Найти тему
БИЗНЕС Online

4 миллиона за сезон: как отец и дочь выстроили прибыльный бизнес на овцах

Трое в бизнесе, не считая верблюдов. Семейная династия из Тукаевского района: через скандалы — к успеху (видео)

«В городе что там? Зарплата раз в месяц на заводе. А тут каждый день зарабатывать можно!» — усмехаясь, говорит Фаиль Хуснетдинов, построивший успешный бизнес на баранах. Зять фермера вскоре тоже увлекся фермерством и переехал всей многодетной семьей к тестю с тещей в деревню Кулушево Тукаевского района Татарстана. Подробности — в очередном выпуске рубрики от редакционной видеогруппы «Бизнес на селе».

«Вон, уже все раскупили, одна бутылка осталась в холодильнике»

Дочь фермера Инзиля шутит: «Я ж за городского замуж выходила, думала, что меня отсюда увезет, а он меня обратно в деревню привез!» У Инзили и Ильдара Шайхуллиных десятки голов КРС и четверо детей, каждый из которых помогает по хозяйству: девочки готовят творог и сметану, мальчики заготавливают муку, помогают родителям и дедушке с барашками и коровами.

На ферме даже есть верблюды. Двугорбые корабли пустыни стали подарком знакомых. Верблюды прекрасно прижились в местном климате и дали потомство. В жаркий летний день на зеленых берегах реки Ик поистине пасторальная картина: сотни овец пасутся вместе с десятками лошадей, черно-пестрых коров и верблюдов.

«Я с детства в деревне, работы не боюсь, — говорит Фаиль. — После армии стал трудиться в городе, пожил и в Ижевске, откуда у меня жена Люция, и в Набережных Челнах. И это мне быстро наскучило. Я же птица вольная. Мне свобода нужна. Тянуло на родину. Вот и вернулся в свое родное село Биюрган. А тут и егерем работал, и лесником, потом сеном занялся. В 2010-м после аномальной засухи сена было так много, не знал, куда его девать. Вот и решил завести побольше коров. Занялись молоком, перерабатывали его в сметану и творог. Потом начал лошадей скупать на Avito — за 150–200 тысяч. От них уж прибыли никакой нет, это так — отдушина моя. Затем и овец завели — поголовье до 1 тысячи доходило. Сейчас после Курбан-байрама осталось чуть больше половины. Он кормит, конечно. В эти дни продаем до 350 барашков — каждый выходит на 12–13 тысяч рублей».

Свой личный барашек Коржик есть и у младшей дочери Шайхуллиных, четырехлетней Иделии. Он везде бегает за своей хозяйкой, а малышка по пятам следует за мамой, которая уже с утра на хозяйстве: вымыть доильный зал (построить его помогли грантовые 3 млн рублей), затем утренняя дойка, увести коров на выпас, после проведать овец и лошадей… а там уже и вечерняя дойка. И так по кругу. «Мне говорили: куда столько рожаешь? Ну, а что, дети — мои самые большие помощники», — делится Инзиля. Мальчишки — Ильдан и Ильхан — вместе с папой с раннего утра на ферме. Помогают с уборкой и заготовкой зерна. 15-летняя Иллария (старшая дочь) вместе с мамой делает творог и сметану. Все это потом они реализуют местному населению.

«Я когда только начал заниматься молоком — лет 10 тому назад, цена за его литр составляла в районе 20 рублей. Тогда-то это было нормально, но столько лет прошло, а цена на молоко все та же. Как такое может быть? — возмущается Фаиль. — Выгоды продавать молоко никакой, потому его мы перерабатываем. Хочется за свой труд получать достойную оплату. А будни фермера нелегкие. Молодежь сюда пойдет разве работать? Вот у меня есть сотрудники — пастухи, они и по ферме помогают, так они без постоянного места жительства. Мы им здесь и крышу над головой даем, и еду, и зарплату достойную».

Один из работников фермы — 30-летний Ильшат, у него ДЦП. Парень передвигается только при помощи ходунков, но зато лихо гоняет на квадроцикле. На выезде на трассу он торгует фермерским молоком. «Продукцию разбирают быстро. Вон, уже все раскупили, одна бутылка осталась в холодильнике, — говорит Ильшат. — Я очень хочу помочь семье Инзили. Они и дом строят, им деньги нужны. Друг другу помогать надо!»

Фотоколлаж: «БИЗНЕС Online»
Фотоколлаж: «БИЗНЕС Online»

Но не все так гладко на фермерском пути. Вокруг семьи не раз разгорались скандалы: то на стадо нападут собаки приезжающих из города туристов, то скот забредет на чужую территорию — его пасут по старинке, без электропастуха… «В деревне, как это ни странно, от настоящей деревенской жизни-то отвыкли. Кому-то не нравится, что стадо с утра по улицам идет на выпас. Мол, цветы посадить у входа не могут, животные их вытаптывают. Ну, а какая деревня без коров, овец, лошадей? Да и молоко наши же односельчане у нас принципиально не берут. Покупают в магазине городское!» — смеясь говорит Инзиля.

В планах — расширять семейную ферму, отстраивать заново помещения местного заброшенного колхоза, наращивать обороты. «Я поначалу даже в отпуск не ездил. Купили билеты в Турцию, а я не полетел, — рассказывает Фаиль. — Что я там не видел? Лучше на эти 100 тысяч солярку купить! Ну, а сейчас уж я пенсионер. Пора на покой потихоньку. Слетали с женой на море — оказывается, отдыхать-то хорошо! Ну дня на три-четыре можно, а потом домой тянет».

Инзиле с мужем Ильдаром же пока не до отдыха. «Сейчас у нас кредит на 200 тысяч ежемесячно, так что некогда расслабляться. Будем работать в поте лица. Зато это вклад в будущее наших детей и в наше семейное благополучие, так считаю. Отдохнем на пенсии, как папа», — смеется наша собеседница.

Из этого выпуска вы узнаете:

— как зарабатывать до 5 млн в сезон на овцах?

— в чем секрет выгодной реализации молока?

— почему вокруг фермерской семьи разгораются скандалы, а односельчане объявили им бойкот?

Видео: Динар Ахметзянов, Айгуль Мутыгуллина