Найти тему

Завоевание Европы. Американский F-35 на континенте

Фото: Военно-воздушных сил США (USAF)
Фото: Военно-воздушных сил США (USAF)

Военка - Российское и зарубежное военное обозрение. 27 июля 2024 г. - Значительное число европейских стран приобретают боевые самолеты пятого поколения F-35. Это повысит оперативную совместимость в вооруженных силах НАТО, но поднимает вопрос о чрезмерной зависимости от одной системы вооружения.

Боевой самолет F-35 Lightning II изначально задумывался как многонациональный проект и с прицелом на экспорт за пределы партнеров по проекту. Программа разработки началась в 1995 году под обозначением Joint Strike Fighter (JSF), где «совместный» относился к самолету, который мог бы удовлетворить оперативные потребности всех видов войск стран-участниц. Восемь из девяти стран-партнеров проекта разработки, включая США и Канаду, являются членами НАТО (сюда также входит Турция, которая была исключена из проекта в 2019 году из-за приобретения Анкарой российской системы ПВО С-400).

Соединенные Штаты и Соединенное Королевство являются двумя основателями программы, причем США выполняют функции ведущей страны, имея наибольшее финансовое и промышленное участие в программе, а также пользуясь полным доступом к критически важной информации и осуществляя наивысший уровень влияния в ходе разработки. Великобритания классифицируется как единственный партнер уровня 1 (при этом Великобритания изначально обязалась нести 10% расходов), получая долю промышленного участия и больший доступ к критически важной информации, чем партнеры более низкого уровня. Остальные партнеры присоединились впоследствии и классифицируются как уровень 2 (участвующие в меньшей степени в передаче технологий, участии субподрядчиков и цепочке поставок) или уровень 3 (с самой низкой степенью финансирования, участия и влияния).

Офис совместной программы F-35 Lightning II (JPO), расположенный в Арлингтоне, штат Вирджиния, является представителем правительства США в проекте, который одновременно выполняет функции исполнительного агентства по Меморандуму о взаимопонимании по производству, поддержке и последующей разработке F-35 (PSFD MOU) между странами-участницами. Все партнеры закупают самолеты для своих вооруженных сил. Страны, не являющиеся партнерами, могут подавать заявки на приобретение на межправительственной основе через программу иностранных военных продаж (FMS) Министерства обороны США. На сегодняшний день JPO подписало письма о предложении и принятии FMS (LOA) с десятью такими странами. К ним относятся шесть европейских государств, из которых только Швейцария не является членом НАТО. Другие европейские страны рассматривают F-35. Обучение пилотов и технического персонала проводится централизованно на авиабазе Люк, штат Аризона, с использованием самолетов, принадлежащих соответствующим странам. По данным Военно-воздушных сил США (USAF), программа подготовки пилотов F-35 «разработана для интеграции пилотов, как иностранных, так и отечественных, в единый набор тактик и передовых технологий, что позволит им выполнять миссию как единое целое».

Текущие европейские планы закупок и потенциальные новые закупки

Партнеры по развитию

· Великобритания - Великобритания придерживается первоначальной цели - 138 самолетов F-35 для совместной эксплуатации Королевскими ВВС (RAF) и Королевскими ВМС (RN). Ожидается, что первый транш из 48 самолетов достигнет полной боевой готовности (FOC) к концу 2025 года; по состоянию на март 2024 года было поставлено 33 воздушных судна. Закупка второго транша из 27 самолетов должна начаться после 2025 года, в результате чего к 2033 году парк воздушных судов достигнет 74 единиц. Великобритания эксплуатирует исключительно вариант F-35B с вертикальной посадкой с коротким взлетом (STOVL) (однако он может выполнять вертикальный взлет, если несет небольшую полезную нагрузку, что делает его технически S/VTOL). RAF объявили первоначальную оперативную готовность (IOC) в 2018 году, а RN - в 2020 году. Первое развертывание в составе авианосной ударной группы состоялось в 2021 году. В марте 2024 года британские F-35B с авианосца HMS Prince of Wales приняли участие в учениях Steadfast Defender, продемонстрировав оперативную совместимость с союзниками по НАТО.

