Янтарь — органический материал, получаемый в результате окаменения древесной смолы. Используемый с античных времён в ювелирном деле, этот камень часто приравнивается к драгоценным камням, а его золотистый цвет делает его ещё более драгоценным! Янтарь — уникальный камень, издавна покоривший человека красотой яркого многоцветья. Среди бесчисленных оттенков встречаются светло-жёлтый или интенсивно окрашенный, напоминающий драгоценный топаз. Белый, как слоновая кость, или коричневый, красновато-коричневый, почти чёрный.
Декоративные качества и возможности обработки янтаря были оценены ещё в глубокой древности, но время использования янтаря как материала для художественных изделий в Европе падает на XVII и XVIII века. Начиная с середины XVII века янтарь применяется для изготовления множества разнообразных предметов. Вслед за мелкими вещами дамского туалета начинают делать рамы для зеркал, люстры, вазочки, бокалы, табакерки, трубки, набалдашники тростей, эфесы шпаг, чётки и другие произведения искусства с мерцающими отблесками. Янтарь от жёлтого до красноватого цвета может содержать включения животных или растений, попавших в смолу миллионы лет назад, что делает их настоящими реликвиями прошлого, полезными для науки.
Изделия из янтаря ценились настолько высоко, что обычно записывались в инвентари и описи дворцовых сокровищ среди драгоценных камней и произведений ювелирного искусства. Так, например, в списках драгоценностей французского двора уже в XIV-XV веках значились художественные поделки из янтаря. Людовику XIII принадлежали янтарные шахматы с янтарной же доской. Особенно много роскошных предметов из янтаря имелось у Людовика XIV: несколько шкафчиков с тончайшими барельефами, зеркала в широких янтарных рамах со скульптурными фигурами и резными орнаментами и многое другое. Из своей янтарной коллекции король отбирал ценности для презентов особо высоким гостям. Так, многие изделия из янтаря стали подарками посланнику сиамского короля. Из числа предметов, составляющих гордость королевской коллекции, выделялась большая жёлто-красная ваза в форме гондолы, которую поддерживали драконы. Здесь же была большая ваза жёлтого янтаря в виде морского судна, обвитого гирляндами цветов и фруктов, украшенного белыми фигурами Нептуна и морских коней.
Большая часть этих драгоценных предметов производилась в Бранденбурге и затем в Пруссии. На её территории были большие запасы янтаря, добыча которого являлась государственной монополией. Янтарь составлял гордость Пруссии. Совершенство же его художественной обработки принесло вполне заслуженную славу янтарным изделиям. Их производство в XVII-XVIII веках сосредотачивалось в Кёнигсберге, Данциге, Любеке и Эльбинге. В этих городах существовали особые цеха мастеров-янтарщиков. Каждый из них работал в своей мастерской самостоятельно, являясь кустарём-художником, приобретая янтарь в казне. Особой известностью в середине XVII века пользовался нюрнбергский мастер Лаврентий Цик, которому принадлежит идея украшения предметов из янтаря чрезвычайно тонкой резьбой и гравировкой. Кроме того, он начал вводить в янтарные изделия слоновую кость, также украшенную резьбой. Позднее искусство гравирования по янтарю передаётся в Кёнигсберг и Данциг, и мода на него сохраняется вплоть до начала XVIII века.
С 20-х годов XVIII века первенство в искусстве обработки янтаря переходит к дрезденским токарям-янтарщикам — отцу и сыну Крюгерам. Самые лучшие и дорогие янтарные вещи их работы были вывезены в Италию и Турцию. Одной из основных статей торговли Пруссии являлся экспорт янтарных изделий в Польшу, Австрию и Венецию, откуда они попадали на Восток — в Турцию, Персию, Китай и даже в Африку, где также высоко ценились.
Большое количество янтарных изделий расходилось по Европе в виде подарков бранденбургских курфюрстов европейским монархам. Со временем изделия из янтаря стали традиционными подарками Бранденбурга (и позднее — прусского двора) при дипломатических посольствах и личных встречах коронованных особ.
