Важное замечание — чтобы у читателей не возникало вопросов по источникам, поясняю: в самом тексте в квадратных скобках первая цифра обозначает номер источника (нумерованный список в самом конце статьи), а цифра после запятой — страницу, содержащую упомянутые сведения. Ссылки на источники кликабельны и ведут на нужную страницу в интернете.
Этническое происхождение варягов
Для нашей темы важен тот факт, что сведения Иоакимовской летописи (далее - И. Л.) в том ее месте, где описывается война варягов с биярмами под началом князя Буривоя, полностью согласуются с «Деяниями данов» (далее - Д. Д.) Саксона Грамматика. А именно в той их части, где говорится о военных походах «дана» Регнера Лодброка из рода инглингов. О происхождении этого рода я расскажу в будущих статьях. Итак, начнем.
Д. Д.: «Затем, собираясь идти в поход на геллеспонтцев, Регнер созвал данов на тинг и пообещал дать своему народу правильные законы. Он объявил, что если раньше каждый глава семейства отдавал ему на военную службу самого никудышного из своих сыновей, то теперь они должны будут вооружить для него самого крепкого или же [какого-нибудь] раба, чья верность ни у кого не вызывает сомнений. Покончив с этим, он собрал всех своих сыновей от Торы, кроме Уббо, и в нескольких сражениях полностью разгромил и покорил себе Геллеспонт и его короля Диана. В конце концов, постоянно попадая из одной беды в другую, этот [король Диан] и вовсе был убит Регнером.
Его сыновья Диан и Даксон, женатые на дочерях короля рутенов (русов, прим.), получив от своего тестя войско в помощь, горя яростью, решили отомстить за своего отца. Увидев их бесчисленное войско, Регнер засомневался, хватит ли [его собственных] сил [для того, чтобы одолеть противника], и приказал установить либо на колёса, либо на повозки ‘бронзовых коней’ и [во время сражения] изо всех сил вкатывать их в самую гущу вражеских войск».
Этот сюжет напоминает легенду о том, как варяг [3, с 35] Олег Вещий устрашил и вынудил византийцев сдастся, приказав ставить свои корабли на колеса [4, с. 30].
«Они столь успешно опрокидывали вражеский строй, что казалось, будто бы эти махины, чья неудержимая масса сокрушала всё, что стояло у неё на пути, приблизили победу даже сильнее, чем само войско. Один из предводителей геллеспонтцев погиб, другой обратился в бегство, а всё их войско было разгромлено. В этом побоище, как говорят, были разбиты также и скифы, с которыми Даксон ‘через свою мать был связан самыми тесными узами родства’. Их страна была отдана Видсерку. Неуверенный в своих силах король рутенов, испугавшись войска Регнера, поспешил отступить».
Обратите внимание, что «даны» у Саксона воюют с «рутенами» - это лишний раз подтверждает сказанное мной в первой части статьи: варяги и русы - два разных народа.
Теперь сравним последующее повествование с И. Л.
Д. Д.: «Проведя в морских походах почти пять лет, Регнер смог полностью подчинить себе и все остальные народы. Тем временем он обнаружил, что недавно побеждённые им бьярмы, плохо следуя своим клятвам быть ему верными подданными, открыто отказались признавать его власть. Узнав о том, что Регнер направился к ним, они своими заклинаниями призвали на помощь небо и нагнали множество туч, вызвав сильнейшую непогоду. Это на некоторое время задержало прибытие данов, у которых из-за этого закончились съестные припасы.
Неожиданно буря стихла, и даны оказались во власти жесточайшей жары и зноя; причём эту напасть было сносить отнюдь не легче, чем [предшествующую ей] сильную стужу.
Таким образом, двойное зло обеих крайностей попеременно терзало их тела, причём что одна, что другая были для них одинаково губительны. Кроме всего прочего, многие лишились жизни от охватившего их поноса. Таким образом, большинство данов, оказавшись в плену у капризной погоды, погибло от [разного рода] болезней».
И. Л.: «Буривой, имея тяжку войну с Варяги, множицею побеждаше их, и облада всю Бярмию до Кумини».
