"Baby alone in Babylone"...
(S.Gainsbourg)
Привет, ребята.
Собиралась я продолжать свое вчерашнее повествование про лимпийские яйца/кровати/поезда. Как 800 000 человек оказались блокированными в поездах и на вокзалах по всей стране. Как британские спортсмены выписали себе с Родины 400 кроватей, а скромные шведские просто сбегали за новыми матрасами в соседнюю ИКЕА. И далее по списку, он длинный был.
Но тут пришло ОНО - открытие.
И я даже и думать забыла про всё остальное.
Кумир мой, Михаил Афанасьич, описал когда-то бал в Москве в одну незабвенную ночь весеннего полнолуния (сейчас, правда, только что прошло летнее, "волчье", но это детали).
Хочу по этому поводу заметить:"Не ту страну назвали Гондурасом"...
С другой стороны, уже почти сто лет прошло со времени написания самого гениального романа 20го века, и многое изменилось в нашей грешной Самсаре.
Романы больше писать не имеет смысла. Надо "художественно жить"! Жизнь как перформанс! Оле-оле! Зачем описывать такой бал, когда можно его устроить в реальности?
Нет, в начале было нормально. Красно-сине-белые петарды, река и "белые кораблики, белые кораблики, что же вы уноситесь вдаль, уноситесь вдаль?" - это все любят.
Конечно, есть некоторые аналогии с появлением воландовских гостей из камина с последующими трансформациями, но не у всех же такие ассоциации. Телезрители чай не литературоведы, им вполне заходило.
Поразило то, что началось после проезда корабликов.
Можно разные слова использовать. Одно слово точно не имеет к этому отношения. Это спорт. Он в принципе чужой на этом празднике жизни. Непонятно даже, зачем этих бедняг притащили со всего света. Могли бы и без них очень славно публично потр...аться и продемонстрировать всяческие пришитые прелести на весь бюджет, а не тратиться на чьи-то картонные кровати.
Но хуже всего (вот забанят меня, ей-богу, но "Остапа несет". Остап не может опять про макароны, когда вокруг такое)... хуже всего не просто разврат, а идеологическая подоплека всего этого действа. Это как бы "большая месса" той самой "новой религии".
Небывалая по своим масштабам месса, проводимая на государственном уровне и транслируемая на весь мир. Первая такая в истории.
Давайте хоть немного разберем символику, которой густо насыщен весь перформанс. Он символичен от и до. Как вы знаете, наверное, я много лекций по символике прочитала. Мне привычно ее дешифровывать.
1. Над центральной трибуной царит изображение золотого тельца. Это ему мы поклоняемся. Бабки. Домарафонились на тему "как стать миллионером". Вот вам.
2. Всё в этом мире перевернуто, даже флаг лимпийский висит перевёрнутый. Думаете, случайно? Случайностей не существует.
3. Музыкальный перформанс разворачивается под фасадом Консьержери, бывшей революционной тюрьмы на острове Ситэ. По фасаду течёт кровь, в окнах мы видим движущихся манекенов с отрубленными головами. Звучит революционная песня Ça ira, Ça ira ("это удастся").
Это апроприация революционной темы: как бы революция на службе у того же самого. Мы же Республика, начало которой положено ма..онской революцией, и это наши ценности. Мысль, конечно, интересная: таким макаром народ лишается даже возможности что-то возразить, ибо это получается против Республики. Тонко.
Попутное глумление над образом казненной Марии Антуанетты, отправившейся на смерть (как и тысячи других аристократов) именно из тюрьмы Консьержери, особенно хорошо идёт под эту песню. Слова у неё такие:"Это нам удастся. Аристократов мы повесим". Уж не знаю, кто имеется ввиду в наше время. Видимо, аристократы духа, которые имеют наглость сохранять мозги, стойкость и веру. За ними будет охота.
Аристократизм vs бабло - шекспировского масштаба конфликт, однако. Старая Франция аристократии ума и вкуса символизируется образом обезглавленной королевы, на смену ей приходит новая, "вавилонская", с китчевым Молохом во главе. 4. По реке проплывает механический всадник на лошади.
Это четвёртый всадник того самого п...еца, самый сильный из четырёх. Апокалипсис 6:8. "И взглянул я, и вот конь бледный, и на нем всадник, которому имя «Смерть»; и ад следовал за ним; и дана ему власть над четвертою частью земли — умерщвлять мечом, и голодом, и мором, и зверями земными".
5. В приветственной речи президента подчеркивается, что это 33я Олимпиада нового времени. Любимая нумерологическая игра, на которой основана большая часть этого символизма. Лежащие на поверхности смыслы: это число, символизирующее "ту самую" церковь, которая была скрытой, а теперь явила себя миру. Также вспоминаются 33 уровня иерархии м..онской организации.
6. Не обошлось, конечно, без радостной содомии голубых человечков, без красавиц с бородами и без весёлого тройственного соития, но по сравнению со всем остальным это даже и не звучит особо шокирующе. Вы же видели евровидение? Окно овертона было давно открыто, так что тут и разговаривать не о чем, проехали. Особенно на фоне совершенно новых месседжей.
7. Вишенка на торте - это, без сомнения, пародия на "Тайную вечерю" Леонардо да Винчи. На месте Спасителя в сиянии нимба сидит грузная Барбара Буч (комсомолка, спортсменка, красавица - в смысле феминистка, LGBT, диджей и все прочие необходимые пункты образцовой характеристики). Вокруг расположены соответствующие персонажи. И даже есть ребёнок (вы же помните, за узаконивание чего идёт борьба?).
Оскорблением чувств верующих никто сильно не озабочен. На то они и христиане, чтобы всё терпеть (никто бы такое себе публично не позволил по отношению к исламу или иудаизму. Слишком сильный был аффект в обществе после отрезанной головы Самуэля Пати, учителя, показывавшего ученикам карикатуры на Пророка. Кстати, для тех, кто собирает пазл по пророчествам Булгакова: вот вам и Берлиоз!).
Я не являюсь воцерковленной верующей. То есть крещена в православие под именем Мария и в Бога верю, но в церковь не хожу и имею очень широкие представления о всеобщем Боге, мешающиеся в моей голове с универсальной квантовой физикой. Но после этого хочется повязать голову платком, бухнуться на колени и так и ползти до ближайшей церкви, чтобы хоть как-то очиститься.
А потом - "тьма накрыла великий город, и пропал Ершалаим, будто и не существовал вовсе". Гроза, так долго мучившая прокуратора мигренью, наконец, грянула, и вылила 15-дневную норму осадков на головы зевак с берегов Сены.
Я бы ещё много могла вам сказать, но не знаю, дано ли мне будет.
Королева не в восхищении. Королева в отчаянии.
Видео сегодня не будет. Прилагаю фотографии и отрывки записи официального французского телевидения/иностранных телеканалов.
#lola_elistratova #frencheyes #lagushka