Найти тему
Оперативный отдел

"Слово пацана. Кровь на асфальте". Советская трагедия...

Оглавление

Сразу скажу: фильм обманул мои ожидания.

Да, да, да - именно так.

Ожидал я очередного сеанса смакования бандитских "понятий", насилия, крови.

Ну как "ожидал"? Предчувствовал, потому и не хотел долгое время смотреть.

Ожидал увидеть очередной вариант "Бригады", "Антикиллера" или вот хотя бы такого опуса начала нулевых как "24 часа". В общем, опасался увидеть очередную "сагу", романтизирующую образ жизни "крутых парней", находящихся в перманентных неладах с законом.

А мне этого не нужно.

Ни мне, ни моим детям.

Но однажды наткнулся на цитаты из "Слова пацана"- и решил всё-таки посмотреть.

Нет, в фильме, конечно, я обнаружил достаточно и "понятий", и всего остального, в том числе крови.

Но - на мое удивление! - фильм получился вовсе не об этом, и вышел он у авторов (вольно или невольно!) гораздо более глубоким, чем я мог ожидать на основании "опыта" предыдущих 20-25 лет, полностью отвративших меня от российского кинематографа.

Как оказалось - в России еще могут делать хорошее, по-настоящему хорошее кино...

О чем фильм?

Это не боевик, не изделие жанра "криминал, драма" для бездумного потребления в развлекательных целях.

Это самая настоящая трагедия.

Вот есть такой роман Теодора Драйзера, вышедший в 1929 году - "Американская трагедия". В 1981 году в СССР был даже снят одноименный фильм по этому роману. Мы ж любим бичевать недостатки и пороки других стран, особенно США, правда же?

Но "Слово пацана..." на мой взгляд вполне заслуживает другое, более точное название - "Советская трагедия".

Ведь о чем этот фильм? Такой я задал себе вопрос после того, как меня более или менее "отпустило" первое (сильное) впечатление.

Это фильм о том, какое людское горе исподволь пропитывало внешне "благополучное" советское общество и разливалось, захлестывало людей, живущих при "самом передовом общественно-политическом и государственном строе".

И речь даже не о молодых людях - членах молодежных группировок. Их конечно жаль, но жаль "постольку-поскольку". Поскольку, слава богу, находишься вне соприкосновения с ними.

В фильме они выведены вполне себе "симпатичными", харизматичными, вызывающими сочувствие.

Выглядят как вполне себе обыкновенные подростки из, скажем, провинциального советского пионерлагеря.

Эдакие "тимуровцы".

Ну, в крайнем случае, эдакие хулиганы из команды Михаила Квакина.

Пацаны из "Слово пацана...". Кадр из фильма. Источник: Яндекс.Картинки
Пацаны из "Слово пацана...". Кадр из фильма. Источник: Яндекс.Картинки

Ну, это законы жанра - простим создателям. Это же художественное кино. Не станешь же показывать их настоящих.

Да и, как я понял в итоге, смысл фильма был не в том, чтобы в мельчайших деталях показать истинную правду того времени.

А я, как человек, бывший в то время лишь немного старше их "старших", прекрасно помню, какими они были на самом деле. Это было гораздо, гораздо хуже и страшнее того, что показано в фильме.

В фильме пацаны выведены скорее "озорниками", лишь иногда переступающими закон. Но настоящие группировщики были гораздо более... страшными.

Да, именно страшными. Не внешне (хотя и внешне не подарок).

Вот советский документальный фильм "А у вас во дворе?" дает некоторое представление. Просто посмотреть на эти "лица"...

"Группировщики" из документального фильма "А у вас во дворе?", 1987 г. Не приведи господь встретиться с такими на "узкой тропинке"...
"Группировщики" из документального фильма "А у вас во дворе?", 1987 г. Не приведи господь встретиться с такими на "узкой тропинке"...

Эти люди - молодые люди! - были страшны, как страшны дикие опасные звери, которые выбрались из кем-то и почему-то оставленных открытыми клеток зоопарка, и начали разгуливать по городу,...

Тем не менее, большинство из этих пацанов были бы при деле и не стали бы сбиваться в опасные стаи, будь в СССР разрешен просто-напросто обыкновенный частный бизнес, хотя бы в таком виде, в котором он существует последние лет 20-25.

И это, конечно, трагедия этой молодежи. Молодежи, безусловно энергичной и "пассионарной". Вместо того, чтобы стать более или менее успешными бизнесменами, многие из них оказались на кладбище...

Просто потому, что частное предпринимательство в СССР на идеологическом уровне было объявлено вне закона (до Горбачева) и криминализировано.

Какие-либо виды легального частного заработка, еще остававшиеся в незначительных масштабах в СССР, относились к "социально не одобряемой деятельности" и в средствах массовой пропаганды порицались...