Богатейшая коллекция изделий из янтаря, собранная саксонскими курфюрстами и королями в музее-сокровищнице «Грюнес Гевёльбе», (нем. Grünes Gewölbe) или «Зелёные своды» в Дрездене, дворцовый музей в Мальборке (Польша) хранят лучшие изделия из янтаря, уцелевшие до наших дней. Большая коллекция изделий из янтаря находилась до 1941 года в замке в Кенигсберге.
В Россию ценные янтарные изделия на протяжении XVII-XVIII веков попадали в основном в качестве дипломатических подарков. Особенно частыми такие подарки стали в царствование Алексея Михайловича, когда оживляются дружественные отношения Москвы и Бранденбурга. При встречах происходил традиционный обмен подарками: со стороны Москвы — меха и парча, от Бранденбурга — янтарь и кони.
В 1649 году из Кёльна на Шпрее в Москву едет судья Генрих Рейер, который везёт в подарок царю «приличную штуку» из янтаря, 6 янтарных блюд «для сладостей» и другие янтарные «галантерейные вещи». Через 6 лет подобные же подарки привозит секретарь Лазарь Киттельман, прибывший в Москву с письмом от великого курфюрста и с поручением добиться от московского правительства обещания не вторгаться в пограничные прусские земли во время войны с Польшей (в то же время Киттельману была дана тайная инструкция просить у московского царя помощи против шведов).
В конце 1673 года в Москву из Бранденбурга приезжает Иоахим Скультениус. Он привозит в подарок царю большое количество янтарных изделий, в том числе янтарную люстру с серебром на 8 свечей, большую вазу с резными фигурами белого янтаря, отделанную золотом, большой драгоценный ларец со множеством выдвижных ящиков и картин, 2 высоких подсвечника и несколько маленьких досок (видимо, барельефов). Интересно, что большой ларец в действительности был по форме русским ларцем-«подголовком» для хранения драгоценностей и важных документов. Название определялось тем, что такие ларцы ставились под подушку во время сна и отдыха, были удобны при зимних путешествиях, когда ехали в санях, лёжа в пуховиках, с неизбежным подголовком под подушкой. Оригинальная форма ларцев-«подголовков» с покатой крышкой была создана на Руси и не бытовала в Западной Европе. Любопытно, что «подголовок» с янтарной отделкой и множеством интересных мелочей, зеркалом и ящичками внутри был создан немецкими мастерами специально для поднесения русскому двору. Видимо, он произвёл впечатление, потому что его не сразу отправили в «Государеву казну», а оставили в Передней палате Кремлёвских теремов, где проходили приёмы.
В августе 1675 года Скультениус вновь прибывает в Москву с подарками от курфюрста, среди которых находилось большое зеркало, отделанное янтарём. В документах дворцовых кремлёвских архивов сохранилось описание этого уникального изделия. В янтарной облицовке рамы был применён янтарь разных тонов. Зеркало декорировано колонками из янтаря обычного цвета, а также скульптурными человеческими фигурками из белого янтаря. Под пластинки прозрачного янтаря были подложены, или, как говорит опись, «втираны люди и личины белые костяные». Среди хранившихся в царской казне десятков зеркал с рамами из серебра, черепахи, золочённой резьбы — янтарное было единственным.
Во второй половине 1689 года в Москву приезжает с извещением о вступлении на престол курфюрста Фридриха II тайный секретарь Иоганн Рейер с подарками для царей на общую сумму 2270 данцингских гульденов.
Позднейшие исследования польских учёных о работах данцигских резчиков-янтарщиков для дипломатических подарков русским царям позволили, кроме уточнения чисто исторических сведений, получить представление о том, как выглядели эти уникальные предметы, сколько времени было затрачено ни их изготовление, какова их стоимость. Кроме того, стало известно имя одного данцигского мастера Михеля Редлина, который к счетам за изделия приложил описание и рисунки-наброски.
