Найти тему
Кино под углом

«Из всех искусств важнейшим для нас является кино!»

Может, и не совсем дословно, но это пока и не важно. Важно то, что кино, на самом деле, такая штука, которая очень важна. Знаете, почему? Потому что через кино можно заниматься пропагандой. Пропагандой… да чего угодно, на самом деле! Вот, почти любой фильм, который был снят, наверное, с того самого дня, как кто-то догадался до такого использования кино, является пропагандой чего-либо.

Что - плохой фильм?
Что - плохой фильм?

Можно поговорить о фильмах советского времени, которые показывали идеализированную советскую жизнь – там была мораль, которая почти открыто говорила о том, что «если будешь хорошо работать и жить примерно так, как мы тут показываем, то впереди тебя ждёт коммунизм!». И, знаете, это ведь, на самом деле работало! Люди верили в этом. Нее все, конечно, но верили. Ехали на БАМ, ехали поднимать целину и заниматься подобными вещами. Да, я мало смотрел тех фильмов – когда их показывали много и часто, а у меня было время, чтобы их смотреть – их не хотели (или не всегда хотели) смотреть мои родители. Сейчас, может, я и посмотрел бы что-то из тех фильмов, но просто не хватает на всё, про всё времени, если учесть, чем я сейчас занимаюсь. Но, почти все фильмы того времени, несут какой-то посыл. И я не хочу сказать, что это – плохо. В конце концов, если фильмы призваны направлять людей в том или ином «правильном» направлении – что в этом плохого? Как мне кажется – ничего. Гораздо хуже, когда они толкают людей куда-то не туда, о чём я тоже поговорю…

"Кузнечик" в той сцене...
"Кузнечик" в той сцене...

Кстати говоря, поправьте меня, если я не прав, но, я слышал такое дело (просто не хочу утверждать это, так как я не уверен), что после выхода на экраны фильма «Высота» (который я нормально посмотрел только в прошлом году, в начале лета), его очень сильно ругали за то, что там герои много пьют водку. Мол, раньше, старались свести такие сцены к минимуму, а ещё лучше – и вовсе не показывать этого на экранах. На самом деле, не могу ничего сказать по этому поводу, например, в «В бой идут одни «старики»», пили. Спиртом отпаивали «Маэстро» после того, как «закончился» его разведывательный полёт на «Мессере» (если кто не смотрел – наши же и сбили), и «Кузнечик» тогда сказал, где его сто грамм за сбитого. Мол, он, конечно, непьющий, но это дело принципа. Кстати, я не помню, пил он, или нет… Но, вроде, в самом деле, до «Высоты» такие сцены старались показывать как можно меньше…

Надо ли комментировать этот фильм? Или и так всё понятно?
Надо ли комментировать этот фильм? Или и так всё понятно?

Когда в СССР снимали фильмы про Великую Отечественную, старались показывать бойцов РККА героями, которые, порой ценой своей жизни, остановили врага, не дав ему захватить нашу землю. И, опять же, в этом была логика. Таким образом, показывали пример подрастающему поколению, показывая, с кого надо брать пример, показывали, что для тех людей были идеалы. В самом деле, они сражались не за «булочку и трамвайчик», а… хотя бы за то, чтобы у тех, кто остался там, в тылу, было будущее. Чтобы русские люди остались на Земле, чтобы СССР, в котором они родились и успели пожить, развивался и стал самой лучшей страной на свете. Да, они в это верили. И да, до определённого периода, ведь именно так и было! Потому и шли люди порой на смерть с именем Сталина на устах – потому что они действительно в это верили! И, наверное, не нам с вами их осуждать!

И этот фильм я тоже очень люблю!
И этот фильм я тоже очень люблю!