· Дания - программа Королевских ВВС Дании (RDAF) охватывает 27 воздушных судов F-35A. С 2021 года семь воздушных судов были направлены на базу ВВС Люк в качестве платформ для подготовки пилотов. Первая поставка в страну для Дании, партнера уровня 3, была осуществлена в 2023 году.

· Италия - будучи членом второго уровня, Италия внесла около 1 миллиарда долларов США в разработку F-35. Изначально Рим установил потребность в 131 воздушном судне, но по бюджетным соображениям снизил эту цифру, хотя руководство ВВС страны с тех пор выступало за возвращение к первоначальной цифре. Текущая программа рекордов предусматривает поставку 60 F-35A (ВВС) и 30 F-35B (ВВС и ВМС) до 2030 года. Италия объявила IOC для варианта F-35A в 2018 году.

· Нидерланды - Второй и единственный партнер по разработке уровня 2, Нидерланды, выделили 800 миллионов долларов США на совместную программу разработки. Первое воздушное судно прибыло в Нидерланды в 2019 году, а IOC был объявлен в 2021 году. В 2022 году будет принято решение о размещении дополнительного заказа, в результате чего общая программа достигнет 52 самолетов F-35A для Королевских ВВС Нидерландов.

· Норвегия - партнер по разработке уровня 3, объявившая IOC для F-35A в 2019 году. После выполнения миссий НАТО по охране воздушного пространства над Исландией в 2020 и 2021 годах, в январе 2022 года воздушное судно приняло от F-16 функцию быстрого реагирования (Quick Reaction Alert, QRA), выполняемую Норвегией и НАТО. Планируется, что флот Королевских ВВС Норвегии (RoNAF), состоящий из 52 самолетов F-35A, будет полностью укомплектован и полностью готов к эксплуатации к 2025 году.

Партнеры по FMS

· Бельгия - В 2018 году Бельгия объявила о намерении приобрести F-35A для замены парка F-16. Контракт на первый транш был подписан в 2020 году. Поставки всех 34 воздушных судов для формирования двух эскадрилий должны быть завершены к 2030 году.

· Чехия - В январе 2024 года Чехия и США подписали соглашение о продаже 24 воздушных судов F-35A для замены JAS 39 Gripen. Первые поставки запланированы на 2031 год, а окончательные - предположительно к 2037 году.

· Финляндия - В феврале 2022 года Финляндия подписала письмо о принятии F-35A в качестве замены воздушных судов F/A-18 ВВС страны. 64 воздушных судна будут поставлены в 2025-2030 годах.

· Германия - В марте 2022 года Берлин объявил о решении приобрести F-35A для замены истребителей Tornado IDS в роли ядерных ударных самолетов НАТО. Все 35 воздушных судов будут построены в США. Первые самолеты должны быть поставлены в 2026 году, а IOC достигнут в 2028 году. К 2030 году они должны быть готовы к выполнению роли ядерного ударного самолета.

· Польша - В январе 2020 года Польша подписала контракт на приобретение F-35A. Производство по контракту началось в 2023 году. Согласно первоначальным планам, первые воздушные суда должны были быть поставлены на базу ВВС Люк в качестве учебных платформ в 2024 году, а поставки в Польшу начнутся в 2026 году. Последний из 32 самолетов должен быть поставлен в 2030 году.

· Швейцария - В сентябре 2022 года швейцарское правительство подписало контракт на поставку 36 самолетов F-35A для замены воздушных судов F/A-18 и F-5. По данным швейцарской вещательной компании SRF, военные пришли к выводу, что «как с финансовой, так и с технической точки зрения, стелс-самолет [F-35] значительно опережает F/A-18 Super Hornet, Eurofighter и Rafale». Производство для Швейцарии должно начаться в 2025 году, а первые поставки - в 2027 году.

Потенциальные операторы

· Греция - В январе 2024 года Госдепартамент США одобрил запрос Греции на продажу до 40 воздушных судов F-35A. По состоянию на май 2024 года ни один контракт FMS не был заключен.

