Найти тему
Катехизис и Катарсис

СССР – еврейское государство?

12 мая 1927 года Павел Николаевич Милюков, бывший министр иностранных дел Временного российского правительства, выступал в Риге с лекциями о судьбах родной страны. На одной из них, озаглавленной «Европа, Россия и еврейство», благороднейший Павел Николаевич, критикуя советское руководство, говорил: «…Что же сделали коммунисты для еврейства? Ничего, кроме фанфаронского проекта Крымской еврейской республики, выработанного для отвлечения еврейских масс от сионизма. Крымский проект оказался блефом…» — «А что еще можно ждать от этих антисемитов? Это возмутительно!» — прошелестело по рядам и откатилось аплодисментами.

Белогвардейский плакат «мир и свобода в Совдепии»
Белогвардейский плакат «мир и свобода в Совдепии»

Интересные материалы приоткрываются. Один из главных антисоветчиков Милюков, не замеченный в симпатиях к якобы "еврейской власти", критикует СССР за... антисемитизм. Более того, некоторые евреи терпели и бытовые проблемы:

Гонение на нэпманов, среди которых было много евреев (в 1924 году евреям принадлежало в Москве 75 процентов парфюмерных, 55 процентов мануфактурных, почти половина ювелирных, свыше трети галантерейных магазинов, а также повсюду в Москве евреи пооткрывали маленькие будочки, в которых торговали хлебом с колбасой), вызвало даже разговоры о преследовании евреев в СССР. Эмигрантская газета «Руль» в 1931 году писала: «Лишенцев в Союзе пять процентов, а среди евреев — сорок-пятьдесят. Раскулачивание распространено и на еврейские местечки… лишение прав означает, что у них (лишенцев) отнимали карточки и хлеб приходилось покупать по сорок копеек фунт».

Территориальное деление КрАССР к 1938 году. Еврейские национальные районы показаны тёмно-синим.
Территориальное деление КрАССР к 1938 году. Еврейские национальные районы показаны тёмно-синим.

Ещё раз: эмигрантская печать жалеет евреев в СССР. Правда, евреев определённых и классово близких, но всё же. Конечно, нэпманов и торгашей прижимали тогда не из-за нации, а из-за деятельности. Но некоторые евреи верили в мифы о всевластии масонов и решались на интересные дела:

В 1931 году занесла к нам нелегкая Генриха Иосифовича Глезера. Когда-то, до двадцати семи лет, он жил в Польше, а в 1902 году муза дальних странствий позвала его в Африку... Завел на земле туарегов торговлишку, скопил капитал, купил два дома, женился на Еве Абрамовне Инфельд..., завел двух сыновей и, казалось, обрел достойное место под жарким африканским солнцем. Но тут, как на грех, слухи о «советском Израиле» позвали Генриха Иосифовича в дорогу, в первую в мире страну социализма. Он продал свои дома, набил чемоданы нужными и ненужными вещами и вместе с женой отплыл на пароходе в Россию... Оказавшись в Москве, Глезер положил свои капиталы в Госбанк и стал жить на проценты. Осмотревшись, он убедился в том, что евреев здесь действительно много, но все они какие-то не такие, да и жизнь какая-то странная:... И все чего-то боятся. Генрих Иосифович долго думал и решил, что все безобразия в стране происходят из-за того, что правит в ней не еврей Троцкий, а грузин Сталин. Своими мыслями он делился с друзьями. Он был уверен: свои евреи его не подведут, не донесут на него. Но Генрих Иосифович на этот раз ошибся и, видимо, в последний раз. НКВД стало известно о том, что он ругает жизнь в СССР, восхваляет жизнь в капиталистических странах, проклинает вождей партии и членов правительства, а недавно вообще сорвал со стены портрет Сталина и шмякнул его об пол. Наконец Глезера арестовали, и Московский городской суд (председательствующий Иванов) дал ему пять лет лишения свободы, а чтобы Рва Абрамовна без него одна в Москве не скучала, дал три года и ей.

Поверил, значит, бедный Глезер в еврейское царство СССР, приехал в него, а тут на тебе - интернациональное государство без всякой тайной еврейской власти. За свои заблуждения он получил пять лет тюрьмы. Интересно, сколько готовы получить распространяющие мифы о "еврейской революции" люди? И почему они упорно не считают русских за хозяев своей страны? Они в 1917-м ведь показали настоящее национальное освобождение. Сие загадка. Тель хай!

Евгений Юрьевич – Историк на полставочки