Несколько дней назад я предложил угадать, публикация про поезда с какой начальной станции будет следующей. И одна из моих уважаемых читательниц, чьим мнением я очень дорожу, высказала, насколько я понимаю, немного шуточную версию о том, что следующим будет Кокчетав или Кокшетау, как его сегодня называют. Я еще тогда отшутился, что зарекся писать про среднеазиатские города, поскольку там как напишешь, так в комментариях одним негативные воспоминания про те поезда. Нона подкорочке Кокчетав "засел", как говорится. Думал-думал и решил всё-таки посмотреть, а что там интересного отправлялось с этой станции в разные годы.
И, прежде всего, тут стоит отметить, что Постановление о строительстве железной дороги в эти края подписал сам лидер мирового пролетариата. И практически сразу железнодорожная ветка Петропавловск-Кокчетав получила название "Петрокок" - по первым буквам соответственно начального и конечного пункта. Построили ветку быстро - благо там не очень далеко и рельеф не слишком пересеченный. Ее ввели в эксплуатацию в 1922 году. И почти сразу же за ней закрепилось другое название - хлебопровод. Всё-таки регион-то это был в основном сельскохозяйственный. Затем эту линию продлят до Акмолинска (современная Астана), а потом и до Караганды.
Затем отсюда проложили еще несколько веток железных дорог. И вот одну из них - Кокчетав - Кзыл-Ту ввели в эксплуатацию в 1958 году, а в справочнике 1961 года таблица № 557 целиком посвящена поезду № 95/96 Кокчетав - Кзыл-Ту.
Был он очень неторопливым. Расстояние в 215 км преодолевал за 6 часов 12 минут. Ну средняя выше 30 км/ч - и на том спасибо, что называется. Причем там первые 46 минут проезд выписывал достаточно странные пируэты по самому городу. Со станции Кокчетав-I он следовал на станцию Чаглинка, а затем уже на станцию Кокчетав-II. Вот если верить Яндекс.Картам, то чтобы с Чаглинки добраться до Кокчетав-II, там прямо нужно сильно заморочиться вплоть до смены направления движения (и хорошо если один раз). Но там возможно, что с железнодорожными ветками Яндекс.Карты и подвирают, но маршрут очень странный:
Затем около 1,5 часов поезд следовал до станции Чкалово, где была единственная на всем маршруте продолжительная остановка на 13 минут. А затем уже последний участок в Кзыл-Ту.
Кстати, "А что такое Кзыл-Ту?" - вот такой вопрос пришел мне в голову. Оказалось, что это село. Причем станция в очередной раз расположена в населенном пункте, который называется по-другому - Кишкенеколь. Вот если посмотреть на карту, то это нижняя правая вершина четырехугольника Кокшетау - Петропавловск - Омск - Кишкенеколь.
Из Кокшетау сюда ходит поезд и в наши дни. № 628 преодолевает весь этот маршрут за 5 часов 17 минут. Длинных остановок у него нет вообще, а на Чаглинке он вообще теперь не останавливается.
В 1969 году это уже поезд № 201/202. И время в пути у него было 5 часов 07 минут, то есть даже быстрее, чем в наши дни.
Интересный поезд ЧЕРЕЗ Кокчетав я обнаружил в справочнике 1980 года. № 635/636 сообщением Омск - Курорт Боровое. Я просто боюсь, что когда мы со всеми этими "Красно..." дойдем до "Ку...", то я его просто забуду. В наши дни, если я правильно понимаю, это курортный город Бурабай. Основная специализация - туберкулез, причем в открытой форме. Вокруг леса, средняя высота, пейзаж совсем не безжизненный. Вот главный открыточный вид местности:
И в том же 1980 году я обнаруживаю еще один поезд с начальной/конечной станцией в Кокчетаве - Пресногорьковская - Кокчетав. Это уже недалеко от границы с Россией в сторону Кургана.
Те же направления сохраняются и в 1989 году. Бонусом к ним являлся вагон беспересадочного сообщения Кокчетав - Адлер.
Ну а самое странное для меня - это то, что не было поезда Кокчетав - Петропавловск. Он появится позднее в 2000-х (может и раньше когда-то назначался). Время в пути 4 часа 35 минут.
В наши дни вроде бы "своих" поездов стало гораздо больше. Но там 100%-но доверять российским сервисам справочной информации по направлениям внутри Казахстана я бы не стал.
Ну а у меня вопрос ) Какой станции на "Красно-" будет посвящена следующая публикация? Желаю успеха!