✅ ➤«Мне нужно, чтобы партнер говорил мне о любви. Чем чаще, тем лучше».
➤ «Я часто думаю об отношениях».
➤ «Меня беспокоит, что меня на самом деле не любят».
➤ «В глубине души я опасаюсь одиночества».
➤ «Мнение других людей обо мне очень важно для меня».
Эти утверждения - признак тревожного типа привязанности.
Психологи выделяют четыре основных типа:
➤ Надежный, или безопасный.
Человек уверен в своих отношениях, нормально их поддерживает.
➤ Тревожный.
Человек постоянно тревожится в отношениях, боится потерять спутника, стремится к полному слиянию. С трудом переносит расставание или непонимание, где партнер. Я не ок - ты ок.
➤ Избегающий (отстраняющийся).
Человек боится близости. Но и стремится к ней, делает это на дистанции. По своим правилам. Близкие отношения ему некомфортны. То отдаляет от себя, то приближает.
➤ Тревожно-избегающий.
Этот тип привязанности один из самых сложных, он сочетает в себе с одной стороны высокую потребность в близости с партнёром, а с другой стороны - близость его пугает, он избегает ее. В этом заключен сильный внутренний конфликт.
👉 Привязанность - это уровень эмоционального контакта с другими людьми. Какая глубина близости нам комфортна? Что мы чувствуем,когда сближение усиливается? Радость и безопасность или нарушение своих границ?
Если потребность в близости разная, то поведение другого человека может создавать дискомфорт, ранить и отталкивать.
Важно понимать, какой человек рядом с вами. Что у него происходит. Часто требования соблюдать личные границы - это только страх перед близостью. А тревожность, когда человек отстраняется - это недостаточная уверенность в своей ценности.
✅ Тип привязанности формируется в детстве. Он зависит от того, как ребенок общался со значимыми взрослыми.
Чувствовал ли он стабильную безопасность? Или в семье были регулярные «эмоциональные качели», которые разрушали для него ощущение безопасности?
Как ему позволяли исследовать мир?
Как выражались запреты и ограничения?
Какими были наказания?
Сформировалось ли доверие к людям и к себе?
Это влияет на особенности дальнейшего общения ребёнка с другими детьми и взрослыми. Так в течение детства создается тип привязанности, который потом выражается во всех отношениях - дружеских, романтических, родственных.
✅ В следующем посте будем определять свой тип привязанности. Следите за публикациями!
Дмитрий Мыскин, психолог.