"Налетай, торопись, покупай живопИсь!" - образ "предпринимателя" в советской пропаганде - ничтожной личности, подлежащей осмеянию...
"Налетай, торопись, покупай живопИсь!" - образ "предпринимателя" в советской пропаганде - ничтожной личности, подлежащей осмеянию...

И чем прикажете заниматься молодым, сильным, энергичным людям в условиях, когда везде и всякая инициатива в любой (не только в экономической) области жестко подавляется?

- А что ты предлагаешь, Вов? Как батя мой, на завод пойти и бухать каждый вечер? Что делать-то, Вов?..

Вот - вопрос!

Вопрос, заданный одним из героев фильма в седьмой серии.

В те времена у молодых людей такого склада особого выбора не было.

Точнее, выбор конечно был. Выбор есть всегда, как известно.

Но не всегда выбор - безобидный.

Бывает так, что выбор жесткий. И даже жестокий.

Порою смертельный.

У "пацанов" выбор - черно-белый. Или прожить короткую, но яркую жизнь, или влачить долгое унылое существование без каких-либо вдохновляющих перспектив. Пусть этот выбор и всего лишь ситуативная иллюзия.

Но в 80-х годах такие альтернативы выглядели более чем реальными.

А люди меж тем так устроены - они руководствуются иллюзиями.

Вот, не иллюзиями ли руководствуются люди, пытающиеся добиться пресловутого "успеха", который обычно понимается весьма и весьма расплывчато?

Говорящая сама за себя карикатура. Источник: Яндекс.Картинки
Говорящая сама за себя карикатура. Источник: Яндекс.Картинки

Конечно, иллюзиями!

Но иллюзия иллюзии - рознь...

И если бы дело было только в пацанах и их иллюзиях!

А ведь они все жили не в вакууме.

У каждого из них были мамы, у части из них - папы.

Сестры, братья, бабушки...

Мне больше всего было жаль именно этих, ни в чем не повинных людей.

Бабушка, на которую на старость лет обрушилось чудовищное горе - смерть от рук "группировщиков" любимого внука, единственной родственной души на всем белом свете...

Как она трогательно несла внуку в больницу бульон - ведь он там "голодный"! - не ведая, что ее везут на опознание...

Безутешная мать, потерявшая любимого сына, которого убил один из главных "героев" фильма, и который был убит потому что и сам был "группировщиком"...

Мать, в одиночку воспитывающая двух детей, сошедшая с ума после того, как она узнала что ее сын стал вором...

Маленькая сестренка "героя", которая из-за этого должна была попасть из любящей семьи в детский дом...

Девушки, ищущие любви, но нашедшие лишь горе и смерть...

Благополучные родители, честно трудившиеся всю жизнь и в конце трудовой карьеры обнаружившие, что один их сын - вор и бандит, а другой и вовсе убийца...

Сам юный герой фильма, попавший в конечном счете в тюрьму вместо того, чтобы стать музыкантом и найти свою любовь...

Фильм, как мне показалось, в первую очередь об этом...

Пацаны

Как ни странно, но сами по себе пацаны идут в фильме неким "фоном", и их жизнь показана вполне себе поверхностно и схематично.

И, проведя на одном дыхании несколько часов перед экраном, вспомнить сможешь лишь главных героев и еще нескольких персонажей второго плана из их непосредственного окружения.

Сама по себе группировка "универсамовских" выступает безликой аморфной серой массой - массовкой - но это ни в коем случае не упрек авторам.

Вова Адидас во главе "универсамовских". Кадр из фильма "Слово пацана...". Источник: Яндекс.Картинки
Вова Адидас во главе "универсамовских". Кадр из фильма "Слово пацана...". Источник: Яндекс.Картинки

Удивительного в этом, конечно, ничего нет. И в фильме группировка служит лишь одним из важных обстоятельств действия - не менее, но и не более - и в жизни группировки наполнялись в основном серой массой, ищущей в стае чувства собственной значимости, самоуважения и превосходства над другими.

Те пацаны, которых нам удается разглядеть, выглядят, пожалуй, не очень "убедительно". Ну, как-то не очень вяжутся с представлением о группировщиках такие лица:

-6
-7
-8

Я никогда не жил в Казани, но в те времена жил в другом, "прославившемся" наряду с Казанью на весь СССР городе (на Дальнем Востоке).

Именно поэтому образы школьников - маменькиных сынков в роли "группировщиков" меня не очень убедили.

Не очень убедительно в роли лидера группировки выглядит и сам Адидас:

Вова "Адидас" Суворов, лидер группировки "Универсам" по фильму "Слово пацана..."
Вова "Адидас" Суворов, лидер группировки "Универсам" по фильму "Слово пацана..."

Он больше похож на студента рабфака после армии, и выглядит... ну совершенно не "авторитетно".

