Расскажу про депрессию у детей.
Вот яркий пример из классики: в романе Шарлотты Бронте «Виллет» (в другом переводе «Городок») у шестилетней девочки Полли умирает мама, а папа переживает нервный срыв. Врач рекомендует ему сменить климат, уехать путешествовать. И мужчина оставляет малышку на попечение знакомой.
Викторианские нравы сильно отличаются от современных представлений: общество не было детоцентричным, а дети рано становились самостоятельными. И уже в дошкольном возрасте напоминали маленьких взрослых.
Сегодня в подобной ситуации сложно представить, что любящий отец бросает дочь и уезжает лечить собственные нервы. А что там с ребенком — да неважно, может, когда вернется, ее уже приберет туберкулез или тиф, и проблемы не будет, можно снова жениться и делать других детей. Суровость нравов Викторианской Англии — результат высокой смертности, низкой продолжительности жизни и протестантской философии, суховатой и фаталистичной.
И все же Шарлотта Бронте живо описывает, как у маленькой девочки острая реакция горя трансформируется в депрессию.
Давайте посмотрим:
«Упершись локотком в колено, она достала из кармашка своей кукольной юбочки носовой платок размером в квадратный дюйм и тихонько заплакала. Обычно дети громко, без стыда и смущения, криком выражают боль, печаль или недовольство, а у этого призрачного существа лишь редкие всхлипывания выдавали сокровенные чувства…
…Прошло несколько дней, но малышка так и не прониклась теплыми чувствами ни к кому из домашних. Она не капризничала, не проявляла своеволия или непослушания, но существо, менее склонное к утешению или спокойствию, трудно было представить. Полли страдала: ни один взрослый человек не смог бы лучше изобразить это унылое, тягостное состояние. Ни одно хмурое лицо изгнанника, тоскующего по родине вдалеке от ее пределов, никогда не выражало это более красноречиво, чем бледное детское личико. Девочка осунулась, была безучастна и далека от жизни…
…В руках она держала крошечный носовой платок и старательно его обметывала, упрямо протыкая ткань иглой, казавшейся в ее пальчиках едва ли не вертелом. Игла то и дело попадала мимо платка, оставляя на белом батисте след из маленьких красных точек. Время от времени, когда непослушное орудие окончательно выбивалось из-под контроля и кололо особенно больно, юная леди вздрагивала, но тут же продолжала работу – по-прежнему молча, прилежно, сосредоточенно, по-женски.»
Вот они, симптомы детской депрессии:
▫️Тихий, безэмоциональный, монотонный плач,
▫️Отсутствие радости от жизни (а ведь дети — главные гедонисты, которые умеют кайфануть при минимуме средств),
▫️Апатия,
▫️Лицо со слабо выраженной мимикой, иногда маскообразное, с застывшей эмоцией печали,
▫️Низкая чувствительность к боли.
Особо меня впечатляет развитость мелкой моторики у шестилетки: девочка обучена шитью. Никто не покупает для ее маленьких пальцев специальных игл. Нормальным для девочек в этом возрасте считалось шить своим куклам чепчики и одежки, а не только обметывать ткань. И несмотря на ангедонию, отсутствие радости от шитья и жизни в целом, девочка упорно продолжает свою работу.