Д. Д.: «Поняв, что мешавшая ему стихия была не настоящей, а происходила от чьих-то чар, Регнер решил, что ему не остаётся ничего, кроме как отправиться в страну сембов и куретов».
Очень важное замечание. Страна сембов и куретов (т. е. куршей, в летописях известны как корсь) - это Пруссия. Именно оттуда по сообщениям поздних летописей был призван Рюрик с братьями, норманисты же объявляют эти сведения выдумкой или упорно игнорируют. О том, где находились описанные в хрониках Геллеспонт, Биярмия и Русция я расскажу в другой статье.
«Здесь ему были оказаны высочайшие почести как [своему] (так! Прим.) государю и прославленному победителю. Радушие сембов и куретов ещё более усилило гнев Регнера на заносчивых бьярмов, и он, желая отомстить за их пренебрежительное отношение к его королевскому званию, неожиданно напал на них. Их король, имя которого неизвестно (известно И. Л. - Буривой, прим.), потрясённый столь неожиданным вторжением неприятеля не надеясь противостоять ему собственными силами, бежал в Финнмаркию, к герцогу Матуллу. Пользуясь искусством его лучников, он мог безнаказанно совершать нападения на зимовавшее в Бьярмии войско Регнера (далее описывается война с «финнами» - эту часть текста пропустим, прим.)» [2, с. 1369 - 1376]
И. Л.: «последи при оной реце (Кумень - прим.) (Буривой - прим.) побежден быть, вся свои вои погуби, едва сам спасеся, иде во град Бярмы, иже на острове сый крепце устроенный, идеже князи подвластнии пребываху».
Комментарий Татищева: «Бярмы град, у русских Корела, у финнов Кексгольм, т. е. на двух островах» [3, с. 45, комм. 18]. Остатки крепости Корела находятся в городе Приозерск Ленинградской области [5].
В Кореле, согласно тексту рукописи из сборника Гилярова, умер Рюрик после войны против карел и лопарей. Там же он был погребен [4, с. 128 - 129]. Между прочим, в Писцовой книге Водской пятины за 1500 г. упоминались деревня Рюрикиярви, находившаяся у озера с тем же названием и поселок Ильме у истоков реки Ильменйоки [7]. Название последней напоминает озеро Ильмень, вблизи которого стоит Новгород, где и правил Рюрик.
Д. Д.: «Когда пал король бьярмов, а король финнов обратился в бегство, Регнер, желая увековечить память о своей победе, приказал воздвигнуть на высоком месте камни с выбитыми на них надписями о совершённых им подвигах».
И. Л.: «и тамо пребывая, умре».
Снова о событиях на Руси:
Д. Д.: «Между тем Даксону, который давно и безуспешно пытался одолеть правителя Светии Видсерка, удалось наконец схватить его, совершив нападение под видом встречи для заключения мира между ними. Видсерк радушно встретил Даксона, тот же, заранее вооружив и подготовив своих людей, велел им на своих повозках под видом торговцев проникнуть в город и ночью напасть на дом хозяина».
Похожий сюжет с убийством Аскольда и Дира Олегом описан в «Повести временных лет» [5, с. 23].
«В том бою Видсерк перебил так много разбойников, что вокруг него образовалась целая гора из их трупов, а схватить Видсерка враги смогли лишь с помощью лестниц. Вместе с ним неприятель захватил также и двенадцать его воинов, которые, несмотря на предложение вернуться к себе на родину, заявили, что ‘готовы умереть со своим королём', посчитав за лучшее для себя разделить опасность, угрожающую другому, чем избежать ту, что была предназначена им самим. Даксон, однако, был столь тронут красотой Видсерка, что у него просто не хватило смелости сорвать этот ещё не распустившийся прекрасный цветок. Он предложил не только сохранить ему жизнь, но и отдать ему в жёны свою дочь и половину своего королевства в качестве приданого, предпочитая спасти Видсерка за его красоту, нежели казнить за проявленное им жество. Однако Видсерк в величии своей души не пожелал принять жизни, даруемой ему из милости, и отказался от предложения сохранить ему жизнь так, словно это был какой-то пустяковый подарок. Настаивая на исполнении смертной казни, он объявил, что месть Регнера будет мягче, если он узнает о том, что его сын сам выбрал, какой смертью ему умирать. Враг удивился такой безрассудной отваге юноши и пообещал ему казнить его так, как он сам того захочет. Юноша воспринял это разрешение как большую любезность, попросив связать его вместе с его воинами и сжечь на костре. Даксон не замедлил исполнить его просьбу о казни. Проявив свою милость, он позволил ему умереть так, как Видсерк того и хотел.
