Греческий режиссер Йоргос Лантимос начал обретать мировую популярность после своей работы "Клык" 2009 года, в которой иносказательно разыгрывался микс из антиутопии, греческих легенд и лютого артхауса. После "Лобстера" и "Убийства священного оленя" Лантимос окончательно закрепился в авангарде наиболее перспективных режиссеров 10-х годов, получив признание даже у Американской киноакадемии, которая нехотя признает новые имена. "Фаворитка" и "Бедные-несчастные" получили множество оскаровских номинаций и не остались без наград. При этом, сам Лантимос свой долгожданный "Оскар" пока еще не получил, но на это у него есть все шансы. Есть только одна загвоздка: в последнее время режиссер схватил какой-то "синдром Гая Ричи" и стал снимать помногу, выпуская ленты каждый год. И надо сказать, что количество далеко не всегда равно качеству. Тот же Ричи превратился в почти безликого режиссера, чья стилистика в его последних лентах почти не видна. Конечно, Лантимос - это больше про артхаусное кино, но тем не менее, его темпы ускорения тоже создают ряд сомнений в целесообразности такого шага. Не успел отшуметь оскаровский лауреат "Бедные-несчастные", как на последнем Каннском фестивале засветились "Виды доброты", за которые Джесси Племонс получил награду за лучшую мужскую роль. Лента вышла в прокат и мне представилась возможность ее посмотреть и оценить. Сегодня поговорим об этой картине, стоит ли ее смотреть и не исписался ли Лантимос, явно взявший планку на выпуск не менее 2 фильмов в год.
Для начала скажу, что в принципе это не полноценное кино, а такой абсурдистский киноальманах, состоящий из 3 несвязанных (кроме 1 персонажа) историй, причем во всех историях актеры одни и те же, что придает еще большую странность увиденному.
Первая история повествует об абсолютно бесхребетном рохле Роберте Флетчере, который полностью зависит от своего босса и, скажем так, "близкого человека" Реймонда, который приказывает Роберту делать все в соответствии со своими приказами. Дело доходит до абсурда, когда после повеления Реймонда Роберт устраивает ДТП с участием другого безвольного человека, однако тот выживает, отделавшись легкими ранениями. Реймонд приказывает повторить это, но Роберт отказывается. Из-за этого Реймонд увольняет героя Племонса и отказывается с ним общаться далее. Роберт обо всем рассказывает жене, но не находит у нее понимания, она уходит, а вся жизнь героя летит под откос. Теперь ему надо вернуть внимание босса и спасти себя.
Герой второй истории - полицейский Дэниел живет в постоянном стрессе, ведь его жена - биолог Лиз - числится в списке пропавших после кораблекрушения, но ее не могут найти. Вся жизнь Дэниела - это попытки как-то жить дальше и не расклеиться, но в итоге происходит чудо: Лиз находят на необитаемом острове, где она несколько месяцев выживала. Сначала Дэниел счастлив, но позже обнаруживает, что Лиз слишком изменилась: у нее поменялись коренным образом гастрономические предпочтения, да и некоторые предметы гардероба оказались не по размеру. У Дэниела закрадывается подозрение, что это самозванка, а настоящая Лиз все еще находится где-то в другом месте. Из-за этого жизнь Дэниела постепенно начинает катиться под откос.
В третьей истории Эмили и Эндрю, члены странного религиозного культа, ищут уникума, способного оживлять мертвых. Это нужно для лидера этого культа, сексуально невоздержанного Оми, чтобы исполнить обещание перед своей "паствой" о приходе "ангела". Правда, все претендентки оказываются психически нестабильными дамочками, а все усилия Эмили и Эндрю оказываются напрасными. Ко всему Эмили неожиданно теряет расположение лидера культа Оми, и ее выгоняют. Как итог, у Эмили появляется еще большая мотивация, чтобы найти "ангела" и вернуть расположение Оми.
Конечно, после просмотра первый вопрос, который возникает: "Что это вообще такое я только что увидел?!" Все 3 истории максимально абсурдистские, затрагивающие даже кафкианские мотивы. Конечно, в них есть общий мотив: неспособность человека быть цельной личностью и зависеть от другой, более сильной личности, из-за чего любая перемена создает хаос в жизни слабого героя и все катится под откос. Но важен вопрос формы повествования и следования логике. С формой тут все сложно: Лантимос касается в повествовании самых спорных тем от свингерства и нетрадиционных отношений до элемента каннибализма, из-за чего некоторые сцены смотрятся особенно странно и достаточно неприятно. По логике тут вообще беда: ее просто нет. Абсурдизм показан до такой степени, что ни в одной из историй зритель не получит более-менее внятного объяснения происходящего.
Авторами эта картина позиционировалась как абсурдистская комедия, но именно комедийных аспектов в ней минимум. Все три истории напоминают какой-то непроработанный черновик, на основе которого и сделали этот альманах. Да, актеры стараются перевоплощаться в разных персонажей и у них это даже вполне нормально получается, но сама идея, чтобы во всех 3 историях были одни и те же лица кажется сомнительной, под конец от Эммы Стоун и Джесси Племонса начинает немного рябить в глазах. Стоун и тут не стесняется обнажёнки и откровенных сцен, но ее героини - это такая Белла на минималках (главная героиня "Бедных-несчастных"). Племонс неплохо играет слабеньких мужичков, но сказать, что это прямо перфоманс на века достаточно сложно. Дефо выступает в своих привычных амплуа, поэтому особо удивить зрителя ему нечем, но в общем получается вполне неплохо.
Технически лента снята в стилистике низкобюджетного независимого американского кино, особой изобретательности в механике картины и по технической стороне тут нет, но в общем картина вышла достаточно проходная. Лантимос и тут пытается шокировать зрителя, но, пожалуй, только эти сцены в памяти и остаются. Никакой оригинальной стилистики или сложной нарративной структуры в фильме нет, а нехитрые темы картины не получают окончательного вменяемого вывода, изничтожая всю целостность ленты.
Критикам картина понравилась вполне ожидаемо, хотя и без восторгов: 71% положительных рецензий. В прокате же абсурдистская картина не смогла привлечь зрителя: всего 12 миллионов долларов общемировых сборов при бюджете в 15 миллионов. Конечно, "Бедные-несчастные" тоже основную кассу собрали уже после получения 11 номинаций на "Оскар", но в данном случае не думаю, что это грозит "Видам доброты".
Смотреть ли это? У картины 164 минуты продолжительность и не самые удачные находки. Не лучшая работа Лантимоса, на нее можно потратить время только если Вы - хардкорный поклонник / поклонница режиссера и любите беззаветно Эмму Стоун и Джесси Племонса. Для остальных случаев время можно не тратить. Оценка итоговая 5 из 10.
Рекомендую к прочтению обзор на прошлогодний хит Лантимоса:
Также не проходите мимо рецензии на дебютную работу дочери Дэвида Кроненберга:
------------------------------------------------------------------------------------
Если Вам понравился материал, прошу оставить комментарий или подписаться. Впереди еще много чего интересного.