И ещё один штрих к тем фильмам. Обратили ли вы внимание на то, что в тех фильмах не было «плохих особистов», не было «благородных и героических зэков», не было «хороших немцев, готовых угостить шоколадкой», никто не пил водку слоновыми дозами, и никто (внезапно!) не насиловал девушек. Представляете, да? И при этом, те фильмы хотелось смотреть тогда, и можно с удовольствием пересмотреть сейчас. Кстати, помните, я рассказывал про «На войне как на войне»? Помните, там герои пили. Но! Никто не напивался до потери человеческого вида (помним Мадаянова, не так ли?), никто не творил никаких бесчинств, и так далее. Можно, кстати, сравнить экипаж самоходки и… хотя бы Козловского в «Мы из будущего», который, с трудом держась на ногах, рассказывал немецкому офицеру, как РККА от Москвы будет гнать немцев до Берлина. Как говорится, «небо и земля», не так ли?

Стрелка троллили тут...
Стрелка троллили тут...

И, наверное, даже те, кто не согласится со мной, и будет писать гневные комментарии, в глубине души, согласятся с тем, что на этих людей хотелось равняться. Потому что они были показаны, хоть и идеализированно, но без пафоса. Потому что они были живыми, не переигрывали в кадре. Потому что «создатели» фильма не хотели показать «неоднозначность» героев, не хотели «сместить акценты», а просто показывали «людей на войне». Даже те сцены, которые мне не особенно понравились в «Торпедоносцах», всё равно, показывают этих людей живыми и настоящими. Показывают их НАСТОЯЩИМИ ГЕРОЯМИ!

Помните фильм? Актёры пока что хорошие, но... это вот уже начиналось...
Помните фильм? Актёры пока что хорошие, но... это вот уже начиналось...

А вот теперь можно перейти к кино позднесоветскому и российскому. Почему я их объединил? Да потому что с тех пор, оно становилось (за очень редким исключением), только хуже. Потому что, именно во время заката СССР, начали показывать «неоднозначность» тех или иных персонажей. Показывать «победу вопреки». Стали показывать, как лихо… немецкие диверсанты творят разные гадости в тылах РККА. И, знаете, посыл такого «кино», в общем-то, понятен. Знаете, сделать так, чтобы люди перестали верить в один из главных символов СССР – в Победу. Показать, что в «плохом СССР», генералов арестовывали и расстреливали. Показать, что их места ставили людей, которые ничего не знали и не умели – зато были всецело преданы Сталину, который и сам был… далеко не гений. И всё в таком аспекте. Показать немцев не просто сильным противником, а вообще, чуть ли не гениями войны, а то, что СССР в итоге победил – так это, не благодаря тому, что была стратегия, тактика и тому подобные вещи, а только лишь вопреки приказам Сталина и военачальников. Причём – любых военачальников. Те генералы, от которых что-то зависело, действовали вопреки Сталину и побеждали. Те, кто служил под их командованием, действовали вопреки командованию – и тоже побеждали… Ну, понятно, как мне кажется. Одно сплошное «вопреки». А солдаты, в таком случае, действовали вопреки своим командирам. Логично же! И, если верить некоторым современным «шедеврам», ничего особенно и не изменилось. Снова – «плохие особисты», «действия вопреки», и так далее и тому подобное. И снова, конечно же, плохой СССР, в котором самых хороших и честных людей или расстреливали, или сажали. И вообще, так одна половина сидела, а другая – охраняла. Нет, а вы что – не знали? Так в современном кино, как раз, только про это и говорят! А Королёву вообще, сломали правую и левую челюсти!

И эта тенденция – показывать всё советское вот в таком свете, она ведь работает до сих пор. Работает так, что люди поневоле начали верить, что в СССР, всё именно так и было. Да, я сейчас про «Девятую роту». Я не буду сейчас разоблачать очередные сцены из фильма, я просто поговорю о том, что было в самом начале.

