Найти тему
Lady Di Writer

SOLARIS. Культ 60х

Оглавление

Научно-фантастический роман...

Даже не так!

Культовый научно-фантастический роман!

Написан Станиславом Лемом в 1961 году.

Зачем нам этот факт? Отвечу на вопрос моей любимой отмазкой переводчика:

Тут контекст нужен!

Кратко, что происходит в мире в этот период: радикальные перемены.

• 32 колониальные страны обрели Независимость;

• прекрасная рок музыка: the Beatles, the Rolling stones, Jimi Hendrix, Led Zeppelin, the Doors и т.д.

• сексуальная революция (ну, под такие-то песни, почему бы и нет?).

The Doors
The Doors

А также:

• холодная война;

• карибский кризис;

• землетрясение в Ташкенте.

И конечно же начало космической эпохи!

Эра пилотируемой космонавтики, первый полет человека в космос, запуски спутников.

Спутник-1
Спутник-1

Прекрасное время для писателя-фантаста. Вдохновились событиями своего времени многие. Оно и понятно, такие открытия! Перемены! Садись и фантазируй о новых мирах!

Так почему же Солярис стал культовым?

Мудрые литераторы могут конечно и посмеяться над моими наивными умозаключениями, но мне всегда казалось, что классикой произведение делает то, что оно показывает проблему человека или общества вне времени и контекста.

Маленький человек в обществе, моральные дилеммы, кризис среднего возраста или боль от разбитого сердца и ещё многие проблемы человечества знакомые каждой цивилизации.

О какой проблеме говорит Лем?

Об общечеловеческой.

Кто мы?

Набор чувств, воспоминаний и скудного, по временным рамкам Вселенной, опыта?

Или часть какого-то великого замысла? Некого тщеславного и всесильного создателя?

Или не такого уж и всесильного?

Раз даже в нашей базовой настройке такие баги.

Но без спойлеров, скажу, что концепция Бога описанного в книге мне, если не ближе, то однозначно понятнее предложенных религиями.

О чем книга?

Роман рассказывает о космическом исследователе Крисе Кельвине, который прибывает на космическую станцию, расположенную на планете Солярис.

Планета покрыта разумным океаном, который обладает способностью материализовать человеческие мысли и воспоминания.

Это приводит к появлению "фантомов" — физических воплощений скрытых страхов и желаний героев.

Любителям психоанализа понравится.

Кроме проблем с самоопределением, Лем задается вопросом, возможно ли полноценное понимание между различными разумными существами или человечество всегда будет ограничено собственными представлениями и культурными стереотипами.

В книге поднимаются вопросы о природе человеческой памяти, вины и искупления. Кельвин и другие члены экипажа сталкиваются с призраками своего прошлого, что вынуждает их переосмыслить свои поступки и чувства (я же уже упомянула психоанализ?).

Теперь, когда контекст времени, мотивы романа понятны, давайте обратимся непосредственно к автору.

Об авторе

Лем родился в 1921 году во Львове тогда ещё в Польше. Он изучал медицину в Львовском университете, но его образование было прервано Второй мировой войной.

После войны Лем продолжил обучение в Кракове, но так и не закончил его, выбрав карьеру писателя.

-3

Первоначально Лем писал поэзию и прозу, но настоящую славу ему принесли научно-фантастические произведения.

Его первый роман, "Человек с Марса", был опубликован в 1946 году и принес ему первые положительные отзывы.

Одна из причин, почему Лем оказался так успешен в своем жанре было то, что многие идеи Лема предвосхитили современные научные открытия и технологические достижения.

Например, в своих произведениях он описывал концепции виртуальной реальности, искусственного интеллекта и нанотехнологий.

Так что не бойтесь фантазировать, вдруг через лет 60 попадете в точку.

И всё же, Лем стремился не просто создать очередную историю о контакте с инопланетной цивилизацией, а глубоко исследовать психологические и философские аспекты такого контакта

Лем черпал вдохновение из разнообразных источников, включая философию, психологию и естественные науки.

Он стремился понять, как бы выглядело столкновение человека с принципиально иной формой разума, отличной от всего, что мы можем себе представить.

Конечно это и описать трудно.

Нужно было создать нечто, что было бы одновременно понятным и непостижимым для читателя.

Лему удалось достичь этого баланса, что и сделало "Солярис" столь уникальным и запоминающимся произведением.

Кино

Роман был дважды экранизирован: в 1972 году Андреем Тарковским и в 2002 году Стивеном Содербергом.

-4

Оба фильма по-своему интерпретируют оригинальное произведение, привнося в него новые акценты и трактовки.

-5

Итог

"Солярис" — это не просто научно-фантастический роман.

Психологическое и глубокое философское исследование.

Я убеждена, что хорошая книга не просто даёт ответы на вопросы. Она ставит их перед читателем, формулирует и заставляет переосмыслить свои представления о сознании, общении и природе реальности.

Станислав Лем сумел создать произведение, которое продолжает вдохновлять и задавать вопросы, на которые до сих пор нет однозначных ответов.

И мне хочется надеяться, что мы не скоро их найдём.