Найти тему
Всемирная история

Изгои Спарты. Парфении.

В разные годы своей истории, спартанцы различными способами решали проблему гражданства. Общество, для которого лишение гражданства было равнозначным гибели, должно было проявлять особую заботу о своей целостности, единстве и согласии граждан. Способы, которыми Спарта пыталась преодолеть гражданский кризис, можно разделить на два вида. Первым являлось "выталкивание" нежелательных элементов, а вторым - кооптирование новых граждан из среды полуграждан или неграждан. К первому варианту относились парфении и гипомейоны, ко второму - неодамоды и мофаки.

Победа в Первой Мессенской войне, по своим последствиям, оказалась удачной не одинаково для всех. Это наглядно демонстрирует основание в 706 году до н.э. города Тарента. Археологи подтверждают дату основания города, а найденная при раскопках лаконская керамика, которая датируется концом VIII века до н.э. Длительная война породила противоречия внутри спартанского общества, и основание Тарента было связано с недовольством тех, кого античная традиция называет загадочным словом парфении.

Мы никогда точно не узнаем кем они были на самом деле, но из малочисленных и малодостоверных источников становится ясно, что парфении составляли группу людей, чей статус был понижен по причине какой-то ущербности.

Самое раннее упоминание о парфениях мы находим у Аристотеля. Он утверждает, что они происходили из гомеев, но были обвинены в заговоре, и отправлены основывать Тарент.

Другое объяснение, более подробное, предоставляет нам Страбон. По одной из его версий, парфениями считались внебрачные дети, которые в большом количестве появились в ходе Первой Мессенской войны. Не смотря на то. что и мать, и отец были спартиатами, их не допустили к дележке завоеванных земель. А это считалось понижением их статуса. Обличенные в заговоре, их вынудили покинуть Спарту.

Вторая версия Страбона принадлежит Антиоху Сиракузскому, который выдвинул версию об илотском происхождении парфениев.

После начала Мессенской войны лакедемоняне объявили тех, кто не участвовал в походе, рабами и назвали их илотами; всех детей, родившихся во время войны, они назвали Парфениями и объявили лишенными гражданских прав.

Антиох не называет парфениев илотами. Таковыми стали их отцы, отказавшиеся участвовать в войне, а вот матери гражданство сохранили. Он указывает, что парфении были урезаны в правах, и стали гражданами второго сорта.

Подписывайтесь на мои каналы в Телеграм, Однокласниках или Вконтакте. Там еще больше публикаций.