Найти тему

Курсовая работа: "Гендерная социализация детей разного возраста (дошкольники, младшие школьники).

Оглавление

Аннотация

Введение

Глава 1. Теоретические аспекты гендерной социализации

1.1. Сущность гендерной социализации

1.2. Гендерная социализация как процесс

Глава 2. Специфика гендерных аспектов социализации детей разного возраста

2.1. Гендерные аспекты социализации в раннем детстве

2.2. Гендерные аспекты социализации дошкольников

2.3. Гендерные аспекты социализации младших школьников

Заключение

Список использованных источников

АННОТАЦИЯ

В данной курсовой работе рассмотрены основные теоретические вопросы, связанные с гендерными аспектами социализации детей разного возраста.

Предпосылками для написания данной работы является то, что гендерная социализация в основном обусловлена ролью общества и стандартами, которые оно требует. Родительское воспитание и воспитание в детских образовательных учреждениях направлено на воспитание гендерно-типичного поведения.

Целью работы является исследование гендерных аспектов социализации детей разного возраста.

Данная курсовая работа состоит из 28 страниц и включает в себя две главы, введение, заключение и библиографический список.

Во введении изложена цель работы, актуальность выбранной темы, а так же поставлен ряд задач, которые предстоит решить в ходе анализа данной темы.

Первая глава посвящена рассмотрению теоретических аспектов гендерной социализации. Во второй главе исследуется специфика гендерных аспектов социализации детей разного возраста.

В заключении описаны полученные результаты проделанной работы.

Фрагмент курсовой работы предоставлен для ознакомления. Оригинальность работы 93%.

Отчет о проверке
Отчет о проверке

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность работы. С момента рождения все люди подвержены процессу социализации, который, помимо прочего, служит для поддержания социальной системы, а также позволяет нам понимать и развивать нашу идентичность.

Социализация – это процесс, в ходе которого человек врастает в окружающее его общество и культуру и становится социально дееспособным субъектом. В этом процессе ребенок постепенно становится личностью, обладающей навыками и знаниями о себе. В отличие от этого, образование означает то сознательное действие, целью которого является положительное влияние на структуру личности.

Социализация всегда происходит в рамках общества, культуры и личности, причем эти переменные коррелятивны, так что ни одна из них немыслима без другой. Таким образом, этот процесс всегда зависит от соответствующей культуры, хотя эта культура также подвержена постоянным изменениям.

Нормы и ценности, очевидно, по-разному передаются следующему поколению, причем реакции детей на различное обращение со стороны взрослых долгое время описывались как обучение подражанию или отождествлению с соответствующими гендерными ролями. Даже к младенцам взрослые относятся совершенно по-разному, в зависимости от того, мальчик это или девочка. Маленькие дети очень скоро учатся распознавать различия между мужчинами и женщинами, даже на невербальном уровне, и вскоре начинают распознавать различия в своем поведении и в своем поведении по отношению друг к другу.

Даже если родители очень стараются воспитывать своих детей в гендерно-нейтральной манере, они вскоре упираются в внешние ограничения, так как, с одной стороны, неосознанно передают свои идеи, а с другой стороны, не могут избежать влияния среды.

В этой связи изучение проблематики гендерных аспектов социализации детей разного возраста является актуальным.

Теоретическая основа работы. При написании курсовой работы были использованы труды психологов и социологов, посвященные впросам гендерной социализации детей, в частности таких, как: З. Р. Амет-Уста, А. В. Анциферова, К. А. Ахмедпашаева, Н. К. Волошина, Н. Ю. Ган, З. К. Гареева, Е. С. Горностаева, Т. М. Дадаева, Т. Л. Журавлева, А. И. Ковалева, М. В. Козуб, О. Н. Комарова, В. Р. Лисина, М. А. Мокаева, Г. И. Мужипова, С. В. Недбаева, С. Д. Поляков, С. И. Пратов, Е. А. Пучкова, С. А. Расчетина, Л. Р. Салаватулина, Т. В. Склярова, А. В. Черепанов, Е. П. Чеснокова, Ю. Е. Шадрина и др.

Цель работы - исследовать гендерные аспекты социализации детей разного возраста.

На основе заявленной цели, в курсовой работе решаются следующие задачи:

раскрыть сущность гендерной социализации;

рассмотреть гендерную социализацию как процесс;

определить гендерные аспекты социализации в раннем детстве;

охарактеризовать гендерные аспекты социализации дошкольников;

раскрыть гендерные аспекты социализации младших школьников.

Объектом исследования в курсовой работе является - процесс гендерной социализации.

Предмет исследования - специфика гендерных аспектов социализации детей разного возраста.

Проблема исследования видится в отсутствии комплексных исследований гендерных аспектов социализации детей в онтогенезе.

Гипотеза исследования. В основе социализации лежит онтогенез по мере взросления.

Методологическая основа исследования. Для изучения процесса гендерной социализации детей разного возраста в курсовой работе применен комплексный подход, который предполагает получение непротиворечивых выводов о нескольких аспектах функционирования социального объекта на основе единой методологии, разработанной с учетом данных разных дисциплин.

