... или немного об Андрее Ростоцком и… Денисе Давыдове
Вчера, случилось удивительное. По одному из центральных каналов показывали советский фильм “Эскадрон гусар летучих” (1980). С Андреем Ростоцким о Денисе Давыдове. И я неожиданно для себя залип в телевизоре.
Что в этом удивительного?
Знаете, этот фильм показывали в вечернее время, а я уже давно привык щелкать по каналам и благополучно засыпать под какой-нибудь детектив, точно зная, что убийц обязательно найдут и совершенно не запоминая имен актеров.
Здесь же сон как рукой сняло. Две серии отсмотрел только в путь. Кино закончилось уже ближе к полуночи. И хотелось еще.
При этом, я отлично знал сюжет, так как успел выучить его еще в молодости.
Но все равно: смотрел, наслаждался и выискивал глубокий смысл, а заодно и параллели с нашей жизнью.
Ведь это только на первый взгляд фильм про лихого командира Апшеронского гусарского полка и первую партизанскую войну с иностранными захватчиками в лице Наполеону.
В своем последнем сценарии Сергей Александрович Ермолинский можно сказать выложился по полной, зашив в сюжет: и противостояние поэта и элиты, и противостояние дворянства и народа, и конфликт между казаками и дворянами, и открыл, как раньше было принято говорить, захватнический смысл иностранной интервенции, которую не приняли крестьяне и которые, уже говоря словами Толстого, “... подняли дубину народной войны”.
При этом дворяне из числа тех, кто был спесив и ехал на войну лишь за наградами, “не выиграли ни одного сражения” и вечно опаздывали на все битвы, и даже своей любовью были обязаны тем, кто сражался не за награды, а за Россию, и остался без этих самых наград, но с народом.
В очередной раз убеждаюсь тому, что в рамках соцреализма, создавались шедевры даже теми, кто, если верить Википедии, был даже и обижен советской властью, а Ермолинского можно было ты таковым назвать, но…
В том и парадокс, что несмотря на то, что автор фильма сидел в лагерях, ему удалось создать глубоко социалистическую историю. Я бы даже сказал глубоко законспирированную социалистическую историю.
Настолько законспирированную, что ее спокойно показали по современному телевидению, пусть и поздно вечером. Формально ведь фильм о войне 1812 года, о дворянах, гусарах, казаках, крестьянах и императорах.
Но… в финале фильма, когда главного героя хотят обидеть, и публично лишают его генеральского звания, он не устраивает революции, а превращает все церемонии в фарс с шампанским и цыганами, а затем уходит вдаль по просёлочной дороге, тем самым показывая приговор всей административной системе, демонстрируя, что настоящий подлинный поэт стоит над любой системой во все времена и переживет любую систему.
Если не сам, то как минимум в стихах.
Ведь именно стихи Дениса Давыдова остаются в памяти людей всех сословий. А звания? Что может быть выше звания - поэта. Поэт даже жертвует своей возлюбленной ради служения Родине.
Остается только Поэтом, рожденным для службы царской.
Отдельно удовольствие было смотреть за работой Андрея Ростоцкого, который и дрался, и фехтовал не саблях, и скакал на конях совершенно без дублеров. А ведь и драки, и фехтование, погони на лошадях снимали, что называется одним дублем. Этот говорит о том, что актер не боялся быть в кадре и демонстрировать свои умения и навыки. Какой из современных актеров, может похвастаться этим?
Безусловно фильм силен и песнями на стихи Дениса Давыдова в исполнении Александра Хочинского. В современных реалиях просто невозможно представить такой жанр как “музыкальный боевик”.
В общем, что-то странное в последнее время происходит. По телевизору стали массово показывать советские фильмы.
Видимо современный контент, создаваемый “творческой интеллигенцией с претензиями на аристократию” стал совершенно непригоден.
В связи с этим продолжаю, тешить себя надеждами, что однажды заметят и мой запрещенный на некоторых литературных сайтах сценарий “Добровольцы”, где также много песен, и который поднимает такую актуальную тему, как люди добровольно идут на войну, защищать свою Родину.