz (1977). Этот двухдисковый LP был собран из шести лучших инструментальных композиций, уже выходивших на альбомах WAR и из-за контрактных обязательств подвергнувшихся корректировке, и шести новых треков.

Из новых композиций особенно хочу отметить заглавный трек и классно вписавшуюся бы в хит 1972 года - I Got You.

Альбом Platinum Jazz был выпущен на Blue Note Records, лейбле United Artists, известном своим звездным джазовым составом. Пластинка возглавила джазовые чарты и оправдав свой название, стала первым платиновым альбомом в истории Blue Note.

Но пора было двигаться дальше, подписав контракт с лейблом MCA группа приступила к записи своего последнего полноценного альбома в классическом составе.

-5

Джордан:

Мы сделали Galaxy примерно в то время, когда начали немного сомневаться в будущем. Мы знали, что у нас всегда есть наша музыка, но деловая сторона вопроса шла в неправильном направлении, и это повлияло на нас как на группу.

Самой известной мелодией Galaxy (1977) является заглавный трек, изящный танцевальный ритм с игриво космическими текстами. Несмотря на то, что она попала на вершину R&B хит-парада, коммерческий успех был достаточно скромным, в сравнении с предыдущими альбомами.

В альбоме Galaxy появилось больше танцевальных ритмов, а заглавный трек и следующая за ним Baby Face (She Said Do Do Do Do) по динамике легко уделывают два предыдущих альбома.

Роль медляка играют Sweet Fighting Lady и закрывающая пластинку The Seven Tin Soldiers растянувшаяся на 14 минут.

Обложка саундтрека Youngblood
Обложка саундтрека Youngblood

Финалом классического состава WAR cтал саундтрек к фильму Youngblood (1978), в котором нельзя не отметить заглавную тему.

Би Би Дикерсон
Би Би Дикерсон

Во время сессии для альбома The Music Band (1979) из группы ушёл Би Би Дикерсон, а после завершения записи последовала безвременная смерть Чарльза Миллера.

Помимо личных проблем были и объективные трудности – появилось диско.

Обложка бокс-сета The Music Band
Обложка бокс-сета The Music Band

Альбом The Music Band (1979) была попыткой вписать музыку WAR в этот новый контекст. На место басиста был приглашён друг коллектива Лютер Рэбб. Рэбб в свою очередь привел в WAR барабанщика Рона Хэммона, а место Чарльза Миллера занял саксофонист Пэт Риццо, бывший участник Sly & The Family Stone.

The Music Band 2 (1979) стал первой полноценной работой этого обновленного состава, но в коммерческом плане оказался неудачным. Тогда было решено оставить погоню за модой позади и вновь вернуться к самим себе.

И не зря, обе части The Music Band достаточно посредственная штука, хоть и приятная. Отметить можно треки The Music Band и Millionarie с первой части и I'll Be Around и Night People со второй.

Возвращения пришлось ждать почти 3 года.

Альбом Outlaw (1982) построен на оригинальном звучании WAR. Группа вернулась к некоторым из своих фирменных лирических тем, особенно в заглавном треке, похожем на Cisco Kid.

Скотт:

Outlaw был своего рода андеграундным хитом. Я не думаю, что ее так много играли, но людям, которые ее услышали, она очень понравилась.

Трек Cinco De Mayo особенный фаворит Гольдштейна:

Эта песня была лучшей на Outlaw. Её до сих пор каждый год крутят в латиноамериканском сообществе на Cinco de Mayo. В целом, я думаю, что Outlaw - очень недооцененный альбом, который так и не получил должного признания.

Outlaw очень классный альбом, если предыдущая попытка подстроиться под текущую моду была неудачной, то новый альбом вписался в звук 80-х как влитой. В заглавном треке плотный "городской" бит, как и в хуковой You Got the Power, The Jungle напоминает о тех временах, когда WAR делали продолжительные композиции-истории, а в Just Because доминирует регги.

Хотя Outlaw был творческой удачей, но коммерческий успех покинул группу, эпоха WAR ушла.

Гольдштейн:

Отношения внутри семьи WAR становились натянутыми; Гарольд Браун уехал, чтобы открыть студию в Новом Орлеане; Лютер Рэбб и Пэт Риццо ушли из группы. Это было похоже на конец целой эпохи. Все выгорели от такой тяжелой работы за все эти годы.

Из ауттейков Outlaw был собран последний перед длительным перерывом альбом Life (Is So Strange) (1983).

Помню, что при первом знакомстве с дискографией группы, Life (Is So Strange) понравился мне даже больше предшественника, особенно композиция W.W.III, но сейчас признаю первенство Outlaw.

В 1988 году WAR понесли еще одну болезненную потерю - умер Папа Ди Алленн.

Скотт:

Он ушел от нас на сцене — пусть все знают, что Папа Ди умер, играя Gypsy Man. Следующим вечером мы должны были играть на фестивале в Монтерее, а его к тому времени уже не было. Это было очень, очень трудное шоу. На сцене было много слез, и Gypsy Man всегда будет иметь особое значение для нас.

Признаки возрождения WAR можно найти в рэп-записях 80-х и 90-х годов, в которых использовалась музыка группы. В список артистов, которые прониклись ритмами WAR входят Ice-T, Beastie Boys, De La Soul, Method Man, Redman, Geto Boys, Macy Grey, Janet Jackson, Shaggy, 2Pac и многие другие.

Это послужило сигналом для возрождения группы в 90-х. Июнь 1994 года ознаменовался их первым за 11 лет студийным альбомом - Reace Sign (1994). Заглавный трек Peace Sign — это вспышка надежды среди злых улиц Лос-Анджелеса 1990-х годов. По своей сути послание WAR всегда было простым: единство и справедливость через музыку. Со времен Вьетнама и Уотергейта и до городских потрясений 90-х они хранили свою веру в идеалы и снова и снова несли миру своё слово.

Первая проблема релиза 1994 года - он очень длинный, 75 минут R&B мне выдержать сложно и если соразмерный WAR Live цеплял своей энергетикой, то в несколько лощённом Peace Sign её не так много. Это профессиональная работа, сделанная скорее в угоду времени, чем на вдохновении, да и песен цепляющих здесь практически нет, разве что заглавный трек, The Smuggler (The Light in the Window) и Angel.

Раскол произошёл в 1996 году, когда группа попыталась уйти от Гольдштейна, но оказалось, что права на название WAR принадлежат продюсеру, и музыканты не имели права далее выступать под этим именем. В ответ на ультиматум музыканты оригинального состава WAR чуть ли не в полном составе ушли из группы образовав коллектив War: Lowrider Band, а в WAR остался только Лонни Джордан, который продолжает вести концертную деятельность под именем группы.

А в 2014 году, когда казалось бы WAR, как группы уже давно нет был анонсирован, а после и выпущен новый и последний на данный момент студийный альбом Evolutionary (2014). Ничего нового к уже имеющимся заслугам группы он не добавляет, но дискографию не портит, как и релиза 1994 года его могло и не быть, но раз уж есть, то и пара треков оттуда достойны упоминания: Everything, It's Our Right / Funky Tonk.

На этом студийная дискография WAR окончена, но история продолжается, хотя Джордану уже 74, но возможно нас ещё ждут новые песни.

WAR
WAR

Подписывайтесь на канал, будет интересно.