Методы исследования. При написании курсовой работы использовались теоретические методы исследования, в частности: теоретический анализ и обобщение специальной литературы по проблеме исследования; анализ, синтез и дедукция.

Новизна работы. Новизна курсовой работы заключается в рассмотрении гендерных аспектов социализации детей в онтогенезе.

Структура работы. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованных источников. В первой главе раскрываются теоретические аспекты гендерной социализации. Вторая глава посвящена исследованию специфики гендерных аспектов социализации детей разного возраста.

Курсовые, дипломные работы по психологии и педагогике с высокой оригинальностью. Консультационные и репетиторские услуги для студентов. "Магистр 34". Перейти на сайт.

Контакты: Telegram / WhatsApp / ВКонтакте /

Т. 7-988-027-88-34.

-3

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ГЕНДЕРНОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ

1.1. Сущность гендерной социализации

В научных и практических публикациях, связанных с развитием ребенка, используются различные подходы, которые используются для объяснения гендерных различий. А. И. Ковалева [Ковалева, 2022] выделяет следующие различные теоретические точки зрения, посвященные гендерному развитию:

подходы, основанные на теории эволюции, использующие линию рассуждений, в которой гендерная дифференциация объясняется эволюционным развитием людей и рассматривается как преимущество в выживании;

биологические подходы, использующие различные биологические влияния для объяснения гендерных различий. Примерами могут служить половые гормоны и структура мозга;

теории когнитивной психологии, объясняющие происхождение полов под влиянием когнитивно-мотивационных факторов. Эти теории подчеркивают, что ребенок активно участвует в принятии гендерно-типичного поведения. Гендерное развитие описывается преимущественно как процесс самосоциализации. В качестве примера здесь можно привести теории гендерных схем и теорию социальной идентичности;

другие подходы, подчеркивающие влияние культурных и социальных структур и делающие их ответственными за гендерное развитие.

Термин "социализация" используется для описания влияния общества на развитие личности человека.

Социализация - это явление, которое рассматривается с разных точек зрения. Социологическая перспектива приводит к описанию самого процесса как значимого в контексте широкого горизонта социальных явлений. С психологической точки зрения раскрываются механизмы, позволяющие человеку строить свой социальный опыт и то, какое значение для его функционирования и развития имеют эти переживания. С психопедагогической точки зрения учитывается процесс приобретения навыков функционирования в социальной среде и стимулирующих действий, поддерживающих и направляющих этот процесс.

Это понятие можно рассматривать как с более широкой, так и с более узкой точки зрения. По мнению Н. К. Волошина: "социализация - это совокупность процессов взаимодействия индивида и его социокультурной среды, продолжающихся на протяжении всей его жизни и включающих как усвоение требований этой среды и адаптацию к ней, так и преобразование ее в результате собственных действий" [Волошин, 2021 : 14]. Более узкое понимание социализации дает Е. А. Пучкова: "социализация к раннему развитию личности, когда ребенок внедряется в социальную жизнь, знакомится с ее нормами и правилами поведения. Это позволяет нам войти в социальный мир и в результате стать сознательным членом общества" [Пучкова, 2021 : 126].

Список использованных источников:

1. Амет-Уста, З. Р. Гендерная социализация детей: методическое сопровождение в условиях дошкольного образовательного учреждения // Проблемы современного педагогического образования. 2020. № 66-2. С. 15-18.

2. Анциферова, А. В. Гендерная социализация детей дошкольного возраста // Актуальные проблемы дошкольного образования. 2020. С. 20-24.

3. Ахмедпашаева, К. А. Гендерная социализация детей // Развитие правового сознания в образовательном пространстве. 2019. С. 157-162.

4. Волошина, Н. К. Гендерная социализация мальчиков и девочек в условиях раздельно-параллельного обучения и воспитания в начальной школе : [монография] / Н. К. Волошина, Н. П. Шишлянникова. - Абакан : Изд-во Хакасского гос. ун-та, 2021. - 111 с.

5. Ган, Н. Ю., Пономарева, Л. И. Особенности процесса гендерной социализации в дошкольном возрасте // Образовательный вестник Сознание. 2019. Т. 21. № 10. С. 17-22.

6. Гареева, З. К. Гендерные особенности дошкольников: социально-педагогический аспект [Текст] / З.К. Гареева // Обучение и воспитание детей и подростков: от теории к практике. Коллективная монография. Отв. редактор А.Ю. Нагорнова. Ульяновск, 2020. С. 130-140.

7. Горностаева, Е. С., Новичкова, М. З. Гендерное воспитание как условие социально безопасной социализации дошкольников // Актуальные проблемы безопасности детей и подростков. Материалы Всероссийской научно-практической конференции. Саратов, 2021. С. 112-117.

8. Дадаева, Т. М. Гендерная социология : учеб. пособие / Т. М. Дадаева. - Саранск : Из-во Мордовского университета, 2021. - 105, [2] с.

9. Ковалева, А. И. Социализация личности: норма и отклонение : монография / А. И. Ковалева. - 2-е изд., перераб. и доп. - Москва : Изд-во Московского гуманитарного ун-та, 2022. - 443 с.