Насколько я знаю "понятия" тех времен (а я их знаю) - такого бы лидеры "серого" и "черного" мира за своего бы не признали и не стали бы с таким разговаривать. Слишком уж "комсомольский" у него вид.

И не очень верится в то, что он отслужил в Афганистане. И не столько даже по внешнему виду, сколько по уровню "дел", которыми он занялся после демобилизации.

Как ни крути, а "афганцы" претендовали на нечто более серьезное, и уж по-любому приезжали из Афганистана более взрослыми умственно.

Переоценка ценностей происходит, знаете ли, когда под смертью ходишь...

Но на изображении выше Вова Адидас похож скорее на вожатого первого отряда пионерского лагеря, чем на лидера полубандитской молодежной группировки.

И если его брат (по фильму) Марат еще более или менее походит на уличного хулигана...

-10

...то его друг и один из главных героев фильма Андрей "Пальто" Васильев ну вообще никак не "тянет" на группировщика! Да и погоняло - "Пальто" - какое-то скорее унизительное, издевательское...

Андрей "Пальто" Васильев...
Андрей "Пальто" Васильев...

Авторы фильма могли бы и знать, что всякое г..но коначется на "о". Такая, во всяком случае, бытовала в те времена поговорка.

Словом, не очень верится, что такой "хороший мальчик" мог прижиться среди уличных хулиганов, да еще и жить некоей "двойной жизнью".

Ну не могло никак такого быть в советской школе!

Ты или "чушпан" по всем признакам, или "пацан". Просто так взять и стать "пацаном" только потому, что тебе "надоело быть чушпаном" - в этом столько же "правды", как в том, что ученого можно за несколько месяцев переквалифицировать в матерого уголовника, как это произошло в фильме (я бы сказал - в фильме-сказке) "Апостол"...

Кадр из фильма "Апостол". Источник: Яндекс.Картинки
Кадр из фильма "Апостол". Источник: Яндекс.Картинки

Но кино есть кино - не будем слишком строгими.

Все эти частности и придирки я авторам фильма, повторю, абсолютно и безусловно прощаю.

Тем более что превосходно, на все 100% точно они показали образ "синего" Кащея, имевшего "ходку" за грабеж.

Глядя на это мурло, слыша характерную демагогию, изрыгаемую сиплым прокуренным и пропитым голосом, я прямо чувствовал исходящее с экрана характерное "амбре" - смесь перегара и табачной вони:

-13
-14
-15
-16

И невольно вспоминались "те времена", в которые мне довелось "насмотреться" на эти "лица" более чем достаточно.

Как хочется, чтоб эти времена больше никогда не вернулись!..

Мать и сестра Андрея "Пальто" Васильева

По сюжету фильма Андрей воспитывался в семье без отца. Его и его пятилетнюю сестру в одиночку воспитывала мама.

Мама Андрея "Пальто" Васильева
Мама Андрея "Пальто" Васильева

Правдивая история, убедительный образ. Таких - очень бедных - семей и тогда, и сейчас более чем достаточно.

И вот, в один "прекрасный" день, мама Андрея натыкается на "наперсточников", которые ее практически и "раздевают". Увлекшись игрой, она проигрывает все имевшиеся у нее деньги и шапку.

Сцена игры в наперстки показана достаточно верно с точки зрения "технологии". На виду у "публики" напёрсточники дают выиграть подставному "игроку" (в фильме это Марат) - а затем знай только собирай денежки с "лохов".

"Достаточно верно" я написал потому, что видел, какие формы это принимало порою в действительности.

В 1988 году я по делам работы оказался в Пензе, неподалеку от железнодорожного вокзала.

И там увидел нечто.

"Напёрсточник" вынес свой нехитрый скарб на площадь, и через пять минут вокруг него образовалась толпа.

Сказать, что толпа эта была "дикой" - это просто не сказать ничего.

Обезумевшие - обезумевшие! - люди, расталкивая друг друга, совали свои десятки и четвертаки (большие деньги по тем временам!) наперсточнику, который только успевал засовывать купюры не маленького достоинства в свои карманы...

В фильме игра в наперстки происходила вполне себе "чинно" и вежливо, что, впрочем, никак не изменило "результат".

Мама Андрея осталась ни с чем, что в условиях крайней бедности семьи ставило всех в крайне затруднительное положение.

Но мир не без "добрых" людей.

"Пацаны" из группировки помогли Андрею обеспечить его мать шапкой, но...

Но оказалось, что шапка ворованная.

По сюжету фильма мать Андрея узнает это в крайне неприятных обстоятельствах и... сходит с ума.

Сходит с ума от того, что ее сын, оказывается, вор...

Это усиливает драматизм картины, но как хотите, а я не поверю, что это обстоятельство в СССР тех лет могло свести кого-либо с ума.

Дело в том, что в СССР к тому времени ворами в той или иной степени без преувеличения были все.

