Военка. Российское и зарубежное военное обозрение – 27 июля 2024 г. - Индийский ракетный фрегат INS 'Brahmaputra' сгорел и частично затонул на верфи военных кораблей в Мумбаи. К сожалению, во время этой катастрофы погиб один моряк, тело которого было найдено через четыре дня. Это еще одно кораблекрушение на Бомбейской военно-морской верфи, повлекшее за собой гибель людей и огромный материальный ущерб.
Авария на Мумбайской военно-морской верфи произошла вечером в воскресенье, 21 июля 2024 года. Изначально все началось с небольшого пожара на корпусе фрегата проекта 16А индийской INS 'Brahmaputra' (F31). Несмотря на то, что это был довольно крупный корабль длиной 126 метров и водоизмещением 3850 тонн, который к тому же должен был быть готов к борьбе с огнем, ситуация ухудшалась с каждой минутой, огонь охватывал все новые и новые отсеки.И этому не смогли помешать ни усилия экипажа судна, ни пожарные верфи, ни действия судов, находившихся рядом. В итоге судно получило настолько сильные повреждения, что опрокинулось на левый борт и частично погрузилось на дно портового бассейна. Пожар был ликвидирован только в понедельник утром 22 июля 2024 года.Пока неизвестно, что стало причиной пожара. Это предстоит выяснить в ходе официального расследования, которое проведет командование ВМС Индии. Конечно, известно, что во время работ на верфи существует больший риск возникновения пожара, но именно поэтому необходимо вводить дополнительные меры безопасности. На судне также имеется экипаж, который должен быть обучен противопожарным действиям и иметь для этого соответствующие средства - свои и дополнительные, предоставляемые самой верфью.Скорость распространения огня показывает, что техники не хватало, а подготовка экипажа была не самой лучшей. Кроме того, по мере разрастания пожара пришлось использовать системы тушения с использованием большого количества морской воды (также подающейся с соседних судов), которая стала попадать во внутренние помещения фрегата, вызывая дополнительные разрушения. Эту воду следовало систематически откачивать, но, возможно, из-за пожара это стало невозможным. Поэтому весьма вероятно, что он начал скапливаться в отсеках, что в конечном итоге нарушило его устойчивость и привело к его опрокидыванию на левый борт.Следует отметить, что, вопреки сообщениям некоторых СМИ, это было не современное судно. Ракетный фрегат INS «Брахмапутра» стал первым в серии из трех кораблей проекта 16А, спроектированных в начале 1990-х годов и изготовленных в 2000-2005 годах на верфи GRSE (Garden Reach Shipbuilders and Engineers) из Калькутты. Этим кораблям уже более двадцати лет, и в настоящее время они дополнены фрегатами класса Talwar, которые считаются гораздо более современными.Это не меняет того факта, что при правильно проведенном процессе эксплуатации, включая модернизацию, фрегаты класса «Брахмапутра» смогут прослужить еще два десятилетия. Подобное уже произошло с третьим кораблем проекта 16А в серии –«Беас» (F-27). В апреле 2024 года началась модернизация, которая, как ожидается, продлится два года и продлит срок эксплуатации еще на два десятилетия.
Однако, как выяснилось, наибольшая угроза для этих кораблей в настоящее время исходит от индийских верфей. Отремонтированный корабль INS «Брахмапутра» оказался не единственной «жертвой» бомбейской военно-морской верфи. В январе 2011 года, например, фрегат INS «Виндхьягири» класса «Нилгири» столкнулся с горящим торговым судном MV «Nordlake» под кипрским флагом у входа в порт Мумбаи. Это причинило значительный ущерб и возгорание, которое удалось потушить только через пятнадцать часов. Корабль, доставленный на военно-морскую верфь в Бомбее, через сутки (31 января) окончательно затонул на дно портового бассейна из-за затопления некоторых отсеков. Хуже того, несмотря на то, что его подняли из воды, его так и не вернули в строй.
Самая крупная трагедия в Мумбаи произошла 14 августа 2013 года, когда на борту подводной лодки INS «Синдхуракшак» (НАТО «Кило») взорвалась одна из противокорабельных ракет. Восемнадцать членов экипажа погибли, а аппарат после спасения из воды так и не удалось окончательно вернуть в строй.
Три года спустя, 5 декабря 2016 года, потерпел аварию второй в серии фрегат класса «Брахмапутра», INS «Betwa» (F39). Два моряка на борту погибли, еще пятнадцать получили ранения. Однако пожара тогда не произошло, а корабль соскользнул с блоков, на которых он был поставлен во время ремонта.
Лежавший на боку фрегат INS «Betwa» наконец подняли из воды благодаря помощи американских специалистов спасательной компании Resolve Marine Engineering. Интересно, что сделали это без кранов, лишь правильно удаляя воду из затопленных отсеков. Это обошлось всего в 3 миллиона долларов, включая замену большей части затопленного оборудования, а также капитальный ремонт главной мачты. Тогда обвинили троих офицеров ВМС Индии. На самом деле во многом это может быть результатом проектной ошибки кораблей проекта 16А, на которых для достижения большей маневренности согласились «облегчить» остойчивость.
В конечном итоге фрегат INS Betwa был восстановлен в строй, чего, вероятно, невозможно сделать с INS Brahmaputra. Большая часть корабля сгорела, поэтому «листы» серьёзно потеряли механическую стойкость. Также неизвестно, что случилось с вооружением и были ли на борту ракеты или артиллерийские боеприпасы. Тогда потери могут быть гораздо больше, ведь каждый фрегат класса «Брахмапутра» несет на борту 16 противокорабельных ракет «Уран» и имеет на борту вертикальные пусковые установки для 24 зенитных ракет класса «Барак».
На данный момент официально сообщается, что корабль будет вновь введен в строй после снятия с мели после проведения соответствующего ремонта. История уже несколько раз показывала, что в случае с Бомбейской военно-морской верфью это может быть очень опасно.
© Военка. Российское и зарубежное военное обозрение.Уважаемые читатели! Поддержите проект, пожалуйста ПОДПИШИТЕСЬ на ВОЕНКУ K это очень важно для нас и нужна от вас поддержка! Спасибо каждому!
Друзья, если Вы копируете этот текст, и размещаете его у себя, делайте, пожалуйста, ссылку на сообщество Военка. Российское и Зарубежное военное обозрение!
СПАСИБО!