Узнав об этом, Регнер сильно опечалился и ‘твёрдо решил умереть’. Облачившись в траурные одежды, ‘в великой печали’ он слёг в постель и там, жалуясь и причитая, изливал своё [неутолимое] горе. Его жена, которая была твёрже духом, укорила его за слабость и постаралась поддержать своего мужа, призвав его стойко [переносить это несчастье]. Она велела ему изгнать тоску из своего сердца и больше внимания уделять совершению подвигов, утверждая, что храброму отцу более пристало воздавать виновным за окровавленный прах сына своим оружием, чем слезами. Она также сказала, что он не должен подобно женщине заливаться слезами, ведь эти рыдания приносят ему столько же бесчестья, сколько прежде своей доблестью он стяжал славы. Согласившись с её словами и не желая подобающими женщине стенаниями пятнать свою прежнюю славу отважного воина, Регнер ‘снял свои траурные одежды’ и, удалив всё, что свидетельствовало о горе, ‘надеждами на скорую месть пробудил свою спящую доблесть’. Ведь бывает порой и так, что слабые поднимают дух сильных!
Поручив управление королевством Ивару (посол с таким именем упоминается в договоре русского князя Игоря с византийскими царями, см. 5, с. 46 прим.), он с отеческой нежностью обнял Уббо, которому вернул своё прежнее расположение, и отправился со своим флотом в Русцию. Взяв Даксона в плен, в наказание за его проступок Регнер заковал этого человека в цепи, после чего ‘отправил его в Утгард, где впредь тот и должен был содержаться под стражей’. Совершенно очевидно, что в данном случае Регнер проявил ‘удивительную
мягкость и сдержанность’ к убийце своего любимого сына, ведь для того, чтобы удовлетворить переполнявшую его жажду мести, он ограничился ссылкой виновного, вместо того чтобы предать его смерти. Проявленное Регнером милосердие заставило устыдиться рутенов и вынудило их оставить свою вражду к королю, которого даже самая тяжкая потеря не смогла заставить убивать своих пленников’. Вскоре Регнер и вовсе возвратил Даксону своё расположение, вернув ему его страну взамен на обещание каждый год приходить к нему босым в сопровождении двенадцати босых же старейшин и ПЛАТИТЬ ДАНЬ. Он считал, что взятого в плен и умоляющего [о пощаде врага] лучше наказывать мягко, ‘чем обрушивать на него свой окровавленный топор’ (секира - наиболее распространенное оружие среди варягов, об этом ниже, прим.) По его мнению, лучше надеть на гордую голову [ярмо] вечной неволи, чем раз и навсегда отрубить её» [2, с. 1384 - 1391].
И. Л.: «ВАРЯГИ-же, абие пришедше град великий и прочии обладаша, и ДАНЬ ТЯЖКУ возложиша на Славяны, РУСЬ и Чудь» [3, с. 33].
Как видите, оба источника полностью совпадают. Варяги И. Л. идентичны «данам» Саксона. Они не только четко отделены от русов, но и враждуют друг с другом. Русы платят им дань вместе с чудью и словенами.
Еще раз вспомним слова Титмара Мерзебургского о том, что князь Владимир имел у себя на службе МНОГИХ ДАТЧАН [1, с 28], а варяжские имена сходны именно с датскими.
Казалось бы, вопрос с варягами можно закрыть. Но не все так просто (как, обычно, бывает у норманистов).
Здесь стоит добавить очень важное уточнение английского историка Томаса Шора:
«В более поздние столетие из уст Генри Хантингдона мы узнаем о данах и готах, норвежцах и шведах, ВАНДАЛАХ и фризах, которые ПОД ОБЩИМ НАЗВАНИЕМ ДАНЫ в течение 230 лет опустошали Англию» [8, гл. 2].