Помните, «герои» (ну, простите, не могу я их называть героями, не могу!), на сборном пункте сидят, травят истории и пьют водку? Я даже не буду говорить о про разгар «сухого закона», не буду говорить о том, что, по рассказам очевидцев, на сборных пунктах вообще не пили (запрещено было, следили за этим). Я просто скажу, как это смотрится с точки зрения простого зрителя. Когда ты смотришь фильм (или читаешь книгу), ты волей-неволей начинаешь ассоциировать себя с кем-то из героев данного произведения. И хороший автор, даже, если пишет (или снимает) про персонажей, не особенно и положительных, постарается «главного героя», даже, если он «не очень хороший человек», сделать не таким плохим. Просто, чтобы про него было можно хоть как-то читать. На самом деле, как человек, который немало всего прочитал, я скажу, что такой приём, на самом деле работает. И вот значит, смотрим мы на этих молодых людей и… они вызывают только отвращение. Почему? Да потому, что перед нами пьяные… лица (понятно, какое я хотел слово вставить, да?), которые просто омерзительны. Темы их «общения»… Знаете, когда мне было 18, я поступил в техникум. Да, там были разные ребята. Да, не со всеми я нашёл общий язык. Да, разговоры были разными. Только вот, не было ни блатного жаргона, ни разговоров о том, «кто, как, сколько раз и с кем». Хотя, повторюсь – люди были разные. Не знаю, конечно, как там в армии было, с восемнадцатилетними, но, что-то подсказывает мне, что далеко не все говорили об этом… Хотя, что-то я туплю. У меня же есть несколько знакомых срочников… И никто из них, почему-то на такие темы не разговаривает. Нет, понятно, что другое поколение, но всё же. Они понимают, когда я шучу, я понимаю, когда шутят они… И говорим мы не о компьютерах, вообще-то… Так что – может, и с этим «создатели» «Девятой роты» попали не туда?

И, так сказать, для контраста – давайте посмотрим, как показал Ридли Скотт американских солдат в «Падении «Черного ястреба»». Просто, сцены на базе, перед операцией. Я не буду говорить про то, плохие американцы, или хорошие – по фильму-то, они хорошие… Итак, боец, что рисует картинки в блокноте для дочери. Диалог его и товарища о том, что «они же страшные!» – «Но ей такое нравится!». Боец, который после миссии в Могадишо предлагает «завалить» кабана, после чего на базе «ужин с барбекю», сцена с «вот мой предохранитель». Боец, который пародирует командира. Может, и глупо, но зато смешно, особенно, когда объект пародии оказывается у него за спиной. И таких моментов там хватает. И – никто не пьёт водку, никто не насилует женщин, никто не занимается ничем отвратительным и неприятным. И это – после того, как один из бойцов, что на самом деле участвовали в этой операции, был обвинён в изнасиловании собственной дочери и посажен на тридцать лет! О чём это говорит? Были ли те американцы, что участвовали в той операции «белыми и пушистыми»? Понятное дело, что нет. Уверен, что они и выпить не дураки были, и чем-нибудь нехорошим тоже не против заняться. Может, и «черноснежка» какая на базу захаживала, если вы понимаете, о чём я. Но, почему-то Скотт этого не показал! Какой он нехороший человек, да? А вот солдат он показал героями, которым хочется сопереживать, несмотря на то, что они кучу народа положили в фильме. И показал он их так только потому, чтобы зрителю было приятно на них смотреть!

Или, может, тут была водка, насилие, разврат? Понятное дело, что нет... А кино было хорошее!
Или, может, тут была водка, насилие, разврат? Понятное дело, что нет... А кино было хорошее!

А что у нас? Неужели не могли? Да могли. Запросто могли! Давайте вспомним какого-нибудь «Ивана Бровкина», или «Максима Перепелицу». Вы там, простите, сцены побоев видели? А водку? Или, упаси Боже, разврат? Нет? А почему? Неужели, ничего этого не было в СССР, или в армии СССР? Может, и было, но этого не показывали! И перед нами хорошее, доброе и забавное кино. А что нам хотел показать Бондарчук? То, что задание выполняли люди, которые… просто неприятны? А что хотели показать остальные «кинотворцы»? Что победили только благодаря зэкам и «вопреки»? Ну что сказать – молодцы, да. Только вот, ничего хорошего из этого не вышло!