Найти в Дзене

Зависимость как способ адаптации к реальности

Оглавление

Какая бывает зависимость? Если подумать, вы с легкостью вспомните про алкоголь и химические вещества, игры, ставки. Но это далеко не весь список.

Зависимость может быть от соцсетей и лайков, от сериалов и вкусной еды. А еще любовная, компьютерная, телефонная.

И трудоголизм – это тоже зависимость, которая имеет схожие с любыми другими аддикциями механизмы.

Походы в горы, гонки на мотоциклах, бег и участие в марафонах, чтение книг запоем – любая вещь, любое действие может перерасти в зависимость и стать проблемой при совпадении нескольких условий:

  • генетика,
  • семейные и культурные установки,
  • окружение,
  • травматичный опыт,
  • неумение справляться с эмоциями.

Изначально зависимое поведение выполняет адаптивную роль – это способ борьбы с дискомфортом, болью, негативными эмоциями, уход от реальности.

Любое зависимое поведение позволяет ненадолго забыть о трудностях и проблемах, запускает выработку дофамина. Приносит облегчение в краткосрочной перспективе. А затем перерастает в проблему, доходит до точки, когда остановиться уже невозможно. Функционирование мозга меняется, а нездоровая модель поведения закрепляется.

Зависимость и дофамин

Исследование, проведенное в США, показало: те, у которых с рождения понижено число дофаминовых рецепторов (D2), более склонны к зависимостям.

Дофамин играет важную роль в системе вознаграждения. Его рецепторы отвечают за получение и интерпретацию сигналов удовольствия и награды.

Людям, у которых от природы меньше таких рецепторов, сложнее получать удовлетворение от обычных действий.

Им хочется более интенсивных стимулов, чтобы почувствовать себя хорошо, спокойно, радостно. Такими стимулами могут стать алкоголь, еда, никотин, психоактивные вещества. Они запускают выброс дофамина, ослабляют боль, вызывают чувство удовольствия и позволяют человеку ненадолго забыть о проблемах и трудностях.

Мозг запоминает, что определенное вещество или поведение приносит сильное удовольствие, и начинает стремиться к его повторению. Снова. И снова. И снова.

Со временем мозг адаптируется к высокому уровню дофамина и требует всё больше стимуляции для достижения того же уровня удовольствия. Это приводит к увеличению дозы или частоты. Тот, кто курил раз в сутки, начинает выкуривать по полпачки в день. Тот, кто выпивал бокал вина после работы, незаметно для себя начинает выпивать по целой бутылке.

Искусственные стимуляторы приводят к тому, что естественное производство дофамина снижается. Без стимуляторов жизнь кажется всё более тусклой и безрадостной.

На этом этапе уже бесполезно говорить:

«Эй, давай, возьми себя в руки. Прояви силу воли».

Химические процессы и области мозга, отвечающие за принятие решений, контроль и волю, уже претерпели изменения.

Сопротивляться соблазнам почти невозможно. Человек действует на автопилоте, стремясь немедленно удовлетворить свои потребности.

Какую функцию выполняет зависимость в жизни человека?

Она помогает «сбежать» от неприятных переживаний.

Канадский врач, клинический психолог и педагог Габор Мате считает, что не всегда нужно ставить вопрос: «Откуда у человека взялась эта зависимость?». В процессе психотерапии необходимо выяснить: «Откуда взялась эта боль?».

Потому что часто зависимость – это последствия травматичного опыта. Человек бежит от боли и пытается анестезировать ее с помощью зависимых форм поведения.

Любая форма зависимости прерывает контакт человека с собственными эмоциями и ощущениями, с самим собой, другими людьми и миром и помогает проживать происходящее, отключаться от неприятных воспоминаний.

Зависимость способна согреть лучше любого одеяла на свете. Она избавляет от боли и дискомфорта, создавая на короткое время безопасный кокон вокруг. Позже негативные последствия отвесят вам оплеуху. И все же на какое-то мгновение она дает блаженное облегчение от боли.
Рафаэль Кортина, гештальт-терапевт

Поэтому при работе с зависимостями важно выяснить:

Какую функцию выполняет зависимое поведение в жизни человека? От каких проблем бежит человек в работу, еду, алкоголь?

Перспектива излечения появляется, когда появляются условия для проживания боли. Возможность по-другому адаптироваться к реальности. Умение выдерживать и проживать свои эмоции и чувства.

Цель психотерапии в работе с зависимостями – не излечить человека (потому что зависимость всегда останется его частью жизни). Цель: дать человеку выбор, показать, что есть возможность справляться с жизненными обстоятельствами другими способами, помочь найти новые стимулы избавления от боли.

Скорее всего, эти новые стимулы будут не такими эффективными, как предыдущие, но и разрушительных последствий от них будет меньше.