Научно-фантастический роман...
Даже не так!
Культовый научно-фантастический роман!
Написан Станиславом Лемом в 1961 году.
Зачем нам этот факт? Отвечу на вопрос моей любимой отмазкой переводчика:
Тут контекст нужен!
Кратко, что происходит в мире в этот период: радикальные перемены.
• 32 колониальные страны обрели Независимость;
• прекрасная рок музыка: the Beatles, the Rolling stones, Jimi Hendrix, Led Zeppelin, the Doors и т.д.
• сексуальная революция (ну, под такие-то песни, почему бы и нет?).
А также:
• холодная война;
• карибский кризис;
• землетрясение в Ташкенте.
И конечно же начало космической эпохи!
Эра пилотируемой космонавтики, первый полет человека в космос, запуски спутников.
Прекрасное время для писателя-фантаста. Вдохновились событиями своего времени многие. Оно и понятно, такие открытия! Перемены! Садись и фантазируй о новых мирах!
Так почему же Солярис стал культовым?
Мудрые литераторы могут конечно и посмеяться над моими наивными умозаключениями, но мне всегда казалось, что классикой произведение делает то, что оно показывает проблему человека или общества вне времени и контекста.
Маленький человек в обществе, моральные дилеммы, кризис среднего возраста или боль от разбитого сердца и ещё многие проблемы человечества знакомые каждой цивилизации.
О какой проблеме говорит Лем?
Об общечеловеческой.
Кто мы?
Набор чувств, воспоминаний и скудного, по временным рамкам Вселенной, опыта?
Или часть какого-то великого замысла? Некого тщеславного и всесильного создателя?
Или не такого уж и всесильного?
Раз даже в нашей базовой настройке такие баги.
Но без спойлеров, скажу, что концепция Бога описанного в книге мне, если не ближе, то однозначно понятнее предложенных религиями.
О чем книга?
Роман рассказывает о космическом исследователе Крисе Кельвине, который прибывает на космическую станцию, расположенную на планете Солярис.
Планета покрыта разумным океаном, который обладает способностью материализовать человеческие мысли и воспоминания.
Это приводит к появлению "фантомов" — физических воплощений скрытых страхов и желаний героев.
Любителям психоанализа понравится.
Кроме проблем с самоопределением, Лем задается вопросом, возможно ли полноценное понимание между различными разумными существами или человечество всегда будет ограничено собственными представлениями и культурными стереотипами.
В книге поднимаются вопросы о природе человеческой памяти, вины и искупления. Кельвин и другие члены экипажа сталкиваются с призраками своего прошлого, что вынуждает их переосмыслить свои поступки и чувства (я же уже упомянула психоанализ?).
Теперь, когда контекст времени, мотивы романа понятны, давайте обратимся непосредственно к автору.
Об авторе
Лем родился в 1921 году во Львове тогда ещё в Польше. Он изучал медицину в Львовском университете, но его образование было прервано Второй мировой войной.
После войны Лем продолжил обучение в Кракове, но так и не закончил его, выбрав карьеру писателя.
Первоначально Лем писал поэзию и прозу, но настоящую славу ему принесли научно-фантастические произведения.
Его первый роман, "Человек с Марса", был опубликован в 1946 году и принес ему первые положительные отзывы.
Одна из причин, почему Лем оказался так успешен в своем жанре было то, что многие идеи Лема предвосхитили современные научные открытия и технологические достижения.
Например, в своих произведениях он описывал концепции виртуальной реальности, искусственного интеллекта и нанотехнологий.
Так что не бойтесь фантазировать, вдруг через лет 60 попадете в точку.
И всё же, Лем стремился не просто создать очередную историю о контакте с инопланетной цивилизацией, а глубоко исследовать психологические и философские аспекты такого контакта
Лем черпал вдохновение из разнообразных источников, включая философию, психологию и естественные науки.
Он стремился понять, как бы выглядело столкновение человека с принципиально иной формой разума, отличной от всего, что мы можем себе представить.
Конечно это и описать трудно.
Нужно было создать нечто, что было бы одновременно понятным и непостижимым для читателя.
Лему удалось достичь этого баланса, что и сделало "Солярис" столь уникальным и запоминающимся произведением.
Кино
Роман был дважды экранизирован: в 1972 году Андреем Тарковским и в 2002 году Стивеном Содербергом.
Оба фильма по-своему интерпретируют оригинальное произведение, привнося в него новые акценты и трактовки.
Итог
"Солярис" — это не просто научно-фантастический роман.
Психологическое и глубокое философское исследование.
Я убеждена, что хорошая книга не просто даёт ответы на вопросы. Она ставит их перед читателем, формулирует и заставляет переосмыслить свои представления о сознании, общении и природе реальности.
Станислав Лем сумел создать произведение, которое продолжает вдохновлять и задавать вопросы, на которые до сих пор нет однозначных ответов.
И мне хочется надеяться, что мы не скоро их найдём.