Рабочий план - краткая версия методического руководства тренера.
В чем его преимущества:
🛠 1. Минимизация трудозатрат при разработке
Он спасает методолога от постоянных изменений в методическом руководстве, т.к. методолог приступает к разработке руководства только после согласования Рабочего плана с Заказчиком. Проще переработать рабочий план, чем переписать 100 страниц методички.
👩🏫 2. Подсказка при проведении обучения тренером новичком
Если тренер прочитал методическое руководство и освоил теоретический материал, разобрался в практических упражнениях то ему достаточно рабочего плана для проведения мероприятия.
🎓 3. Необходим и достаточен для опытного сотрудника
Опытному тренеру не нужно руководство, а вот план пригодится. И если не нужно никому передавать программу тренинга, то создав рабочий план вы сможете структурировать работу и контролировать процесс обучения.
🚀 4. Может использоваться как пилотный материал
Опытный тренер также на основании Рабочего плана может провести пилотную версию программы и уже после этого внести корректировки, и только потом писать методическое руководство для менее опытных коллег. План помогает организовать содержание, определить последовательность изложения и обеспечить логическую связь между разделами.
Содержание рабочего плана:
1. Общие сведения:
🏷 Название тренинга: краткое и информативное название, отражающее тему и содержание тренинга.
📅 Дата и место проведения: когда и где будет проводиться тренинг, если эта информация известна на этапе создания.
⏳Продолжительность: общее время, отведенное на тренинг, включая перерывы.
🖥 Формат обучения: очный или дистанционный, вебинар или тренинг или мастер-класс.
👥 Целевая аудитория: описание группы участников, для которых предназначен тренинг. Включает в себя информацию об их должностях, уровне знаний. Позволяет правильно сориентироваться в языке подачи материала и глубине изучения. Укажите количество обучаемых для которых возможно проведение данной программы, т.к. иногда меньшее / большее количество человек может сломать механику обучения.
🎯Цели обучения: Общие стратегические цели, которые должны быть достигнуты в результате прохождения тренинга. Например, развитие навыков лидерства, улучшение командной работы, обучение новым методам работы с программным обеспечением и т.д.
📝 Задачи обучения: Конкретные и измеримые шаги, которые помогут достичь поставленных целей. Задачи должны быть сформулированы так, чтобы было ясно, какие знания, умения участники должны приобрести, и к каким осознаниям прийти.
🎓 Требования к преподавателю: не лишним будет указать знанием какой теории должен обладать тренер, а также его опыт работы. Так, например не все умеют работать с большой аудиторией, а если это важно для вашей механики, то необходимо учесть все нюансы.
2. Основное содержание
Состоит из последовательности логических блоков, в каждом из которых присутствует:
⏰ указание временного промежутка, что помогает организовать время эффективно и уложиться в намеченные сроки,
🎯 краткое описание цели и результатов блока. Позволяет понять какое именно знание, умение, понимание мы должны сформировать в данном блоке.
🧩 краткое описание происходящего: если теория, то основные подразделы, если практика, то краткий ход задания, здесь же формулируются методы обучения кейс-стади, мозговой штурм, ролевая игра, интерактивная теория и т.п.
🧠 в конце указывается вывод, к которому нужно привести участников,
📚 указание дополнительных материалов: какие слайды презентации, страницы рабочей тетради, какой раздаточный материал используется для проведения данного блока.
Что важно учесть:
1. Помимо основной теории ваш план всегда должен содержать введение и завершение тренинга.
Введение — это та часть, где вы знакомитесь с участниками, описываете цели и задачи обучения, а также либо работаете с их ожиданиями, либо формируете мотивацию. 👋
Завершение — это блок, где вы подводите результаты обучения. Продумайте как вы сможете оценить эффективность: тест, практикум, анкета обратной связи, устная рефлексия? 📊
Полезные советы:
🌟 План должен быть логичным. Завершение одного блока дает возможность последовательно перейти к следующему, либо позволяет закрыть одну тему и начать другую.
🌟 Добавьте в ваш план интерактивных материалов: видео, аудио, интерактивные опросы и т.п. В современном мире люди привыкли к диджитал, это позволит оживить динамику группы.
🌟 Проверьте соответствие плана целям и задачам обучения. Знания формируются теорией, в разном виде подачи, а умения практикой. Рассказав теорию, вы умение не сформируете.
Создание рабочего плана требует от тренера глубокого понимания темы, целей обучения и особенностей аудитории. План должен быть гибким, чтобы в процессе обучения можно было адаптироваться к потребностям группы, но при этом достаточно детализированным, чтобы тренер мог легко следовать заранее продуманной структуре и не упустить важные моменты.