В декабре 2023 года, с вводом нового графика движения поездов, флагманский поезд направления №101/102 Москва-Адлер стал двухэтажным и если часто подобные решения можно назвать спорными, то в случае с этим поездом, смело можно назвать ошибочным, удивляет как подобная идея вообще могла прийти в голову и дойти до стадии согласования и внедрения в жизнь. Да ещё этому поезду достались обычные двухэтажные вагоны старого модельного ряда.
Порой создаётся впечатление, что подобные решения возможны в тех случаях, когда организацией перевозок пассажиров занимаются математики, а не пассажирщики, настоящие пассажирщики, которых всегда было мало.
А у математиков всё хорошо, за счёт двухэтажности поезда одни плюсы:
1. Увеличилось общее число мест в поезде на 46%, существенно.
2. Стоимость проезда не изменилась, она как и раньше немного выше стоимости проезда в поезде №104/103 Москва-Адлер.
П.С. Сама стоимость проезда в этих поездах это вообще отдельная тема.
Путём совсем несложных вычислений можно понять, что двухэтажность поезда позволила очень хорошо поднять экономику данного поезда.
Завтраты на обслуживание увеличились незначительно, а доходность вырасла сильно.
Но это с точки зрения пассажира двухэтажность топового поезда имеет лишь один плюс - больше мест в быстром поезде.
Но при поездке на дальнем плече, где пассажиры, кроме скорости ждут и комфорт, в том числе при поездке на второй полке, которых ровно половина в купейных вагонах.
Очевидно, что после "положительного" отклика от пассажиров на замену комфортных, но уставших РИЦов на двухэтажные вагоны, железнодорожники решили пересмотреть своё решение и вернуть поезду №102/101 Москва-Адлер одноэтажные вагоны, пока правда нет точной информации по моделям вагонов, но скорей всего это будут вагоны нового модельного ряда (двухвагонные сцепы с душем), РИЦы уже по возрасту староваты.
Также ярким сигналом, что двухэтажки в поезде №102/101 Москва-Адлер явно не к месту, стала постоянная прицепка к двухэтажным вагонам этого поезда 4 одноэтажных вагонов повышенной комфортности (ранее по заявлениям компетентных железнодорожников к двухэтажному поезду можно прицеплять только 1 одноэтажный вагон, по "сложным причинам").
Немного расстраивает, что для подобного решения, возравщения поезду одноэтажных вагонов, понадобилось значительное время и всё лето флагман направления проездит двухэтажным.
С учётом эксплуатации поезда №101/102 Москва-Адлер в двухэтажном исполнении, вес поезда незначительно был увеличен, поэтому можно рассчитывать, что обновлённый одноэтажный станет немного длиннее своего прошлогоднего собрата в 18 вагонов. Разово длина поезда была увеличена до 20 вагонов, когда торжественно запускался туристический поезд "Сочи" Туапсе-Сочи-Гагра.
В любом случае, можно говорить, что по некоторым решениям слоган "меняемся для вас" начинает работать и с 3 октября поезд становится снова одноэтажным!