В прошлой части я уже приводил доказательства того, что варяги - не шведы, норвежцы или готы (готландцы). И здесь я приведу текст из источника, который, наконец, раскрывает нам этническое происхождение варягов - это «Сказания светлейшему герцогу Тосканскому Козьме третьему о Московии» посла из Курляндии Якова Рейтенфельса.
Эта книга содержит в себе краткую историю России с древнейших времен. Помимо известных по летописям и сагам сведений автор приводит такие, источники которых утрачены или ныне уже неизвестны. Итак, провожу интересующий нас отрывок:
«В 840 году, Видзерк, сын датского короля Регнера, и, вместе с тем царь Востока, т. е. Руси, отвоевав многое у шведов, был под конец сожжен Даксоном, другим князем Русским. В это же время Инго, король Шведский, оттеснил русских, ищущих новых земель на севере.
Остальные же РУССКИЕ, у озера Ильменя, просили совета, относительно выбора вождя, у Гостомысла, который тогда уже сильно возвысил свою родину, город Новгород, давно прославившийся могуществом и судопроизводством. Не имея потомства мужского пола, последний, обладая необыкновенным умом и благородством души, посоветовал Русским избрать себе князей из чужестранцев. Таким образом, чрез посланных от народа призваны, приблизительно в 860 году, для управления Западной Русью, братья Рюрик, Синиев или Синав и Трувор, родом Варяги, т. е. князья ВЕНЕТСКИЕ или ВАНДАЛЬСКИЕ из области ВАРИЯ (ex provincia Varia), коих Гостомысл знал за соединяющих в себе мудрость с ловким обращением; в Южной Руси же владычествовали, в это время, Аскольд и Дир» [13, с. 39 - 40].
К этому стоит добавить, что Клавдий Птолемей называл Варяжское море Венедским заливом [9, с. 320].
Сообщение Шора о вандалах в числе «данов» я привел выше. Помимо этого английский историк сообщает:
«В древние времена Балтийское мореназывалось Венедским моремпо имени вандалов, так же как Адриатическое море до сего дня по их имени называется Вендским заливом (Venice)» [8, гл. IV].
Еще одним подтверждением венетского происхождения варягов является родословная инглингов, из которых, как я упомянул в начале статьи, и был Регнер. Инглинги возводили свой род к легендарному Фрейру из народа ВАНОВ [10, с. 11, 12 и 16].
Происхождение народа венетов очень важно для нашей темы, ведь большинство варяжских имен имеют аналоги именно в венетском, иллирийском, а так же в кельтском именословах, о чем будет подробнее рассказано в следующей статье. Стоит заметить, что Геродот, Аппиан и Иордан (в неизданной на русском языке книге «Romana») называли венетов иллирами [11, с. 96], последние же составляли культурную общность с кельтами в рамках Гальштатской археологической культуры [12].
Продолжение следует...
Использованные источники:
1. Погодин М., Исследования, замечания и лекции о русской истории. Том 2. Происхождение Варягов-Руси. О славянах. Москва, 1846
2. Саксон Грамматик, Деяния данов, Том I, Москва, 2017
3. Татищев В. История Российская с самых древнейших времен. Книга первая. Часть первая. Императорский Московский Университет, 1768
4. Гиляров Ф., Предания Русской Начальной летописи (по 969 год). Приложения. Москва, 1878
5. Полное собрание русских летописей (ПСРЛ). Л., 1926. Т. I: Лаврентьевская летопись, вып. 1: Повесть временных лет.
6. Корела (крепость)
7. Загадки карельских фиордов. Загадки Рюрикаярви
8. Шор, Т. У. Происхождение англо-саксонского народа, пер. Б. Новицкого, Главы I – IX / Shore T. W., Origin of the Anglo-Saxon Race, London, 1906
9. Боднарский М., Античная география, 1953
10. Снорри Стурлуссон, Круг Земной, Москва, 1980
11. Чертков А., Пеласго-фракийские племена, населившие Италию, Москва, 1953
12. Гальштатская культура
13. Рейтенфельс Я., Сказания светлейшему герцогу тосканскому Козьме Третьему о Московии, Москва, 1905
См. так же:
Кто такие варяги и откуда они пришли на Русь. Часть I. Варяги - особый народ