· Португалия - Португалия склоняется к F-35 для замены F-16. Хотя никаких официальных решений не было обнародовано, начальник штаба ВВС Португалии генерал Жоан Картаксо Алвеш неоднократно упоминал Lightning II в качестве воздушного судна, которое будет выбрано, в последний раз в апреле 2024 года.

· Румыния - Высший совет национальной обороны Румынии одобрил приобретение F-35A в апреле 2023 года и намерен закупить 48 воздушных судов двумя траншами, достаточными для трех эскадрилий. Если в 2024 году удастся завершить сделку по продаже FMS, Бухарест надеется начать первые поставки в 2030 году.

Влияние на аэрокосмическую промышленность Европы

Существует опасение, что широкая закупка F-35 может привести к сокращению или исчезновению возможностей для конкурирующих европейских разработок, а также к сокращению отечественной аэрокосмической промышленности. Эти опасения связаны с возможностями на европейском рынке, а также с потенциалом глобальных продаж. Такое восприятие угрозы может быть преувеличено. Только ведущие союзники США приобрели контракты F-35 FMS, в результате чего многие рынки, такие как Ближний Восток, Латинская Америка или Азия, остаются открытыми для конкуренции. Европейские поставщики, скорее всего, также сохранят ценовое преимущество перед F-35. Недавние заявления показывают, что европейский аэрокосмический сектор в целом согласен с тем, что его перспективы остаются благоприятными. В мае 2024 года компания BAE Systems подтвердила, что активно работает над контрактами на продажу до 200 воздушных судов Eurofighter Typhoon в ближайшие годы, включая возможные дальнейшие продажи в Германию, Италию и Испанию, а также на многочисленные рынки Ближнего Востока. Представители компании подтвердили планы по расширению возможностей воздушного судна, чтобы обеспечить его актуальность в 2040-х годах и далее. Аналогичным образом компания Saab заявила о возможности постоянного обновления программного обеспечения JAS 39 Gripen для повышения будущего потенциала и преуменьшила разницу между воздушными судами четвертого и пятого поколений. Хотя последний аргумент может не понравиться тем вооруженным силам, которые выбрали F-35, он отражает уверенность в перспективности рынка истребителей европейской разработки.

Еще одна серьезная проблема связана с потенциалом F-35 подавить европейские программы самолетов пятого или шестого поколения. Аргумент предполагает, что всеобщая закупка F-35 оставит слишком малую долю рынка, чтобы оправдать крупные инвестиции в конкурирующие системы. Это упускает из виду тот факт, что системы вооружения, включая самолеты, как правило, разрабатываются и выставляются на вооружение перекрывающимся образом, при этом новые, промежуточные и старые технологии выполняют разные и взаимодополняющие роли в парке. Фактически, как Франко-германская система боевых самолетов будущего (FCAS), так и трехсторонняя (Италия, Великобритания, Япония) Глобальная программа боевых самолетов (GCAP) продолжают развиваться, как и программы доминирования в воздухе следующего поколения (NGAD) ВВС и ВМС США. Несколько факторов говорят в пользу жизнеспособности этих новых программ. Хотя F-35 был одобрен для полномасштабного производства только 12 марта 2024 года, уже построено более 1000 действующих самолетов, и более 990 из них поставлены конечным пользователям. В зависимости от модификации F-35 официально поступил на вооружение вооруженных сил США в период с 2015 по 2019 год.

Европейские программы шестого поколения, которые, как ожидается, поступят на вооружение не ранее 2040 года, представляют собой абсолютно новый технологический прогресс по сравнению с Lightning II, что должно гарантировать жизнеспособность их программ развития. Начальник штаба ВВС Италии генерал Лука Горетти даже видит в F-35 катализатор для GCAP. Уроки сотрудничества, гибкости, интеграции датчиков и цифровых технологий, полученные в ходе эксплуатации F-35, уже начинают использоваться в шестом поколении GCAP, заявил Горетти во время дискуссии в Институте Митчелла в октябре 2023 года.