Просто потому, что "тащили" все, всё и отовсюду.

В СССР бытовала горькая шутка насчет того, что купить в магазине ничего практически нельзя, и в то же время дома у всех было всё...

К концу 80-х общественная "мораль" уже достигла такого состояния, что искренне стремиться к образу жизни "честного человека" мог, увы, только идиот.

Тем не менее, и других поводов сойти с ума у матери Андрея было более чем достаточно, так что ни в коем случае не берусь упрекать авторов фильма в этой части.

Ее могли просто ударить по голове с тяжелыми последствиями в темном подъезде с целью грабежа, и могла она "тронуться" и сама от тягот беспросветной жизни. Так что не столь важны конкретные причины.

А вот кого мне было действительно жаль до слез - это маленькую сестричку Андрея.

Пятилетняя сестра Андрея "Пальто" Васильева
Пятилетняя сестра Андрея "Пальто" Васильева

Лишиться любящей семьи и попасть в детский дом, особенно в те времена, это, как говорится, и врагу не пожелаешь...

"Комсомолец", руководитель ОКОД

"Комсомолец", руководитель "Оперативного комсомольского отряда дружинников" Денис Коневич вышел вполне себе гротескным персонажем.

Денис Коневич, руководитель ОКОД
Денис Коневич, руководитель ОКОД

Наверное, авторы хотели в этом собирательном образе второго плана сжато показать всё лицемерие, карьеризм, "продуманность" и подлость комсомольских активистов конца эпохи СССР и, чтоб два раза не вставать, заодно и свое личное - авторов фильма - отвращение к подобным "деятелям".

Но на мой взгляд авторы с этим слегка "перебрали", хотя чисто внешне (не считая карикатурных ужимок) образ вышел вполне себе "аутентичным", так что и его я авторам фильма в упрек тоже не ставлю...

Айгуль

Во многих прочитанных мною отзывах о фильме авторы этих отзывов часто пишут, что больше всего им жаль Айгуль.

Айгуль - 14-летняя девочка из числа "хороших", которой не повезло познакомиться с Маратом и, видимо, влюбиться в него.

Айгуль...
Айгуль...

Что поделаешь.

Любят девочки плохих парней. Се ля ви...

Лично мне знакома печальная история подруги моей жены, которая (подруга) влюбилась в уголовника и следовала всюду за ним тенью.

И не действовали на нее никакие доводы ни подруг, ни родителей.

Кончилась (в девяностые) эта "любовная история" тем, что она поехала вместе со своим "парнем" на какое-то зимовье, и там была им "благополучно" убита...

В фильме "Слово пацана..." Айгуль в силу трагического стечения обстоятельств оказалась в центре разборок двух группировок, была выкрадена враждебной группировкой, изнасилована, после чего затравлена "своими" же.

В результате, столкнувшись не только с травлей "своих", но и с презрением со стороны собственных родителей, она "шагнула" в окно...

Мне безусловно было ее жаль наряду с другими жертвами "веселой жизни" группировщиков.

Но... Но не могу сказать, что мне ее жаль "больше всех".

Я сожалею о ней примерно так же, как и о любой другой девушке, погибшей, к примеру, в автокатастрофе.

Ведь любят девушки гонять на высоких скоростях вместе со своими "крутыми" любимыми парнями на автомобилях или мотоциклах. Последствия порою печальны, но такова, увы, жизнь...

Если ты красива - перед тобой открываются многие двери.

Но и появляются дополнительные риски...

Источник: Яндекс.Картинки
Источник: Яндекс.Картинки

Вместо эпилога

Конечно, под определенным углом зрения трагизм сюжета фильма выглядит как вполне себе случайное стечение роковых обстоятельств.

Не попроси Марат Айгуль именно в этот день посидеть вместо него в видеосалоне - и не пришлось бы тогда Айгуль выходить в окно.

Не пришлось бы тогда Вове Адидасу идти на разборку а потом убивать "Желтого".

Не был бы он, глядишь, застрелен в результате и сам.

Но здравый смысл берет своё и ты понимаешь, что не сегодня, так завтра; не завтра, так послезавтра с героями произошло бы нечто подобное, если не хуже.

Просто потому, что дороги определенного направления ведут к своему закономерному "пункту назначения".

И единственный путь к спасению - вовремя с этой дороги сойти.

Это может быть очень не просто, особенно когда уже набита глубокая колея, а других дорог в окружающем бездорожье, собственно, и нет.

Поэтому так важно строить многие дороги в правильных направлениях, и выбирать лучшие из них.

"Те" дороги теперь в прошлом.

Теперь мы идем по другим дорогам.

Куда они приведут - покажет только будущее.

Ну а мы будем следить за развитием событий.

Подписывайтесь на канал, чтобы быть в курсе.

До встречи!