Надворный советник курфюрста бранденбургского Фридриха Вильгельма упомянутый выше Иоганн Рейер представил своему господину «примерное описание презентов из янтаря» московским царям. Под номером один числится «кабинет (шкатулка), выполненный с полным соблюдением пропорций по правилам архитектурного искусства» из крупных частей янтаря. На светлых, прозрачных кусках очень искусно и тонко вырезаны ландшафты. Иногда под прозрачный янтарь подкладывалась резьба из белого янтаря или слоновой кости. Все четыре стороны шкатулки выполнены в одной технике. Если поднять шкатулку, то образуется два ящика, так как они помещены один над другим. Внизу, у ножек, восемь выдвижных ящичков, на каждой стороне по два. По словам Редлина, большие ларцы требовали упорной работы в течение года. Этот кабинет был оценен в 1150 флоринов и поднесён правительнице царевне Софье.
Под вторым номером в описании презентов значится шахматная доска из массивного янтаря всевозможных цветов. Шахматные фигуры сделаны из светлого прозрачного янтаря. «Настольная игра (шахматы)» оценивалась в 500 флоринов. Она была поднесена царю Петру Алексеевичу.
Под третьим номером числилась большая люстра, штанга которой составлена из крупных, художественно обработанных кусков янтаря. Под светлым, прозрачным янтарём на золотых листках очень искусно контуром нарисованы портреты римских и германских императоров. К штанге «прикреплены двенадцать рожков со светлыми трубками и чашами, сверху шесть и снизу шесть, сами рожки вырезаны из слоновой кости [...] все очень искусно декорированы разнообразным по цвету янтарём». Михель Редлин клятвенно заверял, что он более 2-х лет работал над этой люстрой. Свою работу он оценил в 600 флоринов. Это уникальное произведение поднесли царю Ивану Алексеевичу.
Наличие в собрании Екатерининского дворца-музея большого количества изделий из янтаря сверх приведённого перечня свидетельствует о том, что подобные подарки русским царям делались и позднее, на протяжении всего XVIII века. Из них и составилась частично сохранившаяся коллекция. К сожалению, большая часть подарков, хранившихся в Оружейной палате Московского Кремля, до нас не дошла. Принято считать, что вещи погибли при пожаре в царствование Анны Иоанновны.
Листайте вправо→
С переносом столицы России из Москвы в Петербург значительное количество дипломатических подарков прежних времён перекочевало в новую столицу. Много янтарных вещиц, правда, не столь пышных и нарядных, как дипломатические подарки, привозилось из-за границы и продавалось. Предметы из янтаря имелись в аристократических коллекциях. При аресте лейб-медика Елизаветы Петровны Ивана Лестока «канцелярия тайных розыскных дел» среди другого имущества конфисковала 4 янтарные табакерки разных форм с резьбою и одну с портретом, рожок янтарный резной и фигурку янтарную «наподобие лежащего старика».
Интересная коллекция янтарных изделий хранилась когда-то у графов Шереметевых в «куншкамере» их Фонтанного дома. Основу коллекции драгоценностей, произведений искусства и просто «раритетов» собрал сподвижник Петра I фельдмаршал Борис Петрович Шереметев. Здесь находились, в частности, массивные золотые ключи от ворот города Риги, поднесённые фельдмаршалу депутацией горожан «яко победителю» в 1710 году. Из янтарных предметов в коллекцию входили табакерки, шкатулки, песочные часы и многое другое.
Янтарные изделия не утрачивают своего значения и в начале XIX века. В описи драгоценностей, оставшихся после смерти графа Николая Петровича Шереметева, любителя всего изысканного и прекрасного, находим и янтарь: «Пять табакерок янтарных разной фигуры с золотыми украшениями и без оных [...] 24 бонбоньерки янтарные разной величины, в том числе некоторые с золотою оправою [...] Один набалдашник к трости янтарный [...]».
Вспомним и у А. С. Пушкина в «Евгении Онегине»: «Янтарь на трубках Цареграда...».
В музеях нашей страны и за её пределами хранится немало янтарных предметов прежних коллекций.