В частности, ВВС США подчеркивают оперативное сотрудничество F-35 и семейства систем NGAD. Очевидно, что европейские самолеты пятого и будущего шестого поколений также будут работать бок о бок в течение десятилетий. Однако есть одно возможное осложнение. Для достижения полной системной интеграции между F-35 и FCAS или GCAP соответствующим национальным отраслям промышленности необходимо будет обмениваться высокой степенью конфиденциальных данных, чего, в частности, США, как правило, избегают. Даже в рамках программы F-35 партнерам низшего уровня было отказано в полном доступе к критически важным технологическим данным, до такой степени, что некоторые европейские страны периодически подумывали о выходе. Одним из обходных путей для обеспечения оперативной совместимости может быть интеграция европейского самолета шестого поколения в будущую информационную сеть Combat Cloud F-35, предположил подполковник немецкой армии Торбен Арнольд, который в настоящее время откомандирован в качестве научного сотрудника в фонд Stiftung Wissenschaft und Politik (SWP) в Берлине.

Участие европейской аэрокосмической отрасли в программе F-35

Оставив в стороне озабоченность по поводу внутренних программ по созданию самолетов, европейский аэрокосмический и оборонный сектор глубоко вовлечен в программу F-35. Американский генеральный подрядчик Lockheed Martin объединился как с американской аэрокосмической фирмой Northrop Grumman, так и с британской BAE Systems в качестве основных партнеров. По данным Lockheed Martin, только в Великобритании программа F-35 привлекла более 100 поставщиков всех размеров и создала 20 000 рабочих мест.

Партнер второго уровня Италия также пользуется значительным промышленным сотрудничеством. Leonardo DRS играет ведущую роль среди итальянских промышленных партнеров. Среди других важных компонентов фирма имеет контракт на поставку комплектов крыла для итальянских и союзных самолетов, включая часть самолета, собираемую в Соединенных Штатах; это охватывает компоненты центральной части фюзеляжа, крыла и кессона крыла, производимые на отдельных предприятиях в Италии и собираемые на заводе Final Assembly and Check Out/Electronic Manufacturing Assembly System (FACO/EMAS), расположенном на авиабазе Камери в регионе Пьемонт. Хотя предприятие принадлежит итальянскому правительству, оно эксплуатируется Leonardo совместно с Lockheed Martin. Помимо сборки крыльев на экспорт, предприятие в Камери также проводит окончательную сборку всех F-35, закупаемых итальянскими, голландскими и швейцарскими вооруженными силами, и служит центром технического обслуживания, ремонта, капитального ремонта и модернизации для всего европейского региона.

Возможности промышленности не ограничиваются партнерами по развитию. Финляндия заключила соглашение о промышленном сотрудничестве стоимостью 30% от контрактной цены своих F-35. Основные элементы включают крупномасштабное производство передней части фюзеляжа F-35 в Финляндии (включая узлы для самолетов, закупаемых другими странами), производство структурных компонентов, сопутствующие возможности тестирования и обслуживания оборудования, а также окончательную сборку двигателей для самолетов финских ВВС. Германия также смогла связать крупную промышленную награду со своим выбором F-35. Lockheed Martin согласилась создать вторую интегрированную сборочную линию (IAL) центральной части фюзеляжа F-35, которая будет работать совместно с Rheinmetall в Веце, Северный Рейн-Вестфалия, что будет поддерживать строительство самолетов для разных стран. Помимо прямого экономического и трудового воздействия, страны-бенефициары ценят тот факт, что промышленное участие помогает развивать и поддерживать критическое производство, технологии и опыт в оборонной и охранной промышленности, а также защищать национальные цепочки поставок.

Возможности для европейской отрасли технического обслуживания и логистики

Помимо аспекта производства и цепочки поставок продукции, европейская промышленность на всех уровнях получает контракты на техническое обслуживание и операционную/логистическую поддержку F-35. Ожидается, что F-35 останется в эксплуатации до 2080-х годов, предоставляя поставщикам и подрядчикам долгосрочные возможности. Это тем более верно, учитывая высокомодульную природу F-35. Самолет спроектирован так, чтобы его можно было регулярно модернизировать с помощью нового оборудования, программного обеспечения и элементов прошивки, особенно в отношении электроники и датчиков. Малые, средние и крупные предприятия во всех странах-пользователях осознают нишу, которую они хорошо позиционированы для заполнения.

Риски чрезмерной зависимости

Совпадающие закупки одной и той же системы боевых самолетов пятого поколения большим количеством союзников были призваны обеспечить как совместимость, так и совместное обслуживание и поддержку самолетов среди стран-участниц. Поскольку так много стран полагаются на один планер, существует риск того, что длительные задержки поставок или прерывание цепочек поставок ключевых компонентов могут оказать большее, чем обычно, влияние на развитие сил. Это особенно чувствительная проблема с F-35, который с самого начала страдал от задержек разработки и производства, а также от перерасхода средств. Хотя себестоимость единицы продукции снижается, задержки остаются реальностью.

Проблемы включают в себя поставки субподрядчиками дефектных компонентов, медленную поставку двигателей и нехватку деталей. Задержки также мешают циклам модернизации, которые на самом деле являются ключевым аргументом в пользу Lightning II. В настоящее время Lockheed Martin борется с обновлением программного обеспечения Technology Refresh 3 (TR-3), которое необходимо для поддержки улучшенной конфигурации «Block 4», которая обещает 75 крупных обновлений для повышения производительности. Завершение обновления TR-3 изначально должно было быть завершено в апреле 2023 года; Счетная палата США (GAO) теперь оценивает середину 2024 года как самый ранний вероятный срок для решения. С июля 2023 года Пентагон отказывается принимать новые F-35, пока проблема TR-3 не будет решена. Несмотря на это, Lockheed Martin продолжает строить самолеты в обычном темпе, планируя обновить программное обеспечение, когда оно станет доступным. По оценкам GAO, к концу 2024 года сертификации могут ожидать около 100–120 самолетов; После того, как TR-3 станет доступен, устранение отставания может занять до конца 2025 года.

Расширение совместных операций

По данным Lockheed Martin, к 2030 году на европейских базах НАТО будет работать более 400 самолетов F-35, а к 2035 году их число увеличится до более чем 600 (включая две эскадрильи ВВС США, размещенные на авиабазе Лейкенхит в графстве Саффолк, Великобритания). Общая платформа гарантирует, что союзники и партнеры по коалиции не только будут иметь одинаковые возможности, но и будут работать по одним и тем же стандартам и протоколам. Самолеты F-35 из одной страны-партнера могут легко работать и получать техническое обслуживание на базе любой другой страны-партнера благодаря общему инвентарю. Эта оперативная совместимость была наглядно продемонстрирована как пилотами ВМС Италии, так и пилотами ВВС Великобритании, а также обслуживающим персоналом, размещенными и прошедшими обучение на авиабазе Корпуса морской пехоты США в Бофорте, Южная Каролина. Это также было доказано в море, где самолеты USMC F-35B провели кросс-палубную авиационную миссию, вылетев с палубы HMS Queen Elizabeth . В апреле 2024 года самолеты ВВС США F-35A, размещенные в Великобритании, были развернуты на два дня на авиабазе Эрланд в Норвегии, где они обслуживались, ремонтировались и перевооружались исключительно персоналом RoNAF.

«Подобные операции демонстрируют возросшую совместимость F-35 в Европе», — добавил генерал Джеймс Б. Хеккер, командующий ВВС США в Европе — ВВС Африки, а также Командование ВВС НАТО. «Соглашения о перекрестном обслуживании позволяют странам использовать иностранные аэродромы и ресурсы по техническому обслуживанию, расширяя возможности за пределами границ. Наша цель — чтобы любой F-35 мог приземлиться на любой базе F-35, затем дозаправиться, отремонтироваться, перевооружиться и вернуться в строй». Учитывая все обстоятельства, приобретение F-35 — возможно, самого боеспособного тактического самолета в мире до появления истребителей шестого поколения — 12 странами НАТО обещает значительное повышение оперативных возможностей Альянса, в значительной степени перевешивающее негативные последствия.

© Военка. Российское и зарубежное военное обозрение.

Уважаемые читатели! Поддержите проект, пожалуйста ПОДПИШИТЕСЬ на ВОЕНКУ K это очень важно для нас и нужна от вас поддержка